Эксклюзив
08 октября 2014
2478

Эксперт: Российско-Киргизский фонд развития будет работать в интересах всех участников Евразийского союза

ак сообщили средства массовой информации, правительство Российской Федерации одобрило создание российско-киргизского фонда развития с капиталом 1 млрд долларов, основной целью которого является адаптация экономики Кыргызстана к условиям Таможенного союза и Евразийского экономического союза.

Согласно подписанному Соглашению о развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции, Россия предоставит Кыргызстану средства на реализацию проектов путем формирования капитала фонда развития в форме международной организации равными долями в течение двух лет. Уставной капитал фонда составит 500 млн долларов; заемные средства - не менее 500 млн долларов.

Согласно документу в рамках евразийской экономической интеграции с учетом интересов адаптации и устойчивости экономики Кыргызстана к условиям договорной правовой базы Таможенного союза КР и РФ будут развивать сотрудничество в таких сферах, как агропромышленный комплекс, швейная и текстильная промышленность, обрабатывающая промышленность, горнодобывающая и металлургическая промышленность, транспорт, жилищное строительство, торговля, развитие предпринимательства, развитие инфраструктуры.

Для достижения заявленных целей правительства Кыргызстана и России в течение пяти месяцев разработают и примут программу сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции.

Создание и перспективы деятельности Фонда редакция "Евразийского развития" попросила прокомментировать независимого эксперта по инфраструктурным проектам Центральной Евразии Кубата Рахимова:
Факт создания такого фонда является результатом компромисса не только России с Кыргызстаном, но даже в большей степени России со своими ближайшими союзниками по евразийской интеграции - Казахстаном и Беларусью. Позиция этих двух стран касательно механизма обеспечения вступления бывших "горных" республик СССР - Армении, Киргизии и Таджикистана, весьма неоднозначна. Та же Беларусь сама является во многом нетто-получателем кредитных ресурсов Евразийского банка развития и не очень горит выделять какие-либо ресурсы для обеспечения вступления новых участников Евразийского экономического союза.

Поэтому создание Российско-Кыргызстанского фонда развития носит характер конструктивной поддержки не только собственно российского бизнеса в его проектах на территории Кыргызской Республики, а выступает неким совокупным финансовым инструментом в том числе и для казахстанских и белорусских проектов в Киргизии. Это очень важно для понимания процессов дальнейшей евразийской интеграции.

Разделение голосов в совете Фонда отражает компромиссный характер договоренностей: 3:2 в пользу России, а в правлении наоборот - 2:3. Это естественный механизм разделения ответственности в принятии важных инвестиционных решений, где последнее слово по крупным проектам свыше 10 млн. долларов остается за донором фонда, то есть Российской Федерации.

Есть определенные сомнения в том, что обозначенные 500 млн. долларов заемных средств удастся легко и быстро привлечь на свободном рынке финансов. Скорее всего, это будут целевые ресурсы квазигосударственных российских банков, где решение о выделении ресурсов всегда политически обусловлено. Это нормальная практика, особенно в условиях санкций в отношении России.

Есть риски, связанные с неполной прозрачностью деятельности фонда при отборе проектов, потенциальной коррупционогенностью решений исполнительных органов фонда. Но это все в принципе устранимо в случае прозрачных и понятных процедур отбора проектов, а также привлечения независимых экспертов для оценки каждого проекта и кумулятивного эффекта совокупности проектов в целом. Это важно, так как некоторые проекты могут носить взаимно деструктивный характер, поэтому очень важно их макроэкономическое и региональное спряжение.

Соответственно, очень важен процесс коррекции стратегических документов, определяющих развитие Кыргызской Республики на ближайшие годы. В частности, необходимо будет кардинально пересмотреть национальную Стратегию устойчивого развития Киргизии до 2017 года, так как будет очевидный конфликт интересов проектов между ней и целеполаганием создаваемого фонда.

http://eurazvitiye.org/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован