Эксклюзив
17 июля 2014
3502

Эльнур Мехдиев: Проблемы доверия и безопасности в Каспийском регионе

Правовой статус Каспия остается предметом переговоров, которые прикаспийские государства ведут между собой на протяжении последних двадцати лет. В основе переговорного процесса лежит стремление этих государств разделить богатства его недр наиболее выгодным для себя образом.
Ранее правовой статус Каспия определялся двусторонними договоренностями между СССР и Ираном. Формально советско-иранские договоры, касающиеся сферы безопасности на Каспии, никто не отменял, более того - прикаспийские страны на дипломатическом уровне подтверждают их действие. Однако при этом они просто не выполняются. Например, согласно Договору о гарантии и нейтралитете между СССР и Ираном от 1 октября 1927 г. стороны обязались "не участвовать ни фактически, ни формально в политических союзах или соглашениях, направленных против безопасности на суше или на море другой договаривающейся стороны". По подписанным Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном учредительным актам СНГ данный договор, равно как и все прочие, заключенные СССР, эти страны обязались соблюдать.
В ноябре 1996 г. на встрече в Ашхабаде прикаспийские государства приняли решение создать постоянно действующую специальную рабочую группу на уровне заместителей министров иностранных дел для решения вопроса о правовом статусе Каспия. На сегодня проведено 33 заседания группы. Тем не менее согласовать принципы и методики разграничения моря пока не удалось. Иран продолжает настаивать на равном делении Каспия и, вслед за Туркменистаном, не намерен отказываться от своих претензий на ряд месторождений в азербайджанском секторе моря.
Несмотря на то, что Конвенция о правовом статусе Каспийского моря до сих пор не согласована, Россия, Азербайджан и Казахстан договорились о разделе сфер своих интересов в северной части моря. Таким образом, вопрос о правовом статусе Каспия остается спорным лишь в южной части его акватории, а эти разногласия формально Россию не касаются.
Наряду с вышеуказанными проблемами в повестке дня заседаний рабочей группы и встреч на высшем уровне все большее место занимает разработка мер доверия и безопасности в Каспийском регионе.
К наиболее серьезным угрозам безопасности данного региона можно отнести: 1) отсутствие общей системы коллективной безопасности; 2) наличие месторождений, принадлежность которых оспаривается Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном; 3) рост террористической угрозы и усиление религиозно окрашенных радикальных движений, особенно в Казахстане, Азербайджане, Туркменистане и в ряде районов России.
Важнейшим пунктом повестки дня третьего Каспийского саммита, состоявшегося 18 ноября 2010 г. в Баку, стал вопрос о мерах доверия в контексте военно-политической безопасности. На саммите было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, закрепившее те положения, которые главы прикаспийских государств согласовали еще 6 октября 2007 г. на саммите в Тегеране. Тогда в итоговой декларации был зафиксирован общий подход: безопасность Каспия - это забота государств региона, и вмешиваться в эту сферу внешние силы не должны.
Право мореплавания на Каспии закреплено исключительно за судами прикаспийских государств. Стороны взяли на себя обязательство ни при каких обстоятельствах не предоставлять возможность другим государствам использовать свои территории для совершения агрессии и других военных действий против любой из них. Это служит правовым барьером на пути военного проникновения Соединенных Штатов в Каспийский регион.
Однако этот действительно важный плюс в балансе итогов саммита не стоит переоценивать. Азербайджан или Казахстан вряд ли существенно сократят военные и политические контакты с НАТО или США. К тому же подписанное в Баку Соглашение не содержит четких обязательств в отношении военной инфраструктуры ни военно-воздушных сил, ни сухопутных армейских частей прикаспийских государств. Это означает, что вариант проникновения в сферу безопасности интересов неприкаспийских государств все же остается.
В Соглашении перечислены сферы, в которых прикаспийские государства намерены развивать сотрудничество: борьба с терроризмом, браконьерством, организованной преступностью, контрабандой, обеспечение безопасности мореплавания и т.п. Кроме того, в нем содержится перечень министерств и ведомств, которые в каждой стране будут отвечать за исполнение обязательств в рамках данного Соглашения.
Что можно считать главным итогом саммита? Стороны начали серьезно обсуждать насущные проблемы, в частности, в сферах безопасности, экологии и т.д., искать взаимоприемлемые решения и совместно готовить соответствующие документы.
К намеченному на середину 2014 г. саммиту "прикаспийской пятерки" России предстоит подготовить конкретную программу действий по закреплению и совершенствованию разработанных на Бакинском саммите мер доверия.
Представляется, что перед Россией стоят следующие стратегические задачи:
- не допустить втягивания прикаспийских государств в ареал большей нестабильности, максимально блокировать внешнее негативное влияние;
- совершенствовать механизм взаимодействия национальных органов безопасности по противодействию военно-силовым угрозам и вызовам;
- содействовать адаптации инициатив и стратегий экономического сотрудничества для региона, предложенных ЕврАзЭС, СНГ, ШОС, ЕС, другими многосторонними институтами;
- принять меры гуманитарного, информационного характера для сохранения светского "культурного кода" власти и общества в странах региона;
- способствовать вовлечению политического сообщества прикаспийских государств в диалоговые механизмы для обеспечения большей информационной прозрачности и более адекватной оценки ситуации.
На предстоящем саммите в Астрахани важным базовым элементом позиции России могло бы стать предложение разработать совместный механизм урегулирования конфликтов, призванный решить ряд взаимосвязанных задач. В их числе: формирование системы конфликтогенного мониторинга и предотвращающих вооруженный конфликт действий; налаживание эффективного международного посредничества без участия внерегиональных государств; выстраивание механизма принятия политических решений по оказанию содействия в урегулировании конфликтов; создание и поддержание широкого арсенала средств урегулирования конфликтов; разработка мер, направленных на постконфликтное урегулирование, стабилизацию, восстановление мирной жизни в конфликтном регионе. Представляется также целесообразным обратиться к проблеме ликвидации социальных, экономических, политических и иных корней конфликтов, чтобы исключить возможность их возобновления в будущем.
Поддержка предложенной Россией программы действий на предстоящем саммите будет означать закрепление курса на разработку кодекса доверия и сотрудничества в этом важнейшем для нашей страны регионе, а также будет способствовать повышению авторитета российской внешней политики.

Э.Т. Мехдиев,
м.н.с. Центра постсоветских исследований ИМИ
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован