Extremist sites of «Imarate Kavkaz» (запрещен в России)and counteraction to «information jihad» North Caucasian bandit underground
В статье анализируется информационно-пропагандистская деятельность террористической организации «Имарат Кавказ»(запрещен в России). Рассматривается информационная инфраструктура северо-кавказского бандподполья и предлагаются меры противодействия терроризму и экстремизму в сети Интернет.
Ключевые слова: «Имарат Кавказ»(запрещен в России), «информационный джихад», северо-кавказское бандподполье, экстремистские и террористические сайты, противодействие терроризму.
In article information and propaganda activity of the terrorist organization «Imarat Kavkaz»(запрещен в России) is analyzed. Information infrastructure of North Caucasian bandit underground is considered and counteraction measures are offered terrorism and extremism on the Internet.
Источник опубликования: Красинский В.В. Экстремистские интернет- ресурсы «Имарата Кавказ» и противодействие «информационному джихаду» северокавказского бандподполья // Современное право. 2013. № 7. С. 129- 134.
Террористическая активность бандформирований на Северном Кавказе и резонансные теракты в различных регионах России свидетельствуют о том, что, несмотря на принимаемые государственными органами меры, бандподполье по-прежнему располагает значительной ресурсной и пособнической базой для совершения преступлений.
Процесс пополнения бандформирований происходит в непрерывном режиме. Наряду с социально-экономическими, политическими, идеологическими и иными факторами, важную роль в рекрутировании новых боевиков и информационно-пропагандистской поддержке террористического бандподполья Северо-кавказского региона (далее – СКР) играет Интернет.
В северо-кавказском сегменте Интернета регулярно размещаются обращения лидеров бандформирований к «братьям по вере», звучат призывы к вооруженному джихаду и угрозы терактов в отношении сотрудников органов власти и управления. Анализ контента популярных видеохостингов свидетельствует о наличии в свободном доступе значительного массива материалов об идеологии и террористической практике бандформирований СКР.
Активному использованию членами северо-кавказского бандподполья и их пособниками интернет-пространства способствуют следующие характеристики сети Интернет:
- малозатратный способ распространения информации и эффективный механизм обратной связи;
- простота подключения к сети (в том числе с ноутбуков, игровых консолей, смартфонов, планшетов, КПК и мобильных телефонов);
- высокая скорость передачи данных;
- экстерриториальный характер сети и наличие массовой аудитории пользователей;
- большой выбор интерактивных сервисов;
- высокая степень сохранения анонимности пользователя.
Возможности сети Интернет обусловливают ее использование в экстремистских и террористических целях для:
- дестабилизации политической и внутриконфессиональной обстановки в СКР;
- расширения пособнической базы бандформирований и рекрутирования потенциальных исполнителей терактов;
- подготовки, организации и координации противоправной деятельности бандподполья;
- финансирования террористической деятельности (как правило, применяются электронные платёжные системы Webmoney, «Яндекс деньги», Qiwi, Paypal, в отдельных случаях – сервис «Мобильный банк» операторов сотовой связи);
- обучения участников бандформирований приёмам и методам изготовления оружия, ВВ, СВУ, осуществления шахидами терактов, способам противодействия правоохранительным органам;
- распространения информации, направленной на пропаганду террористических и иных экстремистских идей (насильственного изменения конституционного строя, ксенофобии и др.);
- рассылки анонимных сообщений об угрозах совершения терактов.
В целях обеспечения собственной безопасности члены бандподполья и их пособники комплексно используют меры конспирации (анонимные прокси-серверы, криптографические программы и программы – «маршрутизаторы», выход в сеть из пунктов коллективного доступа, мобильный интернет с обезличенных Sim-карт и др.).
Как правило, террористическая и иная экстремистская деятельность в Интернете («информационный джихад») осуществляется с помощью трех основных видов информационных ресурсов:
а) социальные сети, блоги и форумы (профили «Имарата Кавказ» (запрещен в России) в сетях Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники», в «Живом Журнале», сервисах микроблогов Twitter, а также на специализированных форумах (саляф-форумах, исламских форумах «независимых» информационных агентств – UmmaNews, «Джамаат», «ИК-Медиа», «ИмамТВ», «Алан-Информ»);
б) сайты «вилаятов» «Имарата Кавказ» (запрещен в России)(Kavkaz-Center.com, Kavkaz.org.uk, Camagat.com, Guraba.info, Hunafa.com, Islamdin.biz);
в) чаты (Kavkazchat, IRW), мгновенные сервисы передачи информации и интернет-пейджеры.
Сложившаяся информационная инфраструктура северо-кавказского бандподполья позволяет пропагандистам и пособникам бандформирований инициировать обсуждение экстремистских материалов, их индексирование поисковыми машинами («разгон») и осуществлять первичное изучение пользователей.
Возможности социальных сетей и форумов активно используются для организации финансирования северо-кавказского бандподполья. В частности, на платформах «Одноклассники» и «В контакте» присутствуют тематические группы, модераторы которых призывают пользователей принять участие в сборе «пожертвований» для «братьев по вере». Целями подобных закрытых групп являются оказание «помощи семьям муджаидов, шахидов, поддержка исламскому призыву и «делу джихада»». Для перечисления денежных средств боевикам указаны номера счетов системы «Яндекс. Деньги», номера мобильных телефонов, карт Сбербанка и Россельхозбанка.
Общение в форумах, чатах и микроблогах используется бандподпольем для вербовочного изучения участников обсуждений, проявивших интерес к экстремистской идеологии, произвольного и манипулятивного толкования коранических аятов и хадисов Пророка, интерпретации джихада как войны с инаковерующими, обвинений представителей традиционного для СКР тариката накшбандийа, кадирийа и шазилийа в невежестве (джахилии), неверии (куфре) и язычестве (шикре).
Интернет-ресурсы бандподполья СКР отличаются привлекательностью графического оформления, оперативностью обновления, продуманностью интерфейса, приоритетной ориентацией на молодежь. Особенностями их технической организации являются: регистрация доменов на подставных лиц, размещение на серверах зарубежных провайдеров, наличие «зеркал» - веб-ресурсов с частично измененной именной группой.
По содержанию информационные материалы террористического бандподполья СКР можно условно поделить на три основные категории:
а) видеоролики со сценами совершения боевиками преступлений (терактов, убийств сотрудников правоохранительных органов и др.);
б) обращения участников бандформирований (угрозы должностным лицам органов власти и управления, сотрудникам правоохранительных органов, присяги «амирам» «секторов» и «вилаятов» и др.);
в) материалы дезинформационного характера (о социально-политической обстановке, общественных и государственных деятелях и др.).
По направленности экстремистской пропаганды можно выделить следующие формы «информационного джихада» с использованием сети Интернет:
- размещение мультимедийных материалов с критикой российского руководства, органов власти СКР, формированием нетерпимости по отношению к России («кафирской Русне»), пропагандой построения государства «Имарат Кавказ»(запрещен в России) с шариатской формой правления;
- распространение фото и видео-изображений действующих и нейтрализованных участников бандгрупп и результатов «шахидских операций»; «героизация лидеров джихада» и размещение информации о них в разделе «Геноцид»;
- пропаганда «культуры и истории джихада» (обоснование преемственности современного джихада и вооруженной борьбы имамов Гази-Магомеда, Шамиля; история салафитской уммы, поэзия «истинных мусульман»– «нашиды»);
- индивидуальная агитационная обработка пользователей путем распространения выборочных отмененных аятов, якобы призывающих к совершению преступлений, фетв по вопросам джихада и вынесения такфира, а также применения аятов о многобожниках и неверных в отношении мусульман;
- рассылка электронных писем целевой аудитории с призывом к исправлению акиды, «чистому» исламу, джихаду против куфра и ширка, к освобождению оккупированной кафирами исламской территории (дар аль-ислам), а также рассылка террористических угроз в адрес должностных лиц органов власти и управления, сотрудников правоохранительных структур, представителей СМИ и официального ислама;
- разработка и распространение сетевых компьютерных игр, пропагандирующих идеологию вооруженного джихада (компьютерная игра «Bamut»).
Следует отметить, что вместо противодействия экстремистской идеологии северо-кавказского бандподполья органы власти и управления занимаются, главным образом, борьбой с экстремистскими и террористическими сайтами.
Действующее законодательство Российской Федерации позволяет осуществлять работу по ограничению доступа к интернет-ресурсам, используемым членами бандподполья и их пособниками, в рамках двух основных направлений:
1. Блокирование сетевых адресов или прекращение делегирования домена в случае расположения интернет-ресурса в зонах «ru» и «рф» .
2. Фильтрация трафика на пограничных маршрутизаторах интернет-провайдеров.
При организации работы по выявлению и пресечению террористической и иной экстремистской деятельности в сети Интернет правоохранительные органы сталкиваются с рядом проблем правового и организационного характера, затрудняющих привлечение к уголовной ответственности абонентов сети, в том числе вынашивающих намерения совершить террористический акт или вступить в ряды бандподполья.
Так, в числе проблем правового характера можно отметить:
1. Отсутствие унифицированных международно-правовых позиций в отношении определения понятий «интернет-ресурсы», «экстремизм», «экстремистская организация», «экстремистские материалы» и «двойные» стандарты в вопросах экстрадиции и уголовного преследования террористов.
2. Отсутствие международной договорной базы, регулирующей порядок прекращения функционирования сайтов, содержащих противоправную информацию, и блокирования доступа к ним.
3. Несовершенство законодательного регулирования правового статуса и ответственности субъектов, осуществляющих деятельность в сети и предоставляющих доступ к Интернету (провайдер, администратор (владелец) сайта, хостинг-провайдер), что не позволяет разграничить их ответственность за размещение противоправной информации.
4. Правовые ограничения, предусмотренные ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» на проведение отдельных оперативно-розыскных мероприятий в отношении подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений экстремистской направленности небольшой тяжести (ч.1 ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», ч.1 ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, унижение человеческого достоинства»).
К проблемам организационного характера относятся:
1. Особенности технической организации сети Интернет, которые позволяют регистрировать доменные имена сайта в одной стране и размещать информацию в другой, что создает затруднения при выявлении и ликвидации сетевых центров (серверов, доменов, веб-сайтов) бандподполья.
2. Возможность подключения к Интернету лиц, вынашивающих террористические и иные экстремистские намерения, из пунктов коллективного доступа, где не ведется отождествление личности посетителей и не установлены камеры видеонаблюдения.
3. Отсутствие четкой организации и оперативного сопровождения экспертного процесса по экстремистским материалам, размещенным в Интернете (использование невалидных методик, привлечение экспертов ненадлежащей квалификации, отсутствие работы с экспертами и судейским корпусом).
4. Отсутствие четкой методики формирования Федерального списка экстремистских материалов (неоднократное вынесение судебных решений по одним и тем же веб-ресурсам, с одной стороны; непризнание экстремистскими материалов из Федерального списка с измененными реквизитами (год издания, наименование издательства) и их электронных копий, с другой; некорректное указание сетевых адресов и т.п.).
С учетом изложенного, предлагается комплекс взаимосвязанных организационно-правовых, научно-технических, кадровых, методических и информационно-аналитических мер по совершенствованию работы компетентных государственных органов, направленной на выявление и пресечение террористической и иной экстремистской деятельности бандподполья в сети Интернет.
Организационно-правовое обеспечение выявления и пресечения террористической и иной экстремистской деятельности северо-кавказского бандподполья в сети Интернет должно включать: участие специалистов правоохранительных органов в разработке законодательных, подзаконных и межведомственных актов в рассматриваемой области; взаимодействие с зарубежными партнерами, в интернет-сегментах которых действуют экстремистские сайты; координацию и взаимодействие оперативных и следственных подразделений, подразделений программ содействия, НАК, пресс-служб и информационных центров федеральных и региональных органов власти.
Научно-техническое обеспечение предполагает планирование, проведение, координацию и внедрение результатов НИР и НИОКР по разработке и модернизации программно-аппаратных средств сетевого мониторинга, систем фильтрации и автоматизированного перевода мультиязычной информации, анализаторов изображения в социальных сетях, рост уровня технической оснащенности и внедрение научно обоснованных рекомендаций по повышению эффективности деятельности на направлении информационного противоборства терроризму и экстремизму.
Кадровое и методическое обеспечение охватывает приоритетное комплектование подразделений правоохранительных органов по линиям обеспечения информационной безопасности, программ содействия, информационного противоборства, подготовку и повышение квалификации экспертов-психологов - лингвистов, IT-специалистов (в том числе с углубленным знанием религиоведения, арабского и турецкого языков), разработку программ обучения и необходимых методических материалов.
Информационно-аналитическое обеспечение должно включать своевременное предоставление руководству государственных органов и заинтересованных подразделений правоохранительных органов материалов, необходимых для проведения государственной политики РФ в области информационного противоборства терроризму и экстремизму, организации и осуществления оперативно-служебной деятельности на данном направлении, систематическую подготовку контрпропагандистских материалов (прежде всего, фото- и видео), рассчитанных на различные целевые аудитории, их грамотное анонсирование и активное информационное продвижение в «топы» поисковых систем.
Успешное осуществление предложенных мер зависит от наличия достаточного финансового и ресурсного обеспечения.
Следует констатировать, что в комплексе принимаемых государственными органами мер по противодействию терроризму и экстремизму на территории СКР длительное время превалировала силовая составляющая. Главным, а зачастую - и единственным инструментом борьбы с бандподпольем являлись контртеррористические операции и оперативно-боевые мероприятия.
Однако опыт применения такой стратегии показал, что бандподполье достаточно быстро восстанавливает систему координации террористической деятельности, свою численность и боеспособность, нарушенную после нейтрализации бандглаварей различного уровня. В этих условиях наиболее эффективным представляется системный, комплексный подход в области противодействия терроризму и экстремизму, основанный на информационно-пропагандистской и профилактической работе с местным населением, и особенно с молодежью.
В настоящее время повышению эффективности принимаемых мер по противодействию терроризму и экстремизму в СКР могут способствовать:
проведение и внедрение результатов научных исследований, связанных с разработкой и реализацией информационно-пропагандистских мероприятий антиэкстремистской и антитеррористической направленности;
создание в СКР оперативных механизмов информационно-пропагандистского обеспечения противодействия терроризму и иным формам экстремизма, восстановления доверия населения к правоохранительным органам;
разработка и реализация долгосрочной Стратегии национальной политики в СКР;
содействие внутри- и межконфессиональному диалогу;
разработка и последовательное осуществление комплексных программ социально-экономического развития региона, направленных на создание рабочих мест и привлечение молодых специалистов;
организационно-правовое укрепление комиссий по адаптации бывших участников бандподполья, развитие программ по интеграции в мирную жизнь (переезд, трудоустройство, социальная защита) лиц, возвратившихся из мест лишения свободы;
амнистия участников бандформирований, не совершивших тяжких преступлений, добровольно сложивших оружие и готовых сотрудничать со следствием;
разработка и реализация в религиозных и светских учебных заведениях образовательных программ, направленных на противодействие религиозному радикализму и экстремизму.
Успешное противодействие «информационному джихаду» северо-кавказского бандподполья невозможно без разработки и проведения эффективной молодежной политики, реализации антикоррупционных программ, последовательной государственной политики в области исламской культуры и образования.
Красинский Владислав Вячеславович
доктор юридических наук, член Общественного
консультативного научно-методического Совета
при ЦИК России