Эксклюзив
27 апреля 2009
5671

Электронному правительству быть

В пятницу в Завидово Тверской области Президент России Дмитрий Медведев провёл рабочую встречу с Заместителем Председателя Правительства - Руководителем Аппарата Правительства Сергеем Собяниным и Министром связи и информации Игорем Щёголевым.

Как сообщила пресс-служба Президента России, обсуждались перспективы реализации проекта электронного правительства.

Сергей Собянин рассказал о разработке плана по созданию в стране подобной системы. Данный план включает в себя ряд направлений работы: предоставление государственных услуг гражданам при помощи современных информационных технологий, развитие ведомственных справочных систем, налаживание межведомственного электронного документооборота. Предполагается также создать вертикально интегрированную государственную автоматизированную систему планирования и мониторинга.

О необходимости формирования электронного правительства в стране речь шла на заседании Совета по развитию информационного общества 12 февраля 2009 года.

Перспективам развития интернета и вопросам доступности государственных услуг также было посвящено очередное обращение в видеоблоге Дмитрия Медведева.


Напомним, о чём шла речь на первом заседании Совета при Президенте по развитию информационного общества.

Глава государства указал на недопустимо низкий уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в России. Несмотря на наличие интеллектуальных ресурсов и довольно быстрое распространение новых технологий и телекоммуникаций в последние годы, - отставание от стран, лидирующих в этой сфере, только увеличивается.

Особого внимания требует ситуация с крайне неэффективным использованием ИКТ органами власти и фактическое отсутствие так называемого электронного правительства. Президент в этой связи призвал ответственные ведомства сделать всё, чтобы подписанный 9 февраля Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" заработал в самое ближайшее время.

На заседании был одобрен ряд предложений по реализации Стратегии развития информационного общества в России. В частности, будут созданы восемь рабочих групп: по формированию доступной информационно-коммуникационной структуры; по использованию ИКТ в образовании и науке; в сфере здравоохранения и соцзащиты; для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; по вопросам национальной промышленности в сфере ИКТ; по проекту электронного правительства; по использованию ИКТ в сфере культуры и культурного наследия; по вопросам противодействия использованию ИКТ в целях нанесения ущерба национальным интересам России. Отдельная рабочая группа займётся развитием использования информационно-коммуникационных технологий в регионах.

Поэтому наша редакция электронного издания "Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон)" считает необходимым привести для сведения общественности страны с помощью официального сайта Президента России www.kremlin.ru прямой текст этого разговора с нашим кратким комментарием.


Начало рабочей встречи Президента России Дмитрия Медведева с Заместителем Председателя Правительства - Руководителем Аппарата Правительства Сергеем Собяниным и Министром связи и информации Игорем Щёголевым:

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги!

Мы с вами встречались, когда проходил Совет по развитию информационного общества. Говорили о печальной судьбе электронного правительства в нашей стране. Это правительство у нас не создано или пока пребывает "в изгнании". И нам нужно его "вернуть на рабочие места", потому что это тот путь, по которому двигаются все развитые государства, и мы должны этим заниматься.

По итогам Совета я давал ряд поручений по этой проблематике. Хотел бы послушать, какие есть предложения.

С.СОБЯНИН: Дмитрий Анатольевич, вначале хотел Вам вручить первый отчёт о защите персональных данных граждан, сделанный уполномоченным органом. В соответствии с законом от 2007 года о персональных данных мы должны обеспечивать мониторинг, защиту персональных данных и ежегодно представлять доклад. Такой доклад сделан впервые.

За этот год внесены в реестр операторы персональных данных от
50 тысяч субъектов, хотя, конечно, эта работа находится на начальной стадии. Их реально гораздо больше. Проведены первые расследования дел по заявлениям граждан и юридических лиц: около нескольких десятков таких дел рассмотрено, в том числе 22 административных дела.

И, собственно, вся работа в этом направлении была сосредоточена на том, чтобы сориентировать органы государственной власти, которые ведут персональные базы данных, для того чтобы они привели свою работу в соответствие с федеральным законом. Такая работа начата, она, конечно, сложная, системная и требует дальнейшего правового и организационного регулирования. Это первое.

Д.МЕДВЕДЕВ: Хорошо. Надо этим заниматься дальше. Закон когда был принят?

С.СОБЯНИН: В 2007 году. То есть это, по сути дела, первый год работы в соответствии с этим законом.

Д.МЕДВЕДЕВ: Закон 2006 года, но вступил в силу в 2007 году.

С.СОБЯНИН: Да, в 2007 году закон вступил в силу.

Д.МЕДВЕДЕВ: Продолжим.

С.СОБЯНИН: В соответствии с Вашим поручением, которое Вы дали на Совете по развитию информационного общества, Правительство подготовило план действий по развитию электронного правительства, план был принят буквально в течение нескольких дней после Вашего поручения, данного на Совете.

И в соответствии с этим планом намечен ряд направлений работы. Первое - это развитие ведомственных систем информации, внутри ведомств, информационное обслуживание, информационно-справочные ведомственные системы. Второе - это межведомственный документооборот и межведомственное электронное взаимодействие. Третье - это создание вертикально-интегрированной государственной автоматизированной системы планирования и мониторинга. И четвёртое, пожалуй, самое важное - это предоставление государственных услуг в электронном виде гражданам.

По первому разделу работа находится в достаточно продвинутом состоянии: внутриведомственные системы, интернет-сайты существуют практически во всех ведомствах. Вопрос в том, что их нужно, конечно, развивать и дальше.

Д.МЕДВЕДЕВ: Вчера посмотрел ту переписку, которую ведут наши граждане, в том числе по итогам моих видеообращений в рамках блогов на платформе LiveJournal. На что обратил внимание - пишут: хорошо, что Вы за это взялись. В некоторых ведомствах очень хорошие сайты, удобно пользоваться, хорошая информация. Приводят в пример нашу налоговую службу, всё-таки там довольно давно этим занимаются, и качество приличное. А некоторые безобразные, говорят, невозможно ничего понять, "сапоги всмятку", приводят в пример Федеральную миграционную службу. Поэтому нужно этим заниматься обязательно, потому что люди на это обращают очень большое внимание.

С.СОБЯНИН: Абсолютно верно, поэтому нами разработан порядок информационно-справочной поддержки граждан и организаций по взаимодействию с органами исполнительной власти. Это уже общий порядок и общие требования к интернет-сайтам и информационному взаимодействию. Это то, что касается ведомственных систем.

Что касается предоставления услуг в электронном виде, то в I квартале создано 177 публичных центров правовой информации. И до конца года мы планируем создать около 300 таких публичных центров.

Второе. Сформирован перечень нормативно-правовых актов, направленных на регулирование вопросов оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, что также важно - это основа плановой нормативной работы.

И определён - мы рассмотрели его на административной комиссии Правительства - перечень государственных услуг, которые требуют первоочередного перевода в электронную форму. Таких услуг около пятидесяти. Это, собственно, главное направление работы ведомств и административной комиссии Правительства.

Д.МЕДВЕДЕВ: То есть это услуги, по которым граждане в основном обращаются, типичные услуги?

С.СОБЯНИН: Да, типичные услуги, наиболее востребованные, которые технологически возможно в ближайшее время перевести в электронный вид.

И то, что касается межведомственного электронного документооборота. Мы уже запретили посылку в письменном виде ведомственных документов из Правительства.

Д.МЕДВЕДЕВ: Бумагу уже сэкономили.

С.СОБЯНИН: И первая стадия электронного документооборота, она создана и работает: уже в электронном виде направляются в ведомства, в министерства все документы из Правительства.

Вторая стадия - это, собственно, уже электронное взаимодействие. Не просто документооборот, но и взаимодействие между ведомствами. Это, конечно, более сложная задача, но мы планируем её завершить до конца 2010 года. Это реальная работа, которая уже поддается чёткому планированию, и виден конец этой работы.

Д.МЕДВЕДЕВ: Знаете, раньше много вопросов возникало (не знаю, как сейчас, надо проверить) с протоколами взаимодействия между различными структурами. То есть платформы, протоколы все разные, написанные под разные программы, разные стандарты. Надо дать всем по разным местам, чтобы они все эти протоколы привели в порядок, потому как это техническая вещь, но из-за этого невозможно состыковать. У одних в одном направлении всё сделано, у других - на другой базе.

С.СОБЯНИН: Создание таких стандартов взаимодействия - это ближайшая задача, которой мы сегодня и занимаемся.

И.ЩЁГОЛЕВ Более того, мы пришли к выводу, проанализировав ход нашей работы над этим проектом, что, строго говоря, самого проекта и нет. То есть мы определили отдельные направления, и каждый получил максимальную свободу действий.

С одной стороны, может быть, это и неплохо, родилось много разных идей, но теперь уже тот период, когда можно сопоставить, отделить зерна от плевел и выбрать ровно то, что нам нужно. Поэтому мы поставили перед собой задачу построить такой системный проект, свести всё воедино, связать, с тем чтобы можно было дальше уже действовать по наполнению контентом. Завершить технологический этап.

Д.МЕДВЕДЕВ: Надо обязательно это сделать, тем более что наличие разных платформ, различие протоколов является ещё довольно-таки банальным оправданием наличия разных бюджетов на эту тему, потому что каждое ведомство осваивает под это свой бюджет, говорит: нам на этом удобнее работать - и так далее. Надо уже окончательно выбрать.

С.СОБЯНИН: И четвёртое направление связано с созданием единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной системы управления. Она основана на единой технологической, конечно, платформе, как Вы правильно сказали, но и требует идеологического наполнения.

Раньше были созданы системы в рамках мониторинга нацпроектов, достаточно успешно была реализована эта система. Создана система в соответствии с указом Президента по эффективности деятельности региональных властей. Сегодня эта система также трансформирована в мониторинг антикризисных мероприятий. Такой доклад ежеквартально разрабатывается Минрегионом на той базе, которая была создана для мониторинга эффективности деятельности органов госвласти.

Здесь аккумулированы все вопросы, связанные с рынком труда, с деятельностью промышленности, сельского хозяйства, жилищного строительства и так далее, как это все функционирует в условиях кризиса, и мониторинг тех мероприятий, которые проводят субъекты Российской Федерации. По этому мониторингу видно, кто хорошо работает, а кто плохо, у кого реализуются эффективные мероприятия, а у кого - недостаточно.

Эта работа также будет продолжена с учётом Вашего поручения, чтобы мы "канализовали" всю информацию через одно окно, чтобы каждое ведомство не требовало бесконечной информации от субъектов. К сожалению, в рамках антикризисных мероприятий объём информации, затребованной от субъектов, вырос где-то в четыре-пять раз - это, конечно, недопустимо.

Д.МЕДВЕДЕВ: Абсолютно.

С.СОБЯНИН: Эта работа должна быть в мае завершена, и создана единая система мониторинга [реализации] антикризисных мероприятий.

Помимо этого в соответствии с концепцией-2020 приняты основные направления деятельности Правительства. И, собственно, основная деятельность Правительства ляжет в основу создания системного проекта в рамках ситуационного центра Правительства.

Помимо этого вся эта систематизированная информация будет доступна для работы в ситуационных центрах Президента, Администрации Президента, министерств и ведомств. Так что создаётся, по сути дела, наполненная системной информацией система управления - государственная автоматизированная система управления.

Д.МЕДВЕДЕВ: Хорошо. Хотел бы, чтобы Вы эту работу продолжили и регулярно мне докладывали о результатах.

С.СОБЯНИН: Хорошо, будет сделано.

Д.МЕДВЕДЕВ: Договорились".

Из доклада Сергея Собянина следует, что дело с созданием электронного правительства под нажимом Президента России Дмитрия Медведева сдвинулось с мёртвой точки и постепенно набирает обороты. Как всегда у нас в России самое трудное добиться должного взаимодействия между ведомствами. Но и здесь по словам Министра связи и информации Игоря Щёголева его министерство сводит всё в единый системный проект по одному стандарту.

И разумеется радует, что правительство воспользовалось системой, созданной в своё время под руководством Дмитрия Медведева для мониторинга национальных проектов и преобразовала её в мониторинг антикризисных мероприятий.

Как сказал Заместитель Председателя Правительства - Руководитель Аппарата Правительства Сергей Собянин, "здесь аккумулированы все вопросы, связанные с рынком труда, с деятельностью промышленности, сельского хозяйства, жилищного строительства и так далее, как это все функционирует в условиях кризиса, и мониторинг тех мероприятий, которые проводят субъекты Российской Федерации. По этому мониторингу видно, кто хорошо работает, а кто плохо, у кого реализуются эффективные мероприятия, а у кого - недостаточно".

И в скором времени, что ценно само по себе, будет создана "помимо этого в соответствии с концепцией-2020 приняты основные направления деятельности Правительства. И, собственно, основная деятельность Правительства ляжет в основу создания системного проекта в рамках ситуационного центра Правительства.

Помимо этого вся эта систематизированная информация будет доступна для работы в ситуационных центрах Президента, Администрации Президента, министерств и ведомств. Так что создаётся, по сути дела, наполненная системной информацией система управления - государственная автоматизированная система управления".

Как видно, не зря Президент России создал при себе Совет по развитию информационного общества. Он дал необходимый импульс по развитию такого общества и в нашей стране.

Лев Иванов.

27 апреля 2009 года.
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован