Одной из основных целей реализации программы Европейского союза "Восточное партнерство" (ВП) на кавказском направлении является создание альтернативных транспортно-коммуникационных маршрутов между Южным Кавказом и Европой, продвижение "демократических ценностей" в регионе.
Для достижения поставленных целей ЕС занимается разработкой новых договорных отношений, планирует подписание соглашений об ассоциации, которые призваны прийти на смену действующим соглашениям о партнерстве и сотрудничестве и существенно расширить взаимодействие сторон. В рамках соглашений об ассоциации предполагается установить устойчивые политические связи и оказать содействие дальнейшему сближению стран-партнеров с Евросоюзом путем приведения их законодательства и стандартов в соответствие с законодательством и стандартами ЕС. Соглашения об ассоциации призваны также содействовать развитию сотрудничества по вопросам Общей внешней политики и политики безопасности, а также Европейской политики безопасности и обороны .
Кавказский регион является важным альтернативным источником энергоресурсов. Учитывая это, программа ВП предусматривает повышение уровня энергетической безопасности ЕС и его партнеров, гарантии поставок и транзита энергоресурсов, интеграцию региональных энергетических инфраструктур (в первую очередь, Азербайджана) в инфраструктуру Европейского союза.
Одну из угроз нестабильности транзита энергоносителей из Южного Кавказа в Европу Евросоюз усматривает в несовершенстве моделей политического устройства Азербайджана, Армении и Грузии. Именно с этим связано включение в ВП некоторых направлений сотрудничества, которые призваны "помочь" демократическому развитию молодых государств.
Страны Южного Кавказа в целом с одобрением восприняли подобную направленность ВП, поскольку каждая из них заинтересована в укреплении собственной национальной безопасности, памятуя о последствиях конфликта между Грузией и Россией 2008 г.
Для Грузии программа ВП представляла особую ценность с учетом того, что в период правления М. Саакашвили страна стремилась любыми способами "прорваться" в Европу на антироссийской и русофобской платформе. С большой надеждой ВП была поддержана Ереваном, проводящим политику комплементарности и не оставляющим надежд на то, что "заграница нам поможет". Азербайджан, осознающий свою первостепенную важность для Европы в качестве источника энергоресурсов, занял более сдержанную позицию.
Программа ЕС "Восточное партнерство" построена на четырех "платформах": демократия, надлежащие управление и стабильность; экономическая интеграция и конвергенция с политикой ЕС; энергетическая безопасность; контакты между людьми. Она включает следующие основные сферы и направления сотрудничества:
- управление на границах;
- интеграция рынка электроэнергии, обеспечение энергоэффективности, использование возобновляемых источников энергии;
- поддержка малого и среднего предпринимательства;
- южный коридор;
- реагирование на катастрофы.
В целом программа ВП была одобрена странами региона, хотя не все "платформы" устраивали их руководство (особенно это касалось демократизации). С июля 2010 г. на регулярной основе стали проводиться встречи с целью контроля над реализацией программы. Переговоры об ассоциации этих стран с ЕС завершились подготовкой соответствующих проектов документов, парафированных на Вильнюсском саммите в ноябре 2013 г.
Рассмотрим результаты выполнения программы ВП применительно к конкретным странам Южного Кавказа.
В соответствии с принятой в 2011-2013 гг. "Новой национальной программой" Азербайджану было выделено 122,5 млн евро. Программа направлена на поддержку достижения ключевых целей государственного строительства .
В конце 2013 г., после завершения президентских выборов в Азербайджане, западные страны и международные организации обвинили руководство страны в нарушении демократии, притеснении независимых неправительственных организаций и СМИ, что негативно повлияло на взаимоотношения этой страны с ЕС. В ответ на критику и обвинения со стороны Евросоюза парламент Азербайджана принял решение приостановить свое участие в Парламентской ассамблее ЕС.
Как считают азербайджанские власти, сотрудничество страны с Европой достаточно четко обозначено геоэнергетическими и транзитными проектами, поэтому не имеет смысла брать на себя дополнительные обязательства, особенно ввиду весьма размытой и сомнительной финансово-экономической составляющей программы ВП. Видимо, Баку учитывает ярко выраженную политическую и геополитическую составляющую ВП (вовлечь страны-"бенефициары" в альянс с Западом под его патронажем и оторвать их от России), поэтому и не берет на себя серьезных финансово-экономических обязательств.
На Вильнюсском саммите "Восточного партнерства" Азербайджан ограничился подписанием соглашения об упрощении визового режима, реадмиссии, миграции и мобильности. Дистанцируясь от "ассоциации с Европой", Баку выбрал прагматичный, взвешенный подход, продиктованный стремлением избежать возможных проблем в отношениях с Россией.
Армения участвует в программе "Восточное партнерство" с 2009 г. В 1999 г. между Арменией и ЕС было заключено соглашение о партнерстве и сотрудничестве, а в 2006 г. утвержден "План действий ЕС - Армения". В 2009 г. в Ереване была создана консультативная группа Евросоюза с целью оказания содействия властям Армении в осуществлении ключевых положений "Плана действий Европейской политики соседства". В 2010 г. начались официальные переговоры о заключении соглашения об ассоциации с ЕС.
По "Новой национальной программе", принятой в 2011-2013 гг. и направленной на поддержку достижения ключевых целей политики , ЕС выделил Армении 157,3 млн евро.
Как известно, Армения отказалась от подписания соглашения об ассоциации с ЕС и заявила о вступлении в Таможенный союз с Россией, Казахстаном и Белоруссией. По мнению некоторых экспертов, причиной отказа послужили завышенные требования Евросоюза и экономически невыгодные перспективы. На сегодня наиболее принципиальными вопросами внешней политики Армении являются поиск путей выхода из экономической блокады, обеспечение собственной энергобезопасности и решение проблемы Нагорного Карабаха.
На саммите в Вильнюсе Армения и Евросоюз выступили с совместным заявлением, в котором подтвердили свои обязательства по дальнейшему развитию и укреплению всеобъемлющего сотрудничества во всех сферах в рамках программы "Восточное партнерство". В качестве ключевых направлений сотрудничества в документе фигурируют совершенствование демократических институтов и судебной системы, стимулирование прав человека и верховенства закона, эффективное управление, борьба с коррупцией, укрепление гражданского общества, совершенствование среды для расширения торговли и инвестиций и пр. .
Грузия также участвует в программе "Восточное партнерство" начиная с 2009 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Грузией и ЕС было заключено еще в 1999 г., а в 2005 г. был утвержден "План действий ЕС - Грузия". В 2008 г. в связи с войной в Абхазии и Южной Осетии и при последующем посредничестве ЕС была создана гражданская миссия наблюдателей Евросоюза. На постконфликтное восстановление из бюджета ЕС Грузии было выделено около 500 млн евро. В 2008-2009 гг. объем финансовой помощи был увеличен до 850 млн евро.
В 2007-2010 гг. в рамках Европейской политики соседства стране было выделено 120,4 млн евро. В 2010 г. начались официальные переговоры между ЕС и Грузией о заключении соглашения об ассоциации.
С 2011-2013 гг. вступила в силу "Новая национальная программа", направленная на поддержку достижения ключевых целей политики , в рамках которой ЕС выделил Грузии 180,3 млн евро.
На Вильнюсском саммите "Восточного партнерства" было парафировано соглашение об ассоциации между Грузией и ЕС. По оценкам президента Г. Маргвелашвили, данное соглашение является "главным планом действий для трансформации Грузии в истинно современное государство". "Политическое ассоциирование и экономическая интеграция Грузии (с ЕС) необратимы. Мы отказались от постсоветской парадигмы и сейчас поэтапно занимаем наше законное место в обществе свободных европейских наций", - подчеркнул Г. Маргвелашвили .
В рамках саммита в Вильнюсе было также подписано соглашение "О включении Грузии в гражданские миссии и военные операции Европейского союза", которое дает грузинской стороне возможность включиться в проходящие под эгидой ЕС операции по управлению кризисными ситуациями.
В заключение следует отметить, что ослабление влияния России в Кавказском регионе не в последнюю очередь может определяться усилением роли Европейского союза. Подобная ситуация ставит российское руководство перед необходимостью выработать более эффективную политику.
На наш взгляд, для выхода из сложившейся на Южном Кавказе ситуации России целесообразно предпринять следующие шаги.
1. Разработать собственную стратегию "южно-кавказского партнерства" (по образцу индикативных программ ЕС) с четким указанием, какие средства будут использоваться для достижения поставленных целей.
2. Наметить программу совместных научных, образовательных и культурных мероприятий, курсов по повышению профессиональной подготовки специалистов, студенческих и спортивных некоммерческих обменов.
3. Провести инвентаризацию достигнутых Евросоюзом результатов и имеющихся у нас возможностей с тем, чтобы выработать более четкое соотношение интеграционной политики России на постсоветском пространстве и инструментария "стратегического партнерства" с ЕС.
Э.Т. Мехдиев,
младший научный сотрудник
Центра постсоветских исследований ИМИ