Президент Путин поручил правительству России до 15 ноября 2006 года разработать новые правила привлечения в страну иностранных работников. На ближайшем заседании правительства РФ министры будут обсуждать меры по упорядочению трудовой миграции, в частности переход на систему квотирования, то есть экономический заказ работников тех или иных профессий с учетом страны их происхождения. Между тем 15 января 2007 года вступят в силу два закона, уравнивающие в трудовых правах коренное население и мигрантов из стран, не имеющих визового режима с Россией. Противоречивую и сложную ситуацию на отечественном рынке труда, связанную с мигрантами, комментирует научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций, бывший начальник Департамента социального развития Правительства РФ Евгений ГОНТМАХЕР.
- Евгений Шлемович, квоты - это ограничения миграционных трудовых потоков. В то же время, согласно новым законам, предприятиям будут не нужны никакие разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Как смогут сочетаться сегодняшние строгости с грядущими послаблениями? Какой, на ваш взгляд, все же будет новая миграционная политика России?
- Внешне она будет напоминать систему оргнаборов в крупных городах СССР, когда предприятие "заказывало" себе определенное количество работников из глубинки, которым предоставлялось жилье и подъемные. Только теперь этот принцип будет применяться по отношению к трудовым мигрантам из ближнего и дальнего зарубежья. При этом будет существенно упрощена процедура получения регистрации - мигрант из любого государства СНГ (кроме Грузии и Туркмении - визовых стран) сможет это сделать непосредственно на рабочем месте, а регистрироваться по месту пребывания ему будет не нужно. Надо признать, что сейчас государственная политика в отношении трудовых мигрантов действительно весьма противоречива. Причина этого - в попытке найти быстрые и однозначные решения задач, которые требуют более дифференцированного подхода.
- Московские парламентарии высказывают опасения, что свободное передвижение и трудоустройство иностранных граждан обрушит систему трудовых квот в РФ. Можно ли вообще рассматривать квоты как основное средство легализации трудовой миграции и упорядочения рынка труда?
- Система квотирования существует в России давно, и она крайне неэффективна. Регион региону рознь, в каждом из них степень готовности к увеличению числа иностранной рабочей силы разная. Но заявки, по которым формируются квоты, как правило, не отражают объективных региональных потребностей в трудовых ресурсах. Некоторые регионы квот не добирают, тогда как другие, например та же столица, во много раз их превышают. Нередки в этой сфере и злоупотребления, в результате чего на одного официального работника у нас приходится 10 нелегалов. В стране существует мощный лоббизм со стороны структур, занятых дорожным, жилищным строительством. Они зарабатывают сверхприбыли на труде нелегалов, которые согласны работать за минимальную зарплату и не претендуют на социальную защиту. Новые лимиты в этой ситуации ничего не изменят. В стране доля легализованных трудовых мигрантов год от года не увеличивается, а, возможно, даже уменьшается.
- Возможно ли сегодня все же определить допустимые доли иностранных работников, используемых в различных отраслях и регионах?
- Оценить реальные потребности рынка труда России в части необходимых для каждого региона профессий, специальностей, а также квалификацию иностранных граждан чрезвычайно сложно. Это потребует длительных и серьезных усилий. Мы сможем официально учесть потребности в мигрантах государственного сектора и крупного бизнеса, которые решают свои кадровые проблемы легальным путем. Однако непросто будет это сделать в среднем и малом бизнесе, который непрозрачен. Занятость в этой сфере даже российских граждан мы себе плохо представляем. Совершенно не подлежит измерениям теневой сектор, а его доля в экономике России довольно значительна. Мы не сможем при всем желании сказать, какое количество нелегальных мигрантов занято в дачном строительстве и ремонте квартир, сельском хозяйстве, торговле и сфере услуг.
- Насколько, по вашему мнению, остановит нелегальную миграцию подготовленный Госдумой законопроект, по которому работодатель будет выплачивать солидный штраф за каждого нелегального иностранного рабочего?
- Решение переложить ответственность на плечи недобросовестных работодателей правильное, но здесь скрывается возможность для чиновничьей коррупции: чем выше штрафы, тем больше взятки. Для сегодняшней миграционной службы отслеживание нелегалов - слишком объемная задача. Для этого нужно создавать миграционную полицию, аналоги которой существуют во многих странах. Кроме того, следует учитывать, что нелегальная миграция имеет экономические причины: 40% предпринимателей малого бизнеса приглашают гастарбайтеров, не имея возможности нанять легальных работников.
- В чем же вы видите реальные пути решения проблемы "вывода из тени" трудовой миграции в России?
- Уже упомянутая мною система оргнабора состояла, прежде всего, в привлечении людей на постоянное место жительства в те районы, где считалось необходимым увеличить население. И сегодня значительная часть мигрантов едет именно для того, чтобы обустроиться в России. Ключ к решению проблемы трудовой миграции лежит не в госзаказе, а в порядке постепенной ассимиляции мигрантов, которого на сегодняшний день у нас не существует. Отсюда возникают и этнические проблемы, и отток заработанных в стране денег за рубеж. Необходимо обеспечить четко прописанную лестницу социальных статусов, чтобы, продвигаясь по ней, мигрант постепенно становился гражданином России. Кроме того, нужно стимулировать встречу работника-мигранта с работодателем. Сейчас мигранту и работодателю просто негде найти друг друга.
- Каким образом можно управлять этим процессом?
- Такого рода инструментом могла бы послужить официальная миграционная биржа. Предложение о создании такой структуры высказывались в рамках ЕврАзЭС. Проработанные проекты предлагал наш Центр социальных исследований и инноваций. В настоящее время Федеральная миграционная служба и Федеральная служба по труду и занятости объявили о практическом намерении создать биржу.
- Каков будет механизм легализации трудовой миграции через биржу?
- Прежде всего, задавать тон на бирже будут крупные работодатели. Именно они в большей степени страдают от нехватки рабочей силы, в том числе и малоквалифицированной. Многие из них уже сегодня готовы гарантировать мигранту работу на определенный срок, обучение профессии, приличные жилищные условия, а также оплату налогов. Потенциальные работники из стран СНГ будут крайне заинтересованы в том, чтобы попасть именно к такому работодателю, чтобы получать стабильную, достойную зарплату и социальный пакет. В результате легальный поток миграции существенно увеличится.
- Это должна быть государственная или коммерческая структура?
- Только не государственная, чтобы избежать коррупции и неэффективности. Но при этом необходим патронаж государства. В основе деятельности биржи должны лежать двусторонние межгосударственные соглашения. Коммерческие структуры, совместные предприятия, выбранные государством на конкурсной основе, которые вполне могут называться "центрами занятости", будут получать в качестве вознаграждения определенный процент с работодателя и с работника. Лицензии на такую деятельность должны выдаваться на конкурсной основе.
- Евгений Шлемович, в какие сроки и в каком порядке будет формироваться миграционная биржа?
- Эту работу нужно начинать уже сейчас с тех стран, отношения с которыми у России менее сложные. Переговоры с республиками Средней Азии и Закавказья уже ведутся. Нужно быстрее создавать легальный рынок рабочей силы.
http://www.vacansia.ru/index.php?act=info&story=1206