28 августа 2007
1488

Евгений Балацкий: Будущее валютного курса `доллар/евро`

Эконометрические расчеты дают вполне определенный критерий для инвесторов: если разница между ставками ФРС и ЕЦБ превысит 1,7 п.п., то можно ожидать усиления доллара; если указанный предел превышен не будет, то доллар, скорее всего, будет и дальше ослабевать.

Валютный рынок по-прежнему является одной из важнейших инвестиционных площадок. С 2000 года мир перешел от одновалютной (долларовой) к двухвалютной (евро-долларовой) системе. С этого момента начинается история непростых отношений двух мировых валют и с этого момента начинается история евродолларовых спекуляций. Однако сейчас направление спекуляций все более явственно принимает однонаправленный характер - в сторону усиления евро.


Каковы же дальнейшие перспективы доллара и можно ли полностью перейти на евро? Можно ли евро доверять больше, чем доллару?

Разные аналитики и эксперты дают весьма противоречивые ответы на данный вопрос. Построенные специалистами Российского института экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП) модели и проведенные на их основе расчеты позволяют дать свою версию будущего двух валют.

Во-первых, динамика текущего валютного курса зависит от своих предыдущих значений и от разрыва в процентных ставках Федеральной резервной системы (ФРС) США и Европейского центрального банка (ЕЦБ). Данный факт сам по себе является симптоматичным, т.к. он говорит о том, что курс "доллар/евро" является все-таки регулируемой величиной. В то же время следует учитывать тот факт, что процентные ставки в силу своей природы не волюнтарно устанавливаются монетарными ведомствами, а косвенно аккумулируют в себе практически все макроэкономические факторы. Это связано с тем, что процентные ставки, будучи с одной стороны регулируемым параметром, на самом деле формируются центральными банками в строгой зависимости от макроэкономической ситуации в стране. Тем самым процентные ставки несут в себе всю информацию о фундаментальных экономических факторах, а жесткая привязка процентных ставок к фазам экономического цикла позволяет говорить о полноте изучаемого механизма курсообразования.

Во-вторых, фазы движения процентных ставок ФРС и ЕЦБ несинхронизированы. Так, в некоторые периоды ставки ФРС выше ставок ЕЦБ, в другие - наоборот. Учитывая, что процентные ставки привязаны к экономическому циклу, то усиление или ослабление, например, доллара происходит в соответствии с тем, у какого региона более выгодная фаза развития. Если, к примеру, экономика США находится в депрессии, а экономика Европы на траектории роста, то в США естественно процентные ставки будут ниже, чем в Европе, а следовательно, евро будет "сильнее" доллара. Однако из этого отнюдь не следует, что через некоторое время ситуация не изменится с точностью до наоборот.

В-третьих, проведенные вычислительные эксперименты показывают, что девальвация евро может начаться, когда ставки ФРС превысят ставки ЕЦБ на 1,8 п.п. Учитывая, что в мае 2007 г. процентные ставки ФРС превышали ставки ЕЦБ на 1,5 п.п., можно утверждать, что такое развитие событий в определенной степени находится под контролем американского монетарного ведомства. Иными словами, движение валютного курса "доллар/евро" отнюдь не вышло из-под контроля, хотя иногда и складывается такое впечатление.

То есть, расчеты сотрудников РИЭПП свидетельствуют: говорить о "закате" доллара как мировой валюты пока рано.

Можно ли предвидеть перелом тенденции в курсообразовании двух мировых валют? Построенные эконометрические модели дают вполне определенный критерий для инвесторов-дилетантов. Так, если процентная маржа (разница между ставками ФРС и ЕЦБ) превысит 1,7 п.п., то можно ожидать усиления доллара; если указанный предел превышен не будет, то доллар, скорее всего, будет и дальше ослабевать.

Здесь возникает еще один вопрос: а могут ли США обеспечить указанную процентную маржу? Хватит ли сил американскому монетарному ведомству провести в жизнь такую политику? Наблюдения за движением процентных ставок показывает, что их волатильность для ФРС гораздо выше, чем для ЕЦБ. Например, для наблюдаемой истории отношений доллара и евро ширина зоны колебаний ставок ФРС (разница между самым высоким и самым низкими значениями ставок) составляла 5,50 п.п. и лежала в интервале от 1,0% до 6,5%, в то время как для ставок ЕЦБ эта зона составляла 2,75 п.п. и лежала в интервале от 2,0% до 4,75%. Тем самым запас "регуляторной прочности" у ФРС гораздо выше, чем у ЕЦБ (рис.2). Судя по ширине зоны волатильности, выше в 2 раза. А это позволяет судить о том, что Соединенные Штаты вполне способны выправить положение в свою пользу. Похоже, что они просто ждут наиболее подходящего для этого момента.


Евгений Балацкий
28.08.2007
http://kapital-rus.ru/strateg_invest/element.php?ID=1900
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован