- Элла Александровна! Недавно в средствах массовой информации были опубликованы выводы международной правозащитной организации "Freedom House" о том, что по уровню обеспеченности гражданских свобод Россия стоит в одном ряду с Северной Кореей, Габоном и Ливией. Вы выступили с критикой подобных заключений. Чем продиктована Ваша позиция?
- Давно уже многие специалисты по правам человека и правозащитники не считают организацию "Freedom House" профессиональной и беспристрастно оценивающей ситуацию в мире, каковой она была в прошлом. Предлагаемые ею критерии оценок не состоятельны с экспертной точки зрения. Поэтому и выводы - поверхностные, конъюнктурные, политически провокационные, особенно в отношении России - трудно воспринимать всерьез.
Подобного рода "исследования" наносят ущерб российскому сотрудничеству с действительно серьезными правозащитными организациями - такими как "Международная амнистия", "Human Rights Watch", Комиссия выдающихся юристов и др., и позволяют нашим нерадивым чиновникам еще в большей степени отмахиваться от рекомендаций как наших, так и зарубежных правозащитников.
А это очень плохо, т.к. ситуация с правами и свободами в стране по многим параметрам неудовлетворительная, сложная и противоречивая. Что-то улучшилось за последнее время, что-то ухудшилось. Многое вызывает тревогу и требует огромных усилий, как со стороны общественности, так и со стороны государства. Но ставить Россию в один ряд с тоталитарными и одиозными режимами - оскорбительно для наших людей. Только в воспаленном воображении можно представить народ России темным, забитым, запуганным, безграмотным, безмолвным и бессловесным.
Неплохо, когда бывшие руководители и сотрудники ЦРУ становятся "правозащитниками", но плохо, когда в новом качестве работают так грубо и неуклюже.
- Элла Александровна, человечество всегда стремилось, стремится и будет стремиться к счастью и благополучию. Что касается России, то наш народ всегда, мечтая о гипотетическом счастливом будущем, никогда не верит в то, что это возможно уже сегодня, сейчас, в настоящем времени. Не верит, но надеется в своей стране чувствовать себя не просто объектом налогообложения, а полноценным гражданином: защищенным и уважаемым. Времена меняются, а это ощущение не приходит. Бедные беззащитны по определению, богатые - боятся за свой бизнес.
- Страна благополучна тогда, когда органично сочетаются интересы личности, общества и государcтва. Поэтому изменение качества жизни - это процесс взаимных усилий власти и общества, человека и государства. Мы часто, и вполне заслуженно критикуем тех, кто нами управляет. Но почему бы, одновременно, не стать более требовательными и к себе? Знаете, как, например, трудно найти свидетеля правонарушения?! И чаще не из-за страха, а из-за того, что большинство не желает "терять" своё драгоценное время. А потом возмущаемся: "Какой у нас суд! " Сначала мы даём взятки своими руками, а потом стонем: "Власть коррумпирована! Всё ужасно!". Причём те, кто берёт взятки, презирают тех, кто даёт. А те, которые дают, ненавидят берущих. Микро и макрокоррупцией пронизаны практически все важнейшие сферы нашей жизнедеятельности. И это есть один из главных источников произвола и бесправия наших граждан. А второй - это пассивность, равнодушие и неверие в собственные силы и возможности.
Вот вы сходили на выборы, поставили галочку и забыли на четыре года о своих избранниках. Даже фамилию не помните! А их надо тормошить, и это требует усилий. Мы плохо живём, потому что до сих пор не научились поддерживать друг друга, объединяться ради достижения определенной цели, радоваться каким-то удачам друг друга. Человек, уважающий себя, никогда не позволит себе унизить другого. Кто хамит бабушке в поликлинике или ЖЭКе? Обычная замученная проблемами женщина, которой дома нахамил пьяный муж; бабушка выместила свою обиду на шумящих во дворе детишках, "детишки" довели до белого каления учителя, тот - водителя троллейбуса и пошло-поехало - цепная реакция ежедневного бытового хамства - это тоже часть нашего образа жизни. Водитель-водителю - враг, пешеход - водителю - враг, примеры можно приводить до бесконечности.... Мы распустили себя, расслабились: якобы, нас много, у нас огромная территория, и потеряли внутренний мировоззренческий стержень, доброту, сочувствие. Эти процессы могут стать необратимыми. Как остановить цепную реакцию хамства и равнодушия? Улыбнись родным, соседскому дедушке, не ори сумасшедшим голосом на детей. Нас так мало! Надо беречь себя и окружающих! Это то, что зависит от нас, от нашего душевного тепла: доброжелательная атмосфера, в которой мы живем, или агрессивная среда, в которой выживаем.
- То есть в нашем бесправии нет никакой вины государства?
- И вина государства, и его ответственность огромны, никто не собирается его оправдывать. Вот только что такое государство? Во власть, в депутаты, в чиновники, в прокуратуру идут люди с нашего двора. Многие из них сами выросли в атмосфере неуважения друг к другу, унижения человеческого достоинства. И эти люди принимают решения соответствующего качества - бездушные законы, такие, как "монетизация". Бюрократическая машина живет сама по себе. Она самодостаточна. Она нас не обслуживает, а потрошит, потому что мы ей это позволяем.
