На результаты предстоящих выборов в Госдуму окажут заметное влияние действующая избирательная система и общественные настроения. Недавние мартовские выборы в Законодательные собрания ряда регионов показали достаточную эффективность механизма выборов с точки зрения правящей элиты, которая сумела создать необходимый барьер на пути политических сил, которые находятся вне системы. Это косвенно подтверждает вывод, что сужаются возможности для дестабилизации обстановки извне со стороны внесистемных сил.
Вместе с тем, очевидно, что устойчивость этой системы опирается в основном на административный ресурс. Высокий процент голосов избирателей в пользу системной оппозиции лишний раз подтверждают это. Заметен парадокс: "Единая Россия", которая сама объявляет себя "правой силой", выигрывает на выборах в 13 из 14 регионов на фоне явного "полевения" электората в целом. Это может свидетельствовать, что административный ресурс пока сильнее общественных настроений.
На исход выборов в Госдуму в декабре с.г. этот фактор, несомненно, будет влиять в том смысле, что "партия власти" вынуждена будет максимально эффективно противопоставить административный ресурс лозунгам оппозиции, опирающейся на преобладающие в обществе настроения недовольства несправедливым распределением национального дохода.
Важным фактором в ходе предвыборной кампании станет конкурентная борьба внутри сложившейся системы власти. Хотя нынешняя избирательная система не обеспечивает в должной мере справедливую политическую конкуренцию, тем не менее, она, несомненно, осложнит реализацию притязаний "Единой России" на монопольное господство в следующей Думе. Можно с уверенностью предсказать, что новый состав Госдумы будет представительнее нынешнего, что с точки зрения эволюционного совершенствования нашей политической системы в целом - позитивное явление.
Однако, нельзя не сказать и о том, что сложившаяся избирательная система, которая была опробована на практике в ходе мартовских выборов в Законодательные собрания 14 регионов, вызывает немало вопросов - и не только у специалистов. В частности, как представляется, 7-процентный барьер на выборах искусственно ограничивает представительство тех политических сил, которые могли бы предложить обществу альтернативные программы для развития экономики, социальной сферы и государственного строительства России. Чрезмерным представляется и высокий залоговый порог, а также нынешний порядок регистрации партийных списков в избиркомах, которые нередко используются сейчас в качестве инструментов для незаконного отстранения политических противников "партии власти" в предвыборной борьбе.
Опросы общественного мнения однозначно свидетельствуют, что избиратели теряют интерес к выборам, поскольку не уверены, что их голоса могут повлиять на ход политических процессов в стране. Устранение избыточных препятствий на пути выявления действительной воли электората способствовало бы укреплению доверия к выборам в целом. В частности, пора бы дать избирателю возможность хотя бы в общих чертах разобраться, в чём разница между "преемственностью курса" и альтернативными предложениями оппозиции. Для этого оппозиции, действующей в рамках Закона, а не только "партии власти" надо бы предоставить законодательное право и реальные возможности равной конкурентной борьбы. Иначе вместо совершенствования нашей политической системы мы будем обречены на застой и стагнацию.
Евгений Комисарчук, член Правления "Клуба "Реалисты", член Коллегии военных экспертов.
06 апреля 2007
http://www.iamik.ru/