11 марта 2008
1242

Евгений Балацкий: Повышение прибыльности за счет потребителя: где границы?

Характер многих видов бизнеса меняется в сторону активного "вплетения" потребителя в цикл производства и реализации продукции. Данный факт некоторыми воспринимается как первый признак уменьшения отдачи от инвестиций



В последнее время все настойчивее звучат тезисы о "когнитивном капитализме" или "экономике знаний". Похоже, что в условиях этой пресловутой экономики придется работать многим нынешним предпринимателям. Но каковы ее особенности?



Если верить известнейшему футурологу современности Э.Тоффлеру, то одной из тенденций новой стадии капитализма является "включение" потребителя в производственный цикл компаний. Это проявляется во многих, если не во всех областях. Например, введение банкоматов позволяет ликвидировать массу банковских клерков за счет самообслуживания клиентов. Сегодня уже никого не удивляет самообслуживание покупателей в супермаркетах, хотя еще относительно недавно торговля в магазинах осуществлялась из-за прилавка многочисленным штатом продавцов. Однако в США эта схема еще больше усовершенствовалась: в сетях крупных супермаркетов покупателям вручается прибор для сканирования покупок, а оплата продуктов производится автоматически путем снятия денег с кредитной карточки без услуг кассиров. Тем самым передовые американские компании розничной торговли, избавившись от продавцов и кассиров, почти полностью ликвидировали живой труд.



В Японии дошло до того, что в некоторых сетях ресторанов клиенты сами готовят себе еду на специальной жаровне у себя на столе. Экономия на поварах позволяет повысить эффективность заведений общепита. В США получила огромную популярность система магазинов "Сделай сам", где продается все необходимое для ремонта и строительства оборудование. Иными словами, многие виды строительных и ремонтных работ потребитель берет на себя сам, заменяя дорогих и нерадивых работников современным относительно дешевым оборудованием.



В России тоже происходят аналогичные сдвиги. Уже, например, становится не модным пользоваться традиционными услугами агентов туристических компаний: в Интернет-сети можно найти всю необходимую информацию о стране, заказать себе и отель, и билеты, а теперь уже и визы в некоторые страны (например, в Великобританию). Тем самым работа по поиску и подбору тура полностью ложится на самого туриста. Но, как справедливо замечает Э.Тоффлер, премия за наглость в использовании потребителя в своих целях должна вручаться налоговым службам, которые сложные процедуры учета доходов и вычисления налогов возлагают на самого налогоплательщика. И таких примеров можно привести великое множество.



На первый взгляд, ничего ужасного во всех приведенных примерах нет. Однако это не совсем так. Дело в том, что перекладывание фирмами своей работы на плечи потребителей вызвано их стремлением к экономии издержек, связанных с использованием живого труда. Именно за счет этого "трюка" компаниям удается поддерживать цены и норму прибыли на приемлемом уровне. Но этот процесс для фирм имеет свой естественный предел, который хорошо выражается саркастической формулой: "Если нам повезет, мы вскоре научим наших клиентов самих производить и доставлять товар". В новой экономике все идет к этому, т.е. к полному самообслуживанию. Но тогда кто и за что будет получать прибыль?



Если наметившаяся тенденция продолжится, то это должно привести к полному уничтожению прибыли и вырождению капитализма. Но возможно ли такое или Э.Тоффлер жестоко ошибается?



Как ни странно, но эмпирическое наблюдение Э.Тоффлера косвенно подтверждает теоретическое утверждение К.Маркса, известное как закон о понижении нормы прибыли. До сих пор этот "закон" не находил своего окончательного эмпирического подтверждения и, вообще говоря, не признавался. Но теперь получены новые факты и обнаружены такие тенденции, которые заставляют призадуматься над ним. Если отвлечься от экономических выкладок К.Маркса, то содержательная начинка его закона может быть сформулирована очень просто: со временем научно-технический прогресс нарастает и проявляется в вытеснении живого труда техническими устройствами, а таковые эксплуатировать нельзя по определению. В перспективе, по К.Марксу, настанет эра полностью автоматического производства, что и приведет к ликвидации эксплуатации человека человеком, а следовательно, к смерти самого капитализма. На примере банкоматов, автоматизированных супермаркетов и Интернет-услуг мы видим, что прогноз К.Маркса, как это ни парадоксально, сбывается. Говоря современным языком, коммунизм - это тотальное самообслуживание.



Сейчас трудно представить падение капитализма. Скорее всего, этого и не произойдет. Но проблемы новая тенденция все-таки создает. Как поступать инвестору? Куда вкладывать деньги?



Если осуществлять вложения средств в сферы, где возможно массированное внедрение новых технологий, то это обеспечит более высокую норму отдачи в краткосрочной перспективе. Но внедрение технических новшеств подрывает высокие прибыли в долгосрочной перспективе, ибо экономить в таких сферах уже будет не на чем. Для многих инвесторов эта дилемма становится все более актуальной. Похоже, что мир входит в режим весьма умеренного процента на капитал, когда норма прибыли будет формироваться не за счет "обирания" наемных работников, а как некая надбавка к затратам на внедрение новых технологий.

11.03.2008
http://kapital-rus.ru/strateg_invest/element.php?ID=4053
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован