До недавних пор Центральная Азия - в силу многих причин - считалась по преимуществу сферой интересов России. Однако в последнее время появляется все больше симптомов постепенного изменения такой ситуации. Во-первых, элиты и население бывших советских республик постепенно осознали сам факт независимости и сделали соответствующие выводы. (Следует помнить, что Казахстан и его соседи по региону до конца противились разрушению СССР). Во-вторых, регион - в силу экономических и географических причин - стал ареной конкуренции основных мировых "центров силы" (США, Евросоюза, России, Китая и ряда исламских держав). Для характеристики процессов в Центральной Азии некоторые международные эксперты даже используют термин "Новая Большая Игра". Он сознательно вызывает аналогии с "Большой Игрой" конца XIX в., когда за гегемонию здесь соперничали Россия и Великобритания. Принципиальное отличие состоит в том, что нынешняя "Игра" носит, по преимуществу, экономический характер.
Например, в последние годы страны Европейского Союза, испытывая не столько реальную нехватку энергоносителей, сколько страх по поводу такой перспективы, отчаянно пытаются диверсифицировать соответствующие рынки. В этом смысле следует расценивать и ряд проектов, подразумевающих выход европейских нефтяных и газовых компаний на бывшие советские республики, расположенные в Каспийском регионе.
Тем не менее, "воротами в Центральную Азию" для западного бизнеса до недавних пор оставался Казахстан. Уже с момента получения независимости он начал активно взаимодействовать в экономической сфере со странами Евросоюза. Интересы Астаны здесь заключались и заключаются в широком привлечении европейского капитала для оздоровления экономики и решения социальных и экологических проблем, в расширении торгово-экономических связей и использовании интеграционного опыта ЕС в проведении собственной внешней политики.
Ключевой составляющей этого сотрудничества является энергетический фактор. В настоящее время Казахстан ежегодно экспортирует в страны Европы энергоресурсы на сумму, превышающую 10 млрд. долл. В числе приоритетов этого сотрудничества - безопасность энергопоставок, диверсификация, углубление и расширение маршрутов транспортировки казахских углеводородов. При этом наибольший объем поставок (свыше 80%) до сих пор идет через территорию России.
Однако в последние годы стороны прорабатывают ряд альтернативных вариантов трубопроводов (что, естественно, не может не насторожить Россию как традиционного партнера Казахстана по энергетическому бизнесу). Так, прорабатывается вопрос об участии Казахстана в проекте Панъевропейского нефтепровода (Pan-European Oil Pipeline) и использовании его в качестве одного из альтернативных вариантов поставок углеводородного сырья на рынки Европы. Данный нефтепровод, в случае реализации, позволит разгрузить турецкие проливы Босфор и Дарданеллы, через которые в настоящее время осуществляется транспортировка основного объема нефти казахстанских компаний.
Подразумевается дальнейшее расширение поставок нефти по известному маршруту Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан.
В настоящее время в Казахстане работают такие крупнейшие европейские энергетические компании как TotalFina, Agip, ENI, Shell, British Gas, British Petroleum. Очевидно, что со временем, в случае расширения экономического присутствия этих компаний в казахстанской экономике, будет происходить общее усиление позиций ЕС в стране и в регионе Центральной Азии в целом.
Своих интересов Европа не скрывает. Так, ещё несколько лет назад, председатель Палаты Представителей Королевства Бельгия Херман Де Кроо прямо отметил, что Европейский Союз заинтересован в диверсификации поставок энергоресурсов: "Мы хотим иметь более чем одного поставщика энергоресурсов для того, чтобы обеспечить энергетическую безопасность".
Одной из главных европейских компаний, долгие годы работающей на казахстанском нефтегазовом рынке, является итальянский концерн ENI.
В настоящее время ведутся работы над созданием объединенной Казахстанской Каспийской Системы Транспортировки (ККСТ), предназначенной для экспорта возрастающих объемов казахстанской нефти, которые будут добываться на месторождениях Кашаган и Тенгиз, через Каспийское море на международные рынки посредством энергетического коридора "Восток-Запад" (по маршруту Курык-Баку-Тбилиси-Джейхан).
При этом единым оператором, который выполняет разведочные и оценочные работы в казахстанском секторе Каспийского моря от имени семи международных компаний и в соответствии с Соглашением о Разделе Продукции по Северному Каспию (СРП СК), является компания Agip КCО, которая входит в состав итальянской группы ENI. Также ENI вместе с британской компанией British Gas участвует в добыче нефти, газа и конденсата на Карачаганаке (это крупное месторождение находится в Северо-Западном районе Казахстана). В соответствии с соглашением о разделе продукции, разработка этого месторождения будет проводиться консорциумом из четырёх компаний (ENI, British Gas, Texaco и российского ЛУКОЙЛ) в течение 40 лет.
Таким образом, деятельность ENI на казахстанском рынке показывает пример активного (и достаточно гибкого - вплоть до сотрудничества с российскими компаниями) проникновения европейцев в традиционно российскую сферу влияния. Учитывая тенденции развития международной экономической ситуации, в дальнейшем уровень этого проникновения будет только возрастать.
Развивается взаимодействие западноевропейских стран и с другими государствами Центральной Азии. На первом плане при этом находится Туркмения, энергетические ресурсы которой привлекают внимание ряда крупных западных компаний и, кстати, заставляют ряд правительств ЕС смотреть "сквозь пальцы" на вопиющее нарушение прав человека в этой стране.
Так, переговоры об участии немецкого бизнеса в разработке газовых месторождений Туркмении идут с 2002 г., когда в Ашхабад прибыла большая группа германских бизнесменов во главе с уполномоченным правительства ФРГ по вопросам внешней торговли, государственным секретарем федерального министерства экономики и технологий А.Герлахом. Покойный президент С.Ниязов предлагал немецким компаниям участвовать в строительстве Прикаспийского газопровода (что, в принципе, не противоречит интересам России), а представители германской стороны анализировали тогда возможности своего участия в перспективных проектах в газовой отрасли.
Немецкие компании участвовали в реконструкции, а, точнее, в перестройке и радикальном переоснащении Туркменбашинского комплекса нефтеперерабатывающих заводов, играющего стратегическую роль в экономике страны. Наконец, общеизвестны многолетние "особые отношения", связывающие руководство Туркменистана с Deutshe Bank.
Следует отметить, что после внезапной смерти Ниязова и прихода к власти Г. Бердымухаммедова, контакты немецких бизнесменов с властями Туркменистана существенно окрепли.
Например, в ноябре 2008 г. во время визита нового туркменского президента в Германию, энергетическая тема была основной. Как заметил министр экономики и технологий Германии М.Глосс, "возрастающий интерес к Туркмении обусловлен увеличившимися ресурсными возможностями, а также проводимой политикой "открытых дверей" и реформами в сфере экономики". Также было отмечено, что результаты первого этапа международного аудита группы туркменских месторождений Южный Иолотань-Осман и Яшлар (проведенного британской компанией Gaffney, Cline & Associates) дают гарантии потенциальным инвесторам и делают туркменский рынок очень привлекательным для западных компаний.
В обозримом будущем на туркменский рынок готовятся выйти и итальянцы. В ходе встречи, состоявшейся 25 ноября 2009 г. в Риме, премьер-министр Италии Берлускони и президент Бердымухаммедов подписали четыре крупных соглашения о сотрудничестве, в т.ч. в энергетике.
Далее, после определенного перерыва, вызванного резкой реакцией международного сообщества на жестокое подавление восстания в Андижане в мае 2005 г., западные корпорации, вслед за политиками и военными, начинают "наводить мосты" и с Узбекистаном. При этом упор также делается на энергетическую (нефтегазовую) сферу.
А в 2009 г. Европейский Союз окончательно снял санкции с режима Ислама Каримова.
Как бы то ни было, факт состоит в том, что прагматическая политика Европейского Союза, как одного из главных внешних игроков в Центральноазиатском регионе, встречает позитивный отклик со стороны местных режимов, постепенно утверждающих свои позиции на мировой арене и исповедующих политику многовекторности. Эта политика подразумевает поиск баланса между интересами основных мировых "центров силы", а не только ориентацию на Россию как своего традиционного партнера. Соответственно, для сохранения своих позиций в Центральной Азии, Россия должна существенно переосмыслить и перестроить свою региональную политику. В противном случае кризисы в отношениях с центральноазиатскими государствами, подобные российско-туркменскому и российско-таджикскому, будут повторяться и лишь углубляться.
Леонид Гусев, старший научный сотрудник Аналитического центра ИМИ МГИМО (У) МИД России, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение"
http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/6810