11 ноября 2002
7868

Елена Шанина: `меня кто-то сбил с толку, сказав, что актриса должна быть умной...`

В свое время в Ленкоме шутили, что на сцене сначала появляются глаза, а потом сама Елена Шанина. Тот, кто видел ее Кончитту, Неле, Мирру, наверное, никогда не забудет этих бездонных трагических глаз. Но они могли быть озорными и даже шальными, когда их обладательница превращалась в Эллочку-людоедку в захаровской экранизации "Двенадцати стульев" или Наталью Петровну из мирзоевского спектакля "Две женщины".

- Елена Юрьевна, вы говорили, что ваша мама тревожилась, когда вы плакали над книгами и фильмами...

- Мама беспокоилась, что я вырасту слишком ранимой и не выдержу ударов судьбы. Поэтому она была со мной часто очень жесткой - так, ей казалось, легче меня сберечь для будущего. Но... не уберегла (смеется). На самом деле все оказалось проще. Человек, хоть раз испытавший радость творчества, уже никогда не откажется от этой радости. А творчество - это всегда открытость миру, сочувствие, "переживательность".

- Других вариантов судьбы жизнь не предлагала?

- Я в детстве очень любила танцевать и хотела заниматься балетом. Но мне до определенного возраста не позволялось не только танцевать или бегать, но даже много ходить. Причина - болезнь, которая тогда называлась "порок сердца". Потом эта нереализованная энергия начала меня сжигать, и я все время рвалась танцевать. Но упустила время. Поэтому пошла в одну из казанских драматических студий. Там я почувствовала вкус к театру. Однако педагог сказала, что артисткой мне не стать из-за картавости. Но я же Козерог, а они упертые! Ходила, рычала изо всех сил и наконец научилась выговаривать "р". Правда, только к шестому классу.

- Вы решили стать актрисой и поехали в Ленинград поступать в ЛГИТМиК?

- Я поехала к бабушке, потому что мы по маминой линии питерцы. Папа окончил Институт водного транспорта, и семья оказалась в Казани. Для мамы это было настоящей ссылкой. И я очень любила Питер, мы всей семьей мечтали о нем, как чеховские сестры о Москве. Воспитывали меня строго, по-питерски: никаких гуляний, никаких школьных вечеринок. К тому же меня кто-то сбил с толку, сказав, что актриса должна быть умной (смеется). Я много читала, в том числе специальную литературу. У меня была замечательная учительница по литературе - колоритная башкирка с постоянным мундштуком в зубах, фронтовичка. Она за год натаскала меня по живописи, музыке и литературе. Мы вместе ходили в консерваторию, и я со своим непрофессиональным слухом могла по первым нотам определить, чья музыка звучит. Все это мне потом здорово пригодилось. Если человек сам не создает свой духовный мир, он теряется, он одинок.

- Какими были ваши студенческие годы?

- Первый раз я пришла в театральный институт еще в девятом классе для того, чтобы узнать условия приема. Готовилась заранее... Там я наткнулась на двух волосатых юношей, которые стали морочить мне голову, говорить что-то о храме, о таинстве искусства, таскать меня по аудиториям. Потом пригласили есть мороженое. Я им честно о себе рассказала, читала свои стихи. Когда прочла, один из волосатиков (позже оказалось, что это Миша Боярский) сказал, что меня пора отвозить к бабушке. Что они и сделали. На следующий год, когда я поступила, мы столкнулись с ним в дверях. С тех пор дружим. Он женился на моей самой близкой подруге и сокурснице Ларисе Луппиан.

- Помнится, вы сетовали, что ваш педагог Игорь Владимиров пытался наклеить на вас ярлык определенного амплуа.

- Так происходит со всеми режиссерами. Когда ты уверенно чувствуешь себя на сцене и нравишься зрителям, режиссеры невольно начинают использовать твой образ.

- В Ленкоме было так же?

- Да. Я двадцать с лишним лет считалась молодой героиней, и когда этот период естественным образом закончился, Захаров просто не знал, что со мной делать. При всем его уважении и хорошем отношении ко мне. Он и сказал мне об этом честно, добавив, что поддержит любую мою идею. Так в Ленкоме возник спектакль "Две женщины" по пьесе Ивана Тургенева "Месяц в деревне", где я играю Наталью Петровну. Я привела в театр режиссера Мирзоева и художника Каплевича. Захаров нас поддержал.

- Это делает ему честь. Захаров нечасто приглашает чужаков...

- Конечно! Сейчас наш театр настроен на молодежь. И я когда-то пришла на главную роль прямо со студенческой скамьи. Почему бы так не сделать другим?

