В ближайшие 5 лет рынок новых инженерных специальностей может возрасти в 3,7 раза, что создает благоприятную среду для запуска многих инвестиционных проектов в сфере высшего профессионального образования
За последние 10-15 лет российский рынок труда сильно видоизменился. В частности, вновь растет востребованность инженеров. Данный факт предъявляет повышенные требования, прежде всего, к системе подготовки кадров. Причем как в количественном, так и в качественном отношении. Здесь можно выделить три тенденции.
Первая - рост рынка информационных технологий приводит к росту спроса на такие традиционные ИТ-специальности, как системные аналитики, архитекторы вычислительных систем, проектировщики, эксперты по информационной безопасности и т.п.
Вторая - рост спроса на новые инженерные специальности. Например, в отрасли связи сейчас идет подлинная технологическая революция: создаются мультисервисные сети национального, регионального и городского масштаба; идет становление сети нового поколения (NGN); на подходе широкополосный радиодоступ WiMAX, мобильная связь третьего поколения (3G), цифровое телевидение. Для создания и эксплуатации подобных систем нужны новые специалисты. Кроме того, наблюдается растущий спрос на "гибридные" специальности, находящиеся на стыке ИТ-технологий, телекоммуникаций и бизнеса. Среди них наиболее востребованными являются следующие направления: эффективность инвестиций в ИТ; оценка стоимости владения высокими технологиями; обоснование ИТ-решений и т.п. Между работодателями уже идет серьезная борьба за таких специалистов и, по мнению экспертов, дефицит квалифицированных кадров ИТ-рынка и отрасли связи будет только нарастать.
Третья - рост требований к формальному и неформальному образованию нового поколения инженеров. Так, многие зарубежные (например, "Microsoft" и "Cisco") и наиболее успешные российские фирмы-разработчики программного обеспечения имеют свои системы сертификации. Помимо такого "сертификационного образования" все более пристальное внимание уделяется и фундаментальному (теоретическому) образованию, учитывающему престижность высшего учебного заведения.
Указанные тенденции создают хорошую основу для формирования новых систем образования, предполагающих интеграцию вузов и высокотехнологичных компаний. Эта интеграция чрезвычайно выгодна всем. Для вузов это означает открытие новых "топовых" специальностей и повышение своего престижа, для компаний - создание для себя кадрового плацдарма. Причем друг без друга им не обойтись. Вузы несут образовательный бренд, официальный диплом и учебную площадку, чего нет у высокотехнологичных компаний. Последние же несут проектный опыт, инженерные навыки и знание реального рынка, чего нет у вузов.
Организация учебного процесса по новым инженерным специальностям должна строиться на платной основе. Вполне реально довести стоимость учебы по перспективным направлениям до 10 тыс. долл. в год. Разумеется, налаживание учебного процесса, оснащение учебных лабораторий и "запуск" новых современных программ потребует определенных инвестиций, однако при указанной цене обучения рентабельность данного проекта будет чрезвычайно высокой. Тем более, что университеты и высокотехнологичные компании имеют достаточно средств, чтобы смело их инвестировать в подобные начинания. Не исключено, что финансировать указанные образовательные старт`апы и участвовать в делении будущих прибылей могут и сторонние инвесторы. При этом в процессе учебы теоретическое образование должно сопрягаться с "сертификационным образованием", что будет повышать эффективность всего проекта.
Однако в связи со сказанным возникает вопрос: а смогут ли абитуриенты оплачивать такое дорогое образование? И будет ли рынок образовательных услуг по такой цене достаточно емким, чтобы сделать весь проект оправданным?
Даже поверхностное рассмотрение данной проблемы говорит о том, что подобные опасения безосновательны.
Во-первых, для работодателя наличие подобного сертификата является гарантом качества работника, а для самого работника данный документ повышает его профессиональный статус и шансы получить престижную и хорошо оплачиваемую работу. Например, по мнению кадровых служб многих компаний, престижный технический вуз - МГУ им. М.В.Ломоносова, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МИФИ, МФТИ и др. - служит пропуском молодому специалисту в крупную компанию, работающую в сфере высоких технологий. Проведенные опросы показывают, что российские работодатели серьезно относятся к дипломам таких вузов. Следовательно, желание получить образовательный документ по престижной специальности вряд ли пошатнется под напором приличной платы за обучение. В любом случае дармовыми хай-тек-профессии быть не должны.
Во-вторых, для оплаты образовательных услуг следует вводить систему образовательных кредитов, как это принято во всем мире. Здесь может появиться еще один игрок - банки и прочие кредитные институты. Этим структурам имеет смысл обратить внимание на новое инженерное образование. По крайней мере, данные вложения будут не менее выгодными, чем ипотечные займы.
В-третьих, имеющиеся данные говорят, что наличие "фирменного сертификата", свидетельствующего о готовности работника приступить к проекту, способно повысить его заработную плату на треть. А это создает хорошую финансовую основу для погашения задолженности по оплате образовательных кредитов. Если же учесть тот факт, что молодой ИТ-специалист имеет стартовую зарплату, как правило, не менее 1,5 тыс. долл. в месяц, то возврат кредита потребует, скорее всего, не более 5 лет. Заметим, что хорошее образование даже в Великобритании многими покрывается за счет ссудных средств, предполагает длительные сроки возврата, а иногда и приводит к банкротству лиц, получивших образование. В таком контексте пятилетний срок погашения кредита для России представляются вполне приемлемым.
Если учесть, что в последние годы высокотехнологичная сфера России росла ежегодным темпом примерно в 30%, а также мнение экспертов, считающих, что данные темпы сохранятся на протяжении ближайшего времени, то через 5 лет объем данного рынка возрастет в 3,7 раза относительно нынешнего состояния. Такой прирост потребует эквивалентного кадрового обеспечения. А подготовка такого числа специалистов "открывает" поистине роскошный рынок образовательных услуг. Если же учесть, что рынок образования в России относится к числу высокорентабельных, то "новая инженерная волна" несет в себе интересные возможности для инвесторов и коммерсантов.
21.08.2007
http://kapital-rus.ru/strateg_invest/element.php?ID=1888