Эксперты ЦВПИ МГИМО: Современный сценарий и его варианты развития международных отношений: последствия для ВПО

Развитие конкретного сценария ВПО в его наиболее вероятном варианте в основном предопределено развитием того или иного базового сценария МО и его частного, конкретного варианта, которые закладывают принципиальные основы в сценарии и варианты военно-политического развития субъектов и акторов МО.

 

Когда идентичность становится проблемой? Когда возникает ощущение, что ты её теряешь…[1]

И. Крастев, болгарский политолог

 

Развитие конкретного сценария ВПО в его наиболее вероятном варианте в основном предопределено развитием того или иного базового сценария МО и его частного, конкретного варианта, которые закладывают принципиальные основы в сценарии и варианты военно-политического развития субъектов и акторов МО. Поэтому если вы хотите не запутаться в многочисленных факторах, формирующих тот или иной сценарий развития ВПО и его варианты, то необходимо изначально выяснить наиболее вероятный базовый сценарий развития МО и его наиболее вероятный вариант. Этот этап работы является обязательным и самым главным, когда речь идет о стремлении вычленить и обосновать наиболее вероятный вариант развития того или иного сценария ВПО.

Кроме того, важно вычленить влияние и значение собственно наиболее влиятельных факторов, которые играют решающую роль при формировании как базового сценария развития МО, так и его вариантов. Эти факторы могут иметь как принципиальное, так и вполне преходящие значения: в том или ином варианте сценария ВПО они могут оказывать решающее, либо второстепенное влияние (причем, по этому поводу мнения у разных политиков и экспертов могут расходиться)[2]. Поэтому надо попытаться увидеть и оценит правильно значение этих факторов: в истории случалось, что такие факторы и явления оказывались недооцененными, либо вообще не замеченными, особенно если речь идет о военных действиях, где порой второстепенные факторы играли ведущую роль. Так, заносчивость и непрофессионализм дипломатии Николая I привели к внешнеполитической изоляции России во время Крымской войны, а неготовность вермахта гитлеровской Германии к зимней кампании 1941 года[3] во многом повлияла на разгром фашистов под Москвой. Неадекватность, самолюбие и непрофессионализм М. Горбачева привели к субъективным ошибкам и преступлениям в его внешней политике, а фактическая недееспособность Б. Ельцина – к провалам в политике безопасности России.

Нередко за ложными оценками состояния МО находятся личные и групповые интересы, которые антагонистичны интересам нации и государства. Выше уже говорилось о единственно желаемом для некоторых политиков экспертов сценарии развития МО, когда Россия перейдет к капитуляции по основным вопросам своей идентичности и суверенитета, т. е. примет те нормы и правила, которые приемлемы для Запада, но не приемлемы для нации. К сожалению, это – реальная современная угроза. Поэтому оценки, анализ и прогноз развития МО и будущего России являются не только научными изысками, но и политической задачей.

В работе делается попытка объективного анализа – когда решающее значение при определении сценария развития ВПО в его конкретных вариантах имеет изначально максимально обоснованное определение базового и доминирующего в настоящее время сценария развития МО в его конкретных вариантах как более общего сценария[4]. Именно сценарий развития МО, как наиболее общий относительно сценария развития ВПО, сценарий, имеет решающее значение для основных характеристик военно-политической обстановки. По большому счёту, не смотря на всю специфику и особенности ВПО, она является только частью МО. Можно сказать и так: сценарий ВПО – часть более общего сценария МО, его последствие, обладающее определенными автономными характеристиками, влияющими на развитие более общего сценария МО. У сценария развития ВПО, таким образом, есть свои особенности и последствия, влияющие на более общий сценарий развития МО. Существует устойчивая взаимосвязь между общим сценарием развития МО и его относительно частным последствием для формирования ВПО, с одной стороны, и влиянием последнего на формирование МО, с другой стороны.

Кроме того, повторюсь, тот или иной базовый (основной) сценарий развития МО и ВПО конкретизируется в частных вариантах, т. е. практическая реализация базового (общего) сценария происходит в одном из его конкретных вариантов (хотя бывает, что и в «переходном» варианте от одного к другому). Более того – и об этом будет также сказано ниже – существуют периоды, которые я назвал «переходными», когда развитие МО и ВПО переходит от одного качества к другому, т. е. происходит смена базовых сценариев развития МО и ВПО.

В настоящее время аналогия развития МО и ВПО в мире с периодом развития МО и ВПО в1941–1945 годы, на мой взгляд, вполне уместна. Так, в 20-е годы нынешнего столетия, например, видны главные характеристики МО середины прошлого века – коалиционных характер западной ЛЧЦ[5] во главе с главным лидером, основные геополитические противники – ЛЧЦ и центры силы, ставка на военно-силовые средства политики, бескомпромиссность, последовательность, отказ от реальных переговоров и многое другое. Именно характер нынешнего базового сценария МО, формируемого политикой западной военно-политической коалицией «Военно-силового противоборства ЛЧЦ», – является основой как для развития отдельных вариантов этого сценария МО, так и базой развития сценариев и их отдельных конкретных вариантов ВПО.

Поэтому в данном  разделе предпринимается вполне субъективная попытка дедуктивно-логическим методом анализа и прогноза проанализировать и спрогнозировать развитие этого наиболее вероятного сценария МО не «вообще», а, прежде всего, в интересах оценки состояния и перспектив развития в будущем более частного сценария ВПО в его максимально конкретном варианте. Это и является конкретной и конечной целью исследования данной работы, в интересах которой необходимо попытаться максимально точно определить наиболее общие тенденции развития в мире и сценарии развития МО[6].

[1] Крастев И. «Мы больше не мечтаем о будущем, мы его скорее боимся» // Россия в глобальной политике, 2019, ноябрь-декабрь, с. 10.

[2] Ниже я специально привожу пример, когда ряд политиков считают национальные интересы второстепенным фактором (эпифеноменом) политики субъектов МО.

[3] Военная техника, как и люди, а также средства логистики требуются армии в разных климатических условиях, которое является важной функцией обеспечения военных действий.

[4] Сценарий развития МО – зд.: основа для процесса развития структуры и составных элементов всей системы факторов, формирующих МО.

[5] Нападение гитлеровской Германии на СССР в 1941 году я рассматриваю как войну широкой западной военно-политической коалиции, в которой участвовала не только Германия и её формальные союзники, включая Японию, но и целый ряд оккупированных и нейтральных государств, чьи ресурсы использовались против СССР.

[6] Подберёзкин А.И. Роль США в формировании современной и будущей военно-политической обстановки: монография. М.: ИД «Международные отношения», 2019. 462 с.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован