О социальной ответственности бизнеса последнее время много говорят, но мало кто понимает, что это такое. Одни считают, что поскольку российские бизнесмены разбогатели за счет государственной собственности, то теперь они должны взять на себя решение всех социальных проблем страны. У обывателя социальная ответственность бизнеса ассоциируется со знаменитыми словами Александра Лившица: "Делиться надо!". Сами предприниматели нередко настаивают на том, что главное для них - создавать рабочие места, платить налоги и достойную зарплату.
Последние годы все внимание было сконцентрировано на реформах электроэнергетики, железных дорог, финансовой сферы. А социальные преобразования оказались за скобками. Лишь пенсионная реформа была доведена хоть до какого-то логического завершения. Поэтому есть все основания полагать, что следующее президентское четырехлетие пройдет под знаком обновления социальной сферы, иначе никакого удвоения ВВП можно не ждать. "Социалка" в том виде, в котором она сегодня существует, является тормозом, сдерживающим не только развитие нормального гражданского общества, но и всей экономики страны.
Не случайно рабочая группа, которую возглавляет заместитель главы администрации Президента Игорь Шувалов, определила пять ближайших приоритетов развития России, которые, практически, все социальные. Это жилье, здравоохранение, профессиональное образование, армия, предпринимательство. Да, большинство проблем лежат в области экономики, но рассматриваются они теперь именно в социальном плане. Даже в проблеме Калининграда поставлен социальный аспект.
Могут ли предприниматели, как сообщество, участвовать в решении этих насущных задач?
Не надо забывать, что бизнес вытащил страну из экономической пропасти 1990-х. Когда рухнула советская экономика, предприниматели не просто приватизировали госсобственность, но взяли на себя ответственность за эти предприятия, за тех, кто там работал. И вытянули! Уже несколько лет работники приватизированных предприятий получают неплохую зарплату, хотя у кого-то и сегодня есть претензии к работодателям. Денег, как известно, много не бывает.
Бизнес уже стал составной частью общества, более того - он работает на общество. Значит, бизнес не может замыкаться на решении чисто экономических проблем. В последнее время у крупных предпринимателей произошла серьезная переоценка ценностей. Да, их по-прежнему волнуют проблемы снижения налогов и коррупции. Но к корпоративным интересам добавилось и нечто большее. Оказалось, что в большинстве своем обычные люди достаточно критично относится к крупным предпринимателям. И к тому, что они делают, и к тому, как заработали свои капиталы. Поэтому бизнес понял: если он хочет жить в нашем общем доме, продолжать в России свое дело, то надо работать с этим обществом, с населением, с той политической элитой, которая сейчас существует. И "социалка" - тот мосточек, который может привести к взаимопониманию.
Надо сразу сказать, что бизнес давно уже занимается социальными проблемами. И весьма успешно. Недавно я встречался с одним крупным предпринимателем - очень богатым человеком. Он два часа рассказывал, какая у него в городе прекрасная поликлиника, какой бассейн, что построили за год 150 километров дорог, что посадили 50 тысяч деревьев. И все благодаря деньгам, которые заработал его бизнес.
Почти все наши гиганты индустрии - градообразующие предприятия. И предпринимателям вовсе небезразлично, как живут здесь люди, с каким настроением они идут на работу. Ясно, что богатых в России никогда любить не будут. Какими бы они ни были "социально ответственными". Это традиция на уровне генетического сознания.
Но диалог бизнеса и общества начинать надо, и не только в плане пиара добрых дел. Несомненно, пришла пора крупным предпринимателям заняться знаковыми социальными программами, выходящими за рамки их предприятий и территорий. Такие примеры уже есть. Причем сфера их действия давно вышла за пределы и корпоративных, и социальных интересов конкретного бизнеса. Но это пока, увы, исключение.
Есть необходимость создать фонд наподобие известного фонда Сороса, который в свое время дал России полмиллиарда долларов. Неужели наши крупные предприниматели не могут в складчину собрать столько же? И если они пока не готовы к такому единению, то каждый вполне может взять на себя какую-то конкретную программу.
На мой взгляд, у нас сегодня есть четыре насущные проблемы, которые вполне вписываются в экономические интересы бизнеса: здравоохранение, образование, судьба вынужденных переселенцев и переподготовка офицеров, увольняемых в запас в ходе военной реформы. Демографическая ситуация в стране такова, что через 10-20 лет возникнет серьезный дефицит рабочих рук. И потом, много ли наработает больной, плохо образованный человек?
Так что "социалка", по большому счету, выгодное вложение денег в сохранение и развитие того же предпринимательства. Если сегодня бизнес вкладывает деньги в жилье, здравоохранение и образование, то завтра он получает нормальные трудовые ресурсы. В данном случае интересы общества и предпринимателей совпадают. Предприниматели заинтересованы и в том, чтобы в стране не было "классовой борьбы". Следовательно, бизнесу надо работать и с людьми из групп социального риска.
Возьмем здравоохранение. Вот очень частный пример: оказывается, многим сиротам из детских домов не сделана операция по удалению заячьей губы - нет денег. Не надо объяснять, как ребенку с таким лицом будет трудно пробиться в жизни, какой комплекс неполноценности образуется из-за того, что вовремя не провели не очень сложную операцию.
Большинство беременных женщин неполноценно питается. И кого они рожают? Минздрав провел Всероссийскую диспансеризацию детей: результаты катастрофические. Две трети - больны. Причем, это была поверхностная, не глубокая диспансеризация. А если покопать?
Или взять образование. В интернатах живут дети-инвалиды - слабослышащие и слабовидящие. Последний раз учебники для них печатали еще в советское время. Сегодня такие дети просто не могут полноценно учиться. Что они будут делать, когда вырастут, если не получат специальности? Станут нахлебниками государства. Между тем, и государству, и бизнесу выгодно, чтобы эти люди были не потребителями ВВП, а его производителями. Вот тогда предприниматели могут с чистой совестью ставить вопрос о снижении налогов. Ведь расходы на содержание инвалидов сократятся.
Понятно, что в социальной сфере бизнес не может подменять собой государство. Однако бизнес-сообщество могло бы постепенно, в рамках какой-то программы, полностью взять на себя подготовку рабочих кадров. Раньше ведь было очень распространено внутризаводское обучение. А сегодня с этим - пиковая ситуация. И не надо ждать, когда государство наполнит всю систему ПТУ и техникумов современным оборудованием, подготовит преподавателей. Мы просто потеряем время, а с ним - всю экономику. Не будет нормальной квалифицированной рабочей силы - не будет и роста ВВП. Кого станем завозить для работы на станках - молдаван, украинцев, турок?
В России сегодня находятся сотни тысяч вынужденных переселенцев. Телевидение иногда показывает сюжеты, как они живут в каких-то бараках и сараях. Их "сбрасывают" в деревни, чтобы не мозолили глаза. Но среди них много тех, кто мог бы работать. Их надо обучать, трудоустраивать, а не содержать пожизненно. То же самое и офицеры запаса: еще молодые, здоровые мужики, в 40-45 лет выходят на пенсию. Естественно, на нее не проживешь, не поставишь детей на ноги. Приходится идти работать. Кем? Охранниками да водителями. А ведь офицеры заканчивали специальные вузы, их потенциал намного выше возможностей неподготовленного рабочего.
Что касается участия бизнеса в "борьбе с бедностью", то сначала надо понять, что такое бедность. Это не только недостаток денег в семейном бюджете. Да, у нас 28 процентов населения имеет доходы ниже прожиточного минимума. Но есть и такие люди, у кого средств немало, однако нет доступа к качественному здравоохранению или образованию детей. Это что, разве не бедность?
В экономической науке существует теория, которая рассматривает бедность, как лишение человек каких-то признанных прав. Допустим, он не может открыть собственное дело. Чиновники так все зарегулировали, что через бюрократические препоны не пробьешься. Это тоже бедность, потому что, если у человека будет собственное дело, он сам обеспечит себя всем необходимым. А сейчас он либо сидит на шее у бюджета, либо полностью зависит от крупного предпринимателя, который может в любой момент выгнать.
Бедность многолика. И для ее преодоления нет простого решения. Безусловно, надо поднимать доходы населения. Для того чтобы пенсионеры не попадали в зону бедности, базовая пенсия должна быть на уровне прожиточного минимума. В здравоохранении и образовании на первый план выходит реформа оплаты труда в бюджетной сфере. Но это - задача государства.
Со своей стороны бизнес должен предпринять все возможное для того, чтобы платить зарплату работникам только официально. В любой стране есть практика, когда платят наличными в конверте. Все дело в масштабе. У нас он за пределами здравого смысла. Вопрос "белой" и "серой" зарплаты - это вопрос цивилизованности общества. Уже сейчас работник может поставить работодателя в условия, когда тот будет вынужден честно платить ему зарплату. Да, найдутся и такие, которые начнут сопротивляться. Но я точно знаю, что в крупных компаниях, как правило, уже давно платят только "белую" зарплату.
Надо подумать и о повышении зарплаты. Хотя в этой сфере есть устойчивые предрассудки. Например, в качестве недостатка приводится следующий факт: в России оплата труда составляет всего 10 процентов себестоимости продукции, а на Западе - 40 процентов. Но эти две цифры нельзя сравнивать друг с другом. У России - одна структура расходов населения, а у той же Финляндии - другая. Например, из зарплаты, которую люди получают в Финляндии или Швеции, они полностью платят за квартиру, за медицинскую страховку. Так что если из трех тысяч долларов половина останется на жизнь, и то хорошо. А у нас работодатель платит единый социальный налог, который обеспечивает людям минимальные социальные гарантии.
Поэтому, если говорить о вкладе бизнеса в борьбу с бедностью, то эту тему лучше не трогать. Иначе мы скатимся к элементарным вещам, типа "взять, все разделить и раздать нуждающимся". Социальная ответственность бизнеса не в этом. А в том, что он обязан заниматься не только экономикой, но и решением важнейших социальных проблем. Причем, в той степени, в которой это ему самому выгодно. А вот когда Россия станет развитой цивилизованной страной, социальную ответственность бизнеса, думаю, можно будет свести к двум задачам: платить в полном объеме налоги и обоснованную заработную плату работникам.
Гонтмахер Евгений Шлемович
Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей)
http://www.fondedin.ru/