Процесс осваивания человечеством информационного общества является далеко не безоблачным. Чем грозит человечеству избыток знаний? Какие социальные группы приходят в столкновение? Какую роль играет рекламный бизнес?
Финансовый кризис-2008 во многом является порождением информационной экономики или как ее еще называют экономики знаний. Чем же страшна эта нематериальная субстанция?
1. Избыток знания и информационные войны. В соответствии с теорией витальных ресурсов, у людей есть 4 жизненных ресурса: деньги, энергия, знания и время. И по мере освоения этих ресурсов формируется соответствующая цивилизационная макроэкономическая волна. Сейчас человечество уже прошло сельскохозяйственную стадию, когда в каждый дом пришла еда, и возник избыток денег, позволивший вообще начать строить современное рыночное хозяйство. Большинство стран прошло и индустриальную фазу развития, когда в каждый дом пришла энергия в виде света и тепла. Сейчас многие страны вступили в информационную эпоху, когда в каждый дом приходит знание в виде информации по линиям Интернет-сети.
Развитие общества идет таким образом, что в процессе освоения очередной фазы развития мир переходит из состояния дефицита соответствующего витального ресурса к его избытку, овладевая тем самым этим ресурсом. Как только мир смог создать избыток пищевых ресурсов, возник избыток денег и капитала, что дало импульс к поиску новых сфер его приложения. Попытка "втиснуть" капитал в новые ниши привела к географическим открытиям, завоеванию и уничтожению других культур. Это было следствием избытка капитала: он требовал себе новых сфер приложения и не останавливался ни перед чем.
Индустриальная эпоха ознаменовалась еще большими потрясениями. Когда человечество овладело энергией и получило ее в избытке, встала задача ее применения, а это была отнюдь не простая задача. Не зная, куда деть избыток энергии, люди и развязали две самые страшные мировые войны 20-го столетия. И здесь важно то, что энергия как витальный ресурс может быть созидательной и разрушительной. Можно построить гидроэлектростанцию, осветить и обогреть за счет нее город. А можно создать атомную бомбу, с помощью которой этот же город можно в одночасье уничтожить. Направление использования энергии зависит от степени развитости общества в целом и отдельных людей. Кстати, капитал также может быть созидательным и разрушительным, с его помощью можно создавать полезные и вредные вещи.
Информационная эпоха таит в себе те же опасности. Здесь проявляется тот же самый дуализм: если есть информация, то есть и дезынформация; есть информация истинная, а есть - ложная. Воздействие идет и в том, и в другом случае, но в совершенно разных направлениях. О том, какие потрясения и эксцессы могут возникать при искажении информации, свидетельствуют экономические кризисы, имеющие чисто информационную природу. И так же как в индустриальную эпоху возникали обычные войны, так в информационную эпоху возникают информационные войны. И так же как неправильное обращение с током может привести к травме или даже летальному исходу, так и неправильное пользование плохой информацией может привести чуть ли не к полной дебилизации больших групп населения.
Таким образом, избыток капитала, энергии и информации требует каналов и центров приложения, куда этот избыток может быть плодотворно "сброшен". Если таковые вовремя не находятся, то последствия могут быть непредсказуемыми. При этом желательно, чтобы направления использования всех трех ресурсов были скоординированы. И это, пожалуй, первый вызов социуму со стороны информационного мира.
2. Поляризация социума в информационном мире. Одной из опасностей, исходящих от информационного пространства, является углубление разрыва между элитой и массами. Дело в том, что с течением времени возрастает разрыв в доходах бедных и богатых слоев населения. Однако в каком-то смысле это всего лишь следствие информационной экономики, в которой вообще все различия возрастают.
Примеров тому можно привести множество. Например, фирменный товар с раскрученным брендом может стоить на порядок дороже, чем товар такого же качества, но контрафактный. Почему такой разрыв в цене? Почему такой разрыв в норме прибыли? Все эти вопросы риторические, главное в другом - в том, что разрыв в доходах растет.
В основе таких ценовых и доходных разрывов лежат информационные эффекты. Например, среди электронных онлайновых СМИ России наблюдается рекордная дифференциация успеха. Так, первое издание в рейтинге "Mail.ru" имеет посещаемость в 7,1 раза большую, чем издание, стоящее на пятом месте, и в 8,4 раза большую, чем издание, стоящее на десятом месте. Тем самым даже среди изданий-лидеров, находящихся в одной группе, разрыв в успехе различается почти на порядок. Если же сравнить первую и сотую позиции, то разрыв составит 414,4 раза. Что это означает? А то, что первые несколько Интернет-изданий выбирают фактически весь трафик информационного пространства, а все остальные довольствуются крохами от этого потока посетителей. Если портал, стоящий первым номером в рейтинге, собирает около миллиона посетителей в день, то сотый участник этого рейтинга получает свои две тысячи; про остальных можно не говорить.
Данный пример демонстрирует тот факт, что информационное пространство по своей природе является более иерархичным, чем обычный материальный мир. В принципе с точки зрения теории эволюции это вполне естественно и нормально. Однако на сверхвысокую информационную иерархичность накладывается иерархия в доходах, а к ней - все остальное. Следовательно, информационный мир деформирует весь остальной материальный мир в сторону усиления неравномерности социума. А это в свою очередь вызывает напряжение в системе, разрядиться которое может самым неожиданным образом. И это, похоже, второй серьезный вызов со стороны экономики знаний.
3. Война между финансовой, военной и интеллектуальной элитами. Наличие различных видов витальных ресурсов приводит к формированию разных социальных слоев, в зависимости от наделенности этими ресурсами. В этой связи можно рассматривать финансовую элиту, которая аккумулирует в своих руках денежный ресурс, силовую элиту, курирующую силовые структуры страны, и интеллектуальную элиту, являющуюся носителем важных технических и социальных знаний. Как правило, эти три социальные группы качественно различаются и не совпадают. Хотя теоретически и можно представить, что три элитные группы могут слиться в одну синтетическую, на практике это случается чрезвычайно редко. А коль скоро это так, то между этими тремя группами возникает соперничество, иногда перерастающее в открытую борьбу.
Разумеется, противопоставлять эти группы нельзя, но взаимодействие между ними носит скорее враждебный характер, нежели дружественный. Даже когда их интересы совпадают, то разница между ними все равно остается, и они представляют собой разные кланы. Когда силовые структуры "крышуют" бизнес, это значит, что силовики (т.е. военная элита) требуют себе у финансовой элиты часть денежного витального ресурса в обмен на свою лояльность. Когда финансовые круги оплачивают вооруженные действия различных группировок, то это означает, что они заимствуют силовой ресурс у военной элиты для отстаивания своих финансовых интересов. И когда специалисты консультируют и направляют действия финансистов и военных, то это означает, что они тоже тем самым "отбирают" в свою пользу недостающие им витальные ресурсы. Как правило, между тремя указанными группами идет молчаливая борьба, и эта борьба в информационном обществе усиливается. Почему? До потому что мир усложняется, и знания становятся все дороже и все сильнее, то есть на них можно получить гораздо больше денег и военной отдачи.
Типичный микропример отъема денег у финансовых кругов. Компания нуждается в усовершенствовании сайта и перепрограммировании одной его рубрики. За эту услугу фирма, занимающаяся программным обеспечением, запрашиевает 60 тысяч рублей, мотивируя эту сумму тем, что требуется большая и трудоемкая работа. Через некоторое время компания справилась собственными силами: ее собственный программист сделал эту работу за один день. Резюме: если не знать всей технологии программирования, то очень легко переплачивать даже за самые примитивные знания.
Надо сказать, что иногда противостояние между элитами принимает и более явный и масштабный характер. Типичный пример тому - предвыборная борьба за президентское кресло в Белом доме США между Джоном Маккейном и Бараком Обамой. Первый был олицетворением финансовых кругов: он нажил несколько десятков миллионов долларов на торговле пивом. Кроме того, Маккейн, будучи военным, частично отражал и интересы силовых структур. Барак Обама наоборот был ставленником интеллектуальной элиты Америки. В каком-то смысле столкновение этих двух претендентов было символическим. Также как символичной оказалась и победа Обамы: в информационную эпоху знание побеждает деньги.
Надо сказать, что борьба двух витальных ресурсов на протяжении всей истории человечества шла и еще по одной линии - борьбы бизнеса и государственной власти. Власть на то и власть, что оперирует силой (энергией), а бизнес манипулирует капиталом (деньгами). И справедливости надо отметить, что витальный ресурс более высокого уровня (сила) почти всегда побеждал витальный ресурс более низкого уровня (деньги). Сейчас в эту традиционную борьбу вклинивается третий ресурс - знание. И, надо сказать, до сих пор его участие плохо видно и не очень хорошо понимается. Пожалуй, наиболее заметным оно становится при проведении той или иной идеологии, которая генерируется из недр интеллектуальной элиты. И, что является симптоматичным, рамки интеллектуальной элиты пока плохо очерчены. Более того, она все время стремится перерасти во властную или финансовую элиту. Однако бесспорным является и то, что в настоящее время на арене социальных отношений появился еще один участник - носитель знания. И эффективная интеграция этого участника в социум, по всей видимости, является третьим серьезным вызовом со стороны экономики знаний.
Разумеется, и раньше были идеологи, обладавшие повышенным объемом информации и знаний, были и рантье, обладавшие огромным объемом свободного времени. Но тогда это были разрозненные группы, а сейчас это своеобразные классы. Это меняет диспозицию в социальном пространстве. И это третий вызов информационного общества.
4. Доминирование рекламного бизнеса. Еще одним вызовом со стороны информационного общества является его непосредственное порождение - рекламный бизнес. Сегодня ни один вид бизнеса и ни одно предприятие не могут обойтись без рекламы. Если потенциального потребителя не бомбардировать постоянной рекламой, то коммерческий успех практически исключен. Но реклама становится все более значимой стороной расходов. Где предел этому процессу?
Сформулированный вопрос не является праздным. Дело в том, что вложения в рекламу и в бренды составляют все большую часть общих вложений компаний. Даже мощнейшие инвестиции в основной капитал и в кадры могут не дать никакого результата, если они не будут подкреплены соответствующими вложениями в позиционирование компании в информационном пространстве. Иногда данный факт приводит к развитию негативной тенденции, когда затраты на рекламу идут в ущерб затратам в человеческий капитал: лучше вывесить лишний рекламный плакат, чем повысить оплату труда работников. Следовательно, и сама реклама становится в каком-то смысле нечеловеческой, антигуманной. И это четвертый вызов информационной эпохи.
Кроме того, реклама вносит большую сумятицу в моменты кризисов. Дело в том, что при ухудшении экономической ситуации многие компании сразу стараются сокращать рекламные расходы, добиваясь за счет этого заметной экономии. Однако такой стратегии придерживаются не все, а потому наиболее выдержанные фирмы при выходе из кризиса за счет сохранения места в информационном пространстве начинают усиливать свои позиции и увеличивать свою долю на рынке. Это и неудивительно, ведь об их конкурентах, не рекламирующих себя длительное время, уже забыли, а они все время оставались на виду. Таким образом, рекламные операции и их высокая эластичность к спадам и подъемам ведут к постоянной реструктуризации рынка и изменению положения на нем отдельных участников. В целом же рекламный бизнес превращается в самостоятельную арену для ведения информационных войн.
Описанными четырьмя вызовами угрозы со стороны информационного общества не исчерпываются. Особенно же сильно они проявляются в кризисные моменты развития экономики.
02.12.2008
kapital-rus.ru