ВЕДУЩИЙ: На этой неделе в Баку прошло очередное, 26-е, заседание электроэнергетического совета стран СНГ. Казалось бы, ну и что? Не все даже знают о существовании такого органа. Еще один вялотекущий и малоэффективный механизм сотрудничества между республиками бывшего СССР? Признаюсь, такие мысли меня посещали, когда я готовился к освещению этого саммита. В каком-то смысле все мероприятия с участием больших начальников, в данном случае министров и замминистров энергетики, председателей правления крупнейших энергокомпаний, - дело скучное, с элементами заорганизованности, с налетом протокольности и всякого рода формальностей. Все это претит журналистам, они всегда ждут неожиданностей, обращают внимание на каждую мелочь. Интрига данной встречи была и заключалась она в неожиданном кадровом решении и важных решениях по существу обсуждаемых проблем развития электроэнергетики. Дело в том, что на встрече должна была произойти ротация руководящих органов, а с 2000 года председательствует в элекроэнергетическом совете Россия, как и практически во всех советах вслед на Советом глав государств существующих. Везде начинают с президента Путина и уже один этот момент достаточно прозрачно указывает на то, что интеграционные процессы в СНГ проходят во многом благодаря усилиям Москвы. Ротация не состоялась несмотря на то, что на своем переизбрании настаивал действующий президент совета Анатолий Чубайс. Оно не нашло поддержки. Все участники заседании единодушно высказались за то, чтобы председательствовала Россия и впредь, и проголосовали за то, чтобы президентом оставался представитель России, это председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс. Речь идет о том, что за эти 4 года председательства России в электроэнергетическом совете действительно на практике воссоздана единая параллельная сеть энергосистем. Она связывает в настоящее время 13 республик. Такого не было даже в советские времена. Тогда было только 9, остальные функционировали локально и автономно. В экспресс-интервью группе журналистов вновь избранный президент электроэнергетического совета СНГ Анатолий Чубайс не говорил о кадровых вопросах, но зато он прокомментировал важнейшие решения, достигнутые в ходе встреч и переговоров.
Анатолий ЧУБАЙС: Два события важных. Во-первых, встреча с президентом, во-вторых, поездка на Северную ГРЭС. Это произвело на нас очень сильное впечатление. Это самая современная технология производства электроэнергии на тепловых станциях. Если мы в России в 2000 году ввели первую в СНГ (нрзб.) на северо-западной станции, а то, что мы видели сегодня - это второй шаг в развитии этой самой современной технологии. Крайне интересно, перспективно и для нас особенно значимо. А встреча с президентом сегодня состоялась, это была уже вторая за очень короткий промежуток времени встреча с президентом Азербайджана. Важным было то, что там не было каких-то частных проходных вопросов. У нас нет конфликтных ситуаций, у нас нет напряжений, но есть другое - есть понимание стратегии развития энергетики Азербайджана, России, которые в этом регионе совпадают по крупным направлениям. Я имею в виду то, что замысел Азербайджана - существенное расширение электрических связей с Ираном и в наших совместных замыслах существенное усиление электрических связей между Азербайджаном и Россией. Стратегически это означает, что рано или поздно станет во весь рост вопрос о синхронизации единой энергосистемы СНГ с энергосистемой Ирана, что сейчас уже является предметом изучения и анализа. Это задача технологически очень непростая. Мы в ближайшее время российско-азербайджанскую группу направляем в Иран для переговоров. Если переговоры подтвердят техническую возможность этого, то это решение будет масштабным шагом по расширению единой синхронной зоны, центр которой находится в Москве. Это решение совпадает и с интересами стратегическими Азербайджана, и с интересами России. Такое диалог на стратегическом уровне с президентом Азербайджана подтвердил абсолютное совпадение в понимании этих приоритетов.
Когда группа поедет?
Анатолий ЧУБАЙС: Группа буквально через неделю отправляется.
Вы накануне говорили о том, что может появиться энергосистема от Лиссабона до Сибири, от Норвегии до Армении. Это нужно всем одинаково или кому-то больше, а кому-то меньше? В чем могут быть сложности переговоров, которые предстоят?
Анатолий ЧУБАЙС: Вы сейчас говорите не об иранской синхронизации, а о синхронизации с Европой. Главный подтекст сложности состоит в том, что задача такого масштаба сложности вообще технологически, политически не решалась никогда. Я надоел своей фразой о том, что на нашей планете не существует синхронизованных энергосистем такого масштаба ни по электрической мощности, ни по объему выработки, ни по географической протяженности. Именно поэтому для того, чтобы решить такую задачу, нужно детальное технологическое исследование и глубокий анализ. Помимо этого, надо добиться политических интересов десятков стран, крупнейших организаций, объединяющих энергосистемы многих стран. Для того, чтобы сделать нынешний шаг, юридически запустить процесс разработки технико-экономического обоснования, потребовалось создать один консорциум из семи государств с восточной стороны - Молдова, Украина, Белоруссия, Россия, Латвия, Литва, Эстония. Сейчас создается с западной стороны еще один консорциум из 12 государств. Это все юридически обязывающие документы, в которых каждое слово значит многое. Они все проходят процедуры согласования, положенных в каждой стране свои. По всем этим вопросам дожно быть найдено согласие. Эти два соглашения соединяются вместе и подписывают итоговое соглашение. Это уже пускают в работу.
Потенциально это всем выгодно?
Анатолий ЧУБАЙС: Я убежден именно в этом, хотя должен сказать, что 2 года назад я от имени электроэнергетического совета впервые в Европе на крупнейшем совещании энергетиков из европейских стран эту идею предложил. Главное впечатление, которое я физически ощутил, - исходящее от зала ощущение шока. Он плохо понимали, о чем я говорю, часть восприняла, как безумие, часть - как недопонимание, часть - как плохой перевод. Как сказал мне один из самых авторитетных энергетиков Германии, выслушав внимательно, подумав, посмотрел мне в глаза и сказал: (нрзб.).
Если я правильно понимаю, в Азербайджане планируется приватизировать малые ГЭС?
Анатолий ЧУБАЙС: У нас нет интереса к этим объектам. Я уже сказал, что наши интересы в Азербайджане связаны не с покупкой более мелких объектов, а связан со стратегическим сотрудничеством в выходе на новые рубежи.
Ведущий Андрей Слитенко
Радиостанция "Радио России"
21.10.2004
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/personal.cgi?news=00000003150