В трудовой деятельности, в процессе развития общественных отношений и практики художественного творчества человек в течение длительного времени выработал ценнейшую способность эстетического отражения действительности – этой существенной и богатейшей сферы сознания, без которой при прочих равных условиях любого человек нельзя считать истинным человеком, человеком культурным, человеком эстетически и нравственно воспитанным.
В человеке от природы заложена уникальная способность отличать прекрасное от безобразного в окружающем мире, различать величественное и низменное в общественной жизни. Способность не только эстетически воспринимать красоту природы, но и творить шедевры настоящей красоты. Однако иногда встречаются люди, в силу тех или иных обстоятельств утратившие такую удивительную способность. Например, некоторые дурно воспитанные школьники считают делом чести, героическим поступком сделать хулиганские надписи на школьной парте, изрисовать подъезды и совершить другие недостойные поступки. Подобными действиями они не только отвергают красоту, но и противопоставляют себя окружающим людям, проявляя при этом неуважение к обществу, к достоинству человека и, следовательно, к самому себе.
Эстетическое сознание выражается множеством категорий: удовольствием, наслаждением, очарованием, восторгом, упоением и т.п. Какова же психологическая тайна эстетических чувств и в чем заключается эстетическое восприятие, например, многоцветной радуги на небе либо завораживающей картины раннего восхода солнца? На эти вопросы пока нет однозначных ответов. Очевидно одно: только эстетически воспитанный человек может испытывать истинное наслаждение от чарующей музыки Моцарта и по-настоящему восхищаться пением соловья, багровым закатом солнца. Эстетическое воспитание начинается с рождением ребёнка, который сам по себе уникальное создание природы и в котором заложена естественная потребность испытывать восторг и восхищение при виде всего прекрасного в этом удивительно многообразном мире.
Является ли человек единственно способным воспринимать и творить красоту? Ответ на этот вопрос может быть разным. Глядя на райских птиц или на беседковых птиц, обитающих в Австралии и Новой Гвинее, на их нарядное оперение и на построенную ими беседку, украшенную раковинами, цветами и другими яркими предметами, и любуясь красотой лотоса, стрекозы и муравья, можно без сомнений утверждать: человек, безусловно, способен творить прекрасное и восхищаться им, но и птицы, и все живое, и сама природа способны творить, пусть и бессознательно, не менее удивительную красоту.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 13-е изд. М.: Директ-Медиа, 2018.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник в 2-х кн. М.: Директ-Медиа, 2017.
Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.
Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 4-е изд. М.: Директ-Медиа, 2019.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.
Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019.
Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой
России. М.: ООО «Традиция», 2018.
Карпенков Степан Харланович