- В жизни актеров всегда властвует его величество случай?

- Это сложная тема. Надо понять, что такое случай, что такое подготовка к нему и что такое готовность. Есть вещи, которые невозможно просчитать... Я хорошо помню, как мы с Колей Караченцовым сидели в репетиционном зале и прослушивали материал к спектаклю "Юнона" и "Авось". ошлись в одном: играть-то в сущности нечего... Действительно - "прибежала, убежала, а он умер"... Я никак не рассчитывала, что роль Кончитты принесет мне определенную известность.

Но в "Юноне" была тема! И она, наверное, совпала с какой-то моей внутренней верой. Я верю в то, что без сильных эмоций очень сложно существовать в искусстве. Я верю, что существует любовь и верность. Я это знаю наверняка, потому что моя питерская бабушка, которой сейчас девяносто, осталась одна в 26 лет. О том, что деда расстреляли, она узнала только в 53-м... Я знаю много других женщин, которые, как и Кончитта, верили, ждали, не выходили замуж, будучи красивыми и сильными. Почему-то, когда такое показывают на сцене, многие ставят это под сомнение.

- Как воспринимали спектакль за границей?

- Во Франции нас принимал Пьер Карден. Было очень красиво, горели свечи. А потом я мерила разные наряды в его магазине. При этом считала свои грошовые командировочные. Когда он это понял, то велел все, что я мерила, завернуть и преподнес мне в подарок. Серьезным испытанием стали для меня гастроли в Нью-Йорке. Тогда шел разговор, что я старею и меня пора менять. Перед поездкой устроили конкурс на роль Кончитты. Все молодые актрисы пошли пробоваться. Дело доходило до того, что меня останавливали и спрашивали, где, мол, тут конкурс. Я показывала... И все же поехала я. Это были мои последние и очень шумные гастроли. И был успех! Несмотря на то что этот спектакль не шел за модой. Он назывался рок-оперой, но не был ею. Просто в нем была атмосфера: свет, музыка, душа, молитвы...

- Вы так же трепетно отзываетесь и о своей Мирре из спектакля "В списках не значился".

- Эта роль требовала исповедальности, высокого эмоционального напряжения. Во время спектакля у меня поднималась температура. На спектакле однажды присутствовал Патриарх. Он благословил его и сказал, что это самый святой спектакль о войне.

- Как вы познакомились с Владимиром Мирзоевым?

- Его работы мне всегда нравились. Видела их еще в ДК им. Зуева, до отъезда Мирзоева в Канаду, когда он еще работал в Театральных мастерских. А теперь мне по душе идти вместе с ним по острию ножа его необычной формы и наполнять ее декоративность серьезным содержанием.

- Чувствуется, что вы любите порезвиться в его хулиганских "Двух женщинах"! Но при этом не позволяете себе перейти грань хорошего вкуса.

- Не знаю... Во всяком случае, пока никто еще не ругал. Наверное, есть какая-то питерская осмотрительность. Это как с одеждой. Чтобы одеваться смело, нужен особый вкус. А если его нет, нужно одеваться осторожно.

Про мою питерскую "рафинированность" мы даже спорили с Захаровым. Он мне советовал пойти и послушать, как разговаривают подмосковные девчонки у метро. А я ему говорила, что пусть эти девчонки приходят в театр и послушают, как говорят актеры. Стиль и мода могут меняться в разных направлениях. Скоро в моде будут чистота, девственность и нежность.

...Но вернемся к "Двум женщинам". Один мой знакомый сказал: "Глаза закрою - вроде Тургенев..."

- ...А открою - Кафка?

- (Смеется.) Почти. Когда Мирзоев мне сказал, что вот есть такая хорошая пьеса для меня - "Месяц в деревне", то я согласилась вяло. Нарисовала в воображении все эти шали, беседки и качалки... Володя возразил: "Ты представь меня и Каплевича и поймешь, что никаких шалей не будет".

- Вы могли бы сравнивать Ленком 70-х и нынешний?

- Ленком тогда существовал "вопреки". В 70-х по семь раз не принимали спектакли. У Захарова болело сердце, ему приходилось идти на ужасные компромиссы. Мы были не лицедеями, а почти рабами. У нас не было ощущения, что мы звезды, что мы сильны и все можем. Сейчас в связи с 20-летием спектакля я читаю восторженные слова о нашей "Юноне" и думаю, где же эти авторы были раньше. Если бы я знала, что я такая, то "люкс" себе в гостинице просила или хотя бы машину к подъезду (смеется). А я все ждала, что меня заменят... Мы были другими.

Павел Подкладов

11.11.2002

www.vashdosug.ru

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован