Рособрнадзор объявил о том, что с начала учебного года 69 вузов лишились лицензий.
Много это или мало? Станут ли оставшиеся работать лучше? Комментирует доктор экономических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Елена РУМЯНЦЕВА.
- Могу привести такие данные: в 1914 году у нас в России существовало всего 72 высших учебных заведения, в 1917-м - 150, к началу Великой Отечественной войны - 481, а в конце 80-х - 519. То есть, даже если не привязываться жёстко к росту населения, понятно, что с конца 40-х до 90-х количество вузов поддерживалось на уровне, необходимом для обеспечения экономики нужными специалистами. Была специальная отрасль знаний - планирование кадровой потребности народного хозяйства.
Начиная с 2000 года количество вузов удвоилось. Вместо 400-500 стало 900-1000. При этом число профессоров и преподавателей если и увеличилось, то далеко не в такой же пропорции. То есть с одной стороны вроде бы очевидно: для повышения качества российского образования количество вузов должно сокращаться - в 2012 году об этом говорила тогдашняя глава Рособрнадзора Любовь Глебова. Но наводить порядок - не значит отбирать лицензии. Тем более что раньше была совсем другая политика - поощрения коммерческих, негосударственных вузов. На мой взгляд, любые запретительные, негативные меры здесь неэффективны.
Позволю себе усомниться, что 69 вузов, лишившихся лицензий, - самые ненужные. У нас сохраняется выраженная ориентация на платное обучение. Поэтому, с учётом нынешней забюрократизированности высшей школы, лицензию скорее сохранят те, кто генерирует доходы и умело отчитывается.
Для повышения качества образования нужны другие меры. В США учёный по своему достатку и престижу стоит на первых строчках рейтинга профессий. Это - политика, которая поддерживается государственным финансированием. Средняя зарплата учёного за рубежом составляет от 10 тысяч долларов до 10 тысяч евро в месяц. Так платят не только в Америке и Европе, но и, например, в Египте, в Каирском университете. Государства позволяют себе расходовать средства на огромные штаты преподавателей, а у нас повсеместно стало практикой выдавливание профессуры - "нахлебников", как их называют администраторы от образования.
В Японии уже все сто процентов мест в вузах являются бюджетными. С 2010 года там действует закон о всеобщем бесплатном высшем профессиональном образовании. По этому же пути идёт Германия, где уже 90 процентов мест в вузах - бесплатные.
То есть борьбу за качество вузовского образования надо начинать с усиления государственной поддержки, с дебюрократизации высшей школы, усиления контроля за квалификацией персонала. И конечно, должна быть увязка с потребностями народного хозяйства в кадрах. Потому что у нас ещё 15 лет назад было объявлено, что 70 процентов выпускников вузов - юристы, экономисты и менеджеры. И ничего не изменилось, хотя и тогда, и сейчас больше нужны те, кто работает, а не деньги считает.
В нынешних экономических условиях значение планирования в подготовке кадров только повышается.
14 декабря 2013 г. публикации в СМИ о результатах проведения второго мониторинга вузов и филиалов, в котором была проанализирована работа 934 вузов и 1478 филиалов, из которых 373 признано неэффективными как неуспешными для студентов. Первый мониторинг был проведен в 2012 г. Вывод министра образования и науки РФ Д.В.Ливанова: "Как правило, студенты таких вузов стали жертвами недобросовестной рекламы, иногда прямого обмана" (Источник: http://www.gazeta.ru/social/2013/12/14/5803301.shtml). Возникает много вопросов как по масштабированию этих вопросов с открытием для гласности и экспертного обсуждения показателей эффективности, так и по методам вывода вузов, по факту, из кризисов. По нашему мнению, без системного государственного планирования потребностей национальной экономики в кадрах здесь никак не обойтись.
http://file-rf.ru/context/3055