Хотя, почему мы говорим только о произволе государственных чиновников? В частных компаниях произвол тоже процветает, просто он закрыт за корпоративными стенами. Современные профсоюзы пока очень слабенькие, и владельцам никто не мешает нарушать права подчиненных. А кто мешает сотрудникам создать свою профсоюзную организацию? Если все время оправдывать свое бездействие тем, что от нас ничего не зависит, так оно и будет всегда.
С другой стороны, я хочу оправдать всех нас - за прошедшие неполные двадцать лет мы переживаем такие масштабные политические и социально-экономические потрясения, такие громадные изменения, что трудно устоять, сохранить точку опоры, моральные и нравственные ориентиры. Это проблемы роста, проблемы поиска духовной опоры, формирования системы ценностей и целей. И многие невероятно страдали эти годы.
- Получается, что до разговоров о будущем дело не доходит потому, что существует негласный приоритет текущих проблем. А какое государство мы должны строить, на какое место во внешнем мире мы можем претендовать - сегодня решает каждый для себя сам?
- Политическая элита должна обладать стратегическим мышлением, обязана прогнозировать будущее. Только тогда она способна благотворно решать насущные проблемы. Но современная российская "аристократия" отгородилась от народа. И это глупо, ведь завтра может все поменяться и те, кто выстраивал другим железную клетку, может сам оказаться в ней. К нам в Совет приходят в том числе и обиженные прокуроры, и судьи, и высокопоставленные в прошлом чиновники, которые ищут справедливости сегодня. Но почему они молчали вчера, когда занимали высокие должности и от их решений зависели судьбы многих людей? Наверное, думали, что эти должности навсегда отгородят их от любых неприятностей. Но в том - то и дело, что пока мы совместными усилиями властей и общества не изменим морально-правовую ситуацию в стране, никто от этого произвола не защищен.
- Элла Александровна, каков Ваш прогноз на будущее нашего общества, государства?
- Прогноз однозначным быть не может. В глубине души надеюсь на лучшее, но оптимистичных заверений вы от меня не услышите. Скажу жестко и трезво: шансов на то, чтобы стать благополучной процветающей страной с высоким качеством жизни не много. И их становится все меньше с каждым годом. Чем честнее мы будем об этом говорить, тем быстрее мы мобилизуем государственную, общественную, личностную волю на самосохранение и развитие. Надо четко осознавать, что шансов очень мало. Но тем больше усилий мы должны прилагать! Это огромная работа и, прежде всего, тяжелейший душевный труд.
В ближайшем будущем нам неизбежно предстоит формировать иную общественную среду - доброжелательную, толерантную и объединяющую.
Мобилизация общественной воли, наших лучших качеств возможна только после переосмысления того, что с нами произошло и происходит. Для этого необходимы большие общественные площадки для самовыражения людей, открытые широкие дискуссии и, подчеркну, новое творческое мировоззрение, отвечающее законам нашего бытия, законам жизни и развития внутреннего и внешнего мира человека.
К сожалению, на телевидении почти нет политических дискуссий, на которых обсуждались бы откровенно, честно и нелицеприятно острые проблемы нашего бытия. Они настоятельно нужны. Их не надо бояться, иначе мы загоняем общественные болезни вглубь.
Усугубляет ситуацию отсутствие молодежной политики и современной политики поддержки семьи. Нет плохих детей, подростков - есть агрессивная среда их жизни, которую создали мы, взрослые.
Современная молодежь начитанная, информированная. В их лексиконе в обязательном порядке содержатся слова "свобода", "любовь", "уважение", а что они означают и как их применить к себе, порой, не знают. Без свободы нет творческой личности, самоограничения, чувства ответственности.... Надо не только системой образования, но и открытыми дискуссиями, теле и радио передачами, средствами печатных СМИ учить молодых быть инициативными и ответственными, выявлять их уникальность и индивидуальность.
Молодая душа романтична, энергия бьет через край. Куда её девать, когда вокруг - мировоззренческий вакуум? Вот и заполняют его разного рода сомнительные ловцы молодых, неокрепших душ. Ведь "черные" субкультуры с грязными оттенками желтизны и голубизны усваиваются легче, тем более, когда они все настойчивее и агрессивнее заполняют все информационно-культурное пространство. И что им противопоставлено? Настоящее искусство оттеснено и стыдливо прозябает на информационных задворках. Потому как не "товар"!
- Вы проговорили, практически, вопросы системного кризиса в обществе, который не устраняется вдруг, требует переосмысления нашей повседневности, а главное, поиска не только способов выхода из неблагоприятной ситуации, но и нового общественного мировоззрения.
- Необходима искра, которая зажжет думающих людей, объединит усилия и сделает качественный прорыв в грядущее, нужен образ этого будущего. Раньше, когда я была министром и депутатом, мне говорили, Элла Александровна, нет у нас денег на Ваши разработки по борьбе с бедностью. Подождите, вот заработаем, тогда...". Сейчас в стране денег больше чем достаточно, а социальное неравенство продолжает нарастать. Значит, нищета духовная и душевная пострашнее нищеты физической и материальной.
- В стране выстраивают вертикаль власти, Запад все чаще критикует нас за свертывание демократии, наши правозащитники в один голос говорят об отсутствии свободы слова. Какая тенденция: куда идет Россия?
- На мой взгляд, тенденция страдает глубоким внутренним противоречием. Пока не сформирована внятная, понятая всеми и принятая большинством стратегия развития страны. Потому мы так мечемся в поисках национальной идеи, бросаемся из одной крайности в другую. Но сейчас происходит самое главное - руководство страны стало всерьез отстаивать наши национальные интересы, ее суверенитет, стало "собирать" Россию, вытягивая ее из хаоса девяностых годов, и это дорогого стоит. Люди это чувствуют, поэтому большинство поддерживает Президента. При этом, конечно, есть проблемы и со свободой слова, и с ухудшением избирательного законодательства, и с отсутствием многих других необходимых для демократического развития составляющих. Вот это и является предметом усилий нашего Совета. А что касается правозащитников, то их прямая функция - критиковать власть за несоблюдение тех или иных прав. Иначе какие они правозащитники? А что касается Запада, ничего страшного в их критике нет, когда она честная и действительно направлена на развитии демократии в нашей стране. Хуже, когда "демократическая" или "правозащитная" дубинка используется против России в ностальгическом желании вернуть нашу страну в состояние 90-тых годов - "послушную", несамостоятельную, управляемую извне, разваливающуюся на "подавившиеся суверенитетом" части, позволяющую и дальше выкачивать из страны еще оставшиеся ресурсы - человеческие, энергетические, интеллектуальные, финансовые и иные.
Самое главное, не в том, чтобы кому-то угождать или на кого-то оглядываться, включая Запад, а в том, чтобы большинство наших людей осознало, что развитие демократии и гражданского общества выгодно в первую очередь нам, народу России, если мы хотим иметь иное качество жизни, иное качество человеческой личности.
- Как часто Совет встречается с Президентом?
- Мы встречаемся с Президентом по мере необходимости, не злоупотребляя этим правом. Если Совет готов не просто "завалить" Президента острыми проблемами, а вырабатывает определенные предложения, как их решать, тогда мы и выходим на Президента. Пока отказов не было. Кстати, последняя встреча Президента с Советом, которая состоялась 11 января, длилась более четырех часов и прошла в виде откровенного и заинтересованного диалога. Сейчас многие с большим интересом читают стенограмму этого заседания, которая вывешена на сайтах Президента и Совета. Мы хорошо подготовились, именно поэтому Президент поддержал целый ряд наших предложений и уже дал соответствующие поручения. У нас есть один принцип, которого мы всегда придерживаемся - никто из членов Совета никогда на таких встречах не лоббирует свои интересы или интересы своих организаций - только вопросы общегосударственного масштаба или примеры вопиющего нарушения прав человека.
- Вы уже баллотировались на пост президента. Скоро опять выборы. Таких желаний больше не возникает? Если нет, то почему?
- Что касается меня, то я уже выполнила свой долг перед российскими женщинами, когда пробивала лбом политическую стену, став в России первой женщиной, участвовавшей в президентских выборах. Кстати, это было мое личное решение, "разрешения" я ни у кого не спрашивала. Пусть теперь пытаются другие, а я не испытываю никакого желания больше участвовать в каких-либо выборах или занимать какие-либо государственные должности. Я помогаю Президенту, возглавляя Совет на общественных началах, не являясь чиновником. И меня это вполне устраивает, т.к. мне непросто досталась моя политическая свобода, я ее очень ценю и не хочу терять.
- Женщины идут во власть: во главе Финляндии, Германии, Латвии. Для Америки и Франции женщина-президент - это уже не кажется абсурдом. Скоро саммиты глав государств будут напоминать девичники. Почему в России до сих пор женщина-начальник - нонсенс?
- Ну почему же? Женщин, успешных в разных сферах нашей жизни, становится все больше. Очень важно быть не просто женщиной, "назначенной" мужчинами на руководство - надо быть сильной, неординарной личностью, способной самой сформировать политический капитал. Чем больше в России будет женщин, успешных в бизнесе, экономически и финансово не зависимых от мужчин, тем вероятнее приход во власть женщины-лидера. В любом случае, это будет не скоро.
- Элла Александровна, спасибо за интересное, откровенное интервью. Что бы Вы хотели пожелать читателям "Российской газеты"?
- Уметь побеждать врага, прежде всего, внутри себя. Помогать друг другу. Стараться жить в мире с собой и с окружающими, создавая вокруг себя островки здоровой жизни.
Сегодня мало в России, да и во всем мире, новых творческих откровений, высокого полета духа. Человечество находится в творческом кризисе в первую очередь потому, что застряло в материальном пласте своего бытия. Но если мы все вместе очень захотим, то нам по силам осуществить рывок на иной, достойный России уровень, и не в далеком будущем, а уже сейчас. Давайте захотим!
19.02.2007
http://www.sovetpamfilova.ru/text/3131/?parent=40