В ближайшие 3-6 лет можно ожидать оттока кадров из столицы, в связи с чем следует пересмотреть некоторые преференции в отношении инвестиций в экономику московского мегаполиса
В России давно сложилась концентрическая модель функционирования экономики, в соответствии с которой все ресурсы страны, включая трудовые и инвестиционные, стекаются в некий центр, в качестве которого выступает столичный мегаполис. Вырываясь вперед по основным показателям развития, Москва выступает в качестве источника притяжения рабочей силы, которая устремляется в нее со всех регионов страны и из-за рубежа. Достаточно указать, что в 1994 г. доля столичных работников в общероссийской массе занятых составляла 5,6%, в то время как в 2004 г. - уже 8,5%. Тем самым Москва буквально "высасывает" трудовые ресурсы из остальной части российского пространства и аккумулирует их в своей экономике. Однако даже такой интенсивной внутренней миграции все равно для столичного мегаполиса не достаточно, в результате чего его нужды покрываются за счет дополнительного контингента из других стран. Только в 2007 г. было принято решение столичными властями о трехкратном сокращении квоты на иностранную рабочую силу (с 810 тыс. чел. до 270 тыс.), что лишний раз подчеркивает колоссальные потребности города в рабочих руках.
Однако однонаправленный переток кадров из российских регионов в Москву наносит огромный вред и самой столице. Так, расчеты, проведенные специалистами Российского института экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП), показывают, что главный российский город уже сейчас перерос свои собственные возможности. Как это ни парадоксально, но плотность населения Москвы превышает аналогичный показатель таких ведущих мегаполисов мира, как Нью-Йорк, Чикаго, Токио, Лондон, Париж, Гонконг, Сингапур, Бангкок и Шанхай. Данный факт почти неизвестен широкой общественности, но об этом упрямо свидетельствуют имеющиеся цифры.
Однако, пожалуй, самым интересным и важным фактом является то, что в московском мегаполисе сформировался довольно специфический экономический режим, в соответствии с которым ее валовой региональный продукт (ВРП) нелинейно зависит от численности занятых, причем эта нелинейность имеет вид параболы с точкой максимума. Проведенные эконометрические расчеты показывают, что указанный предел был превышен уже в 2003 г. Таким образом, с этого момента Москва вступила в новую для себя экономическую фазу, которую можно охарактеризовать как деструктивный режим развития, очень напоминающий процесс саморазрушения. Подобный эффект можно назвать синдромом столичного мегаполиса, подчеркивая тем самым нерациональность нынешнего этапа функционирования столичной экономики.
Объяснение означенного синдрома тривиально: переполнение городского пространства человеческой биомассой вызывает такие транспортные, инфраструктурные и социальные проблемы, которые ведут к ухудшению качества жизни людей и снижению их производительности. Результат подобного разрастания и уплотнения социума проявляется и в непомерных ценах на столичную недвижимость, и в баснословных арендных платежах. Тем не менее, процесс точечной застройки Москвы продолжается и город медленно, но верно продолжает расти ввысь.
Такое положение дел ставит целый ряд важных вопросов. Например, есть ли какой-то естественный предел разрастания столичного мегаполиса? Какова будет динамика численности занятых в Москве в ближайшие годы и сохранится ли концентрическая модель развития отечественной экономики?
Для ответа на поставленные вопросы сотрудниками РИЭПП была построена двухсекторная динамическая модель динамики численности работников центра (Москвы) и периферии (остальной части России). Эконометрическая оценка параметров модели и проведенные с ее помощью прогнозы показывают, что возможны два сценария развития событий: оптимистический, соответствующий режиму экономического роста; пессимистический, воспроизводящий режим экономической рецессии.
Как оказывается, динамика занятости столичного мегаполиса в обоих сценариях имеет горбообразную траекторию с точкой максимума. Это означает, что процесс обмена рабочей силы между двумя региональными системами в скором времени изменит направление: имевший на протяжении многих лет прилив рабочей силы в Москву должен смениться на ее активный отлив. При этом режим экономического роста обладает ускоряющим действием в отношении преодоления синдрома столичного мегаполиса. В соответствии с прогнозными расчетами в рамках данного сценария численность занятых в Москве достигнет своего пика в 6,52 млн. чел. уже в 2010 г., после чего начнется лавинообразный отток кадров из столицы в другие регионы страны. Если же Россия по каким-либо причинам снова окажется в состоянии кризиса, то указанный процесс замедлится, численность занятых в Москве будет возрастать вплоть до 2013 г., достигнув отметки в 7,22 млн. чел., после чего пойдет медленный отток столичных кадров. Таким образом, как это ни парадоксально, но бурный рост российской экономики способствует ускорению "падения" столичного мегаполиса и ведет к снижению его роли и экономического значения.
Следовательно, через 3-6 лет в зависимости от обстоятельств Москва по различным причинам потеряет свою привлекательность, что приведет к оттоку из нее большой части населения. Разумеется, никакой изощренный инструментарий и никакие изысканные модели не могут убедить человека, если даваемые ими результаты абсурдны или неправдоподобны. Так, и в отношении российской столицы не очень-то верится, что не за горами времена, когда она "падет" под натиском новых реалий. Между тем есть факты, которые говорят в пользу полученных прогнозных оценок.
Во-первых, качество жизни в столице в последние годы сильно упало из-за продолжающегося роста населения: бесконечные автомобильные "пробки", перегруженный общественный транспорт, повышенная заболеваемость жителей, страшная загазованность, постоянный шумовой навес и т.п. факторы осложняют столичное бытие.
Во-вторых, процесс бегства москвичей уже начался и принимает все более зримые формы. Уже не удивляет ситуация, когда коренной житель Москвы обычной 5-этажки оказывается в "окружении" приезжих: соседи сверху, снизу и сбоку сдают квартиры иногородним гражданам, а на вырученные деньги спокойно живут на загородных дачах. Все больше горожан перемещается на постоянное место жительства в Подмосковье. Колоссальное жилищное строительство в Московской области поддерживает этот процесс, а в последнее время наметился и процесс переноса производственных и торговых объектов из столицы в пригородную зону. Если данная тенденция сохранится на протяжении хотя бы 3 ближайших лет, то "падение" Москвы, похоже, станет неизбежным.
В-третьих, проведенные эконометрические расчеты показывают, что в настоящее время возможности Московской области к дальнейшему расширению рынка труда практически неограниченны. Так, в 2004 г. фактическая занятость региона составляла лишь 3,5 млн. чел. против потенциального максимума в 11,0 млн. чел. Следовательно, Московская область могла "проглотить" рабочей силы в 3,1 раза больше, чем в ней реально имелось. Данные количественные результаты наводят на мысль о том, что наличие у Москвы подобного "соседа" делает масштабную миграцию кадров из столицы вполне реальной.
В-четвертых, зарубежный опыт свидетельствует, что ослабление мегаполисов на определенном этапе его развития вполне реально. Например, в свое время имел место относительный экономический упадок Мехико Сити. И нет никаких резонов предполагать, что аналогичный процесс не способен затронуть Москву.
Намечающаяся тенденция сама по себе не является особо драматичной. Тем не менее, уже сейчас многим инвесторам следует задуматься о целесообразности открытия нового бизнеса в столице - Москва и без того переполнена и кадрами, и инвестициями. Из сказанного ни в коем случае не означает, что нужно изымать капитал из столичной экономики. Скорее, надо более взвешенно оценивать целесообразность будущих вложений на территории Москвы. Разумеется, с учетом вида коммерческой деятельности и имеющихся индивидуальных конкурентных преимуществ.
14.08.2007
http://kapital-rus.ru/strateg_invest/element.php?ID=1869