Эксклюзив
07 декабря 2009
3542

Евгений Моргунов: Кому и в чем доверяют рабочие

Любая организация состоит не только из работы оборудования и работников, но из взаимодействий и доверия среди последних. Если нанести на бумагу контакты работника в любой организации, можно увидеть сеть коммуникаций. У каждого работника своя сеть - более или менее плотная. Сети коммуникаций могут быть минимальными в том случае, если работники слабо доверяют друг другу. Но может быть и так, что данная организация состоит из профессионалов высокого класса, которые не нуждаются в советах ни по производству, ни по личным вопросам. Например, адвокатский офис можно назвать скорее местом совместного пребывания, чем кооперации. Возможно и третье объяснение - в организации не приветствуется консультирование по производственным вопросам, а личная отчужденность такова, что каждый работник проживает личную жизнь индивидуально, за изгородью из ничего не значащих приветствий.

Коммуникация в организации имеет две составляющие: "формальную", касающуюся производственных заданий и проблем, и "неформальную", затрагивающую личные отношения и проблемы. В таком случае частота, с которой при общении сотрудников между собой, поднимаются первые или вторые темы, может говорить о насыщенности соответствующей составляющей коммуникации. Следующим шагом может быть расчёт соотношения данных составляющих. При этом если они примерно равны, можно говорить о сбалансированном психологическом "климате". Если значительно превалирует "формальная" составляющая, можно говорить о достаточно прохладном психологическом климате, не предполагающем обсуждения личных тем. Если же превалирует "неформальная" составляющая, то можно говорить о "теплом" психологическом климате, который в целом стоит приветствовать. Однако, в своем крайнем выражении он также неблагоприятен, так как пребывание на работе превращается в череду неформальных коммуникаций, где можно обсуждать все что угодно, кроме реальных производственных проблем.

Не менее интересен и анализ направленности запросов на помощь к разным адресатам. Если они адресованы преимущественно равным по статусу работникам при отсутствии обращений к руководителям, надо начинать беспокоиться о вертикальной разобщенности работников. Рядовые сотрудники общаются преимущественно между собой, менеджеры - в своем кругу, а "крупная рыба" вообще недоступна для "планктона". Если запросы на профессиональную помощь будут адресоваться руководству, а на личную - равным по статусу, есть основания утверждать, что производственные коммуникации мало связаны с личными отношениями.

Понятно, что любая организация, где существует более одного подразделения, может обладать как минимум двумя вариантами коммуникативных сетей по числу подразделений.

Если в целом число коммуникаций по производственным и личным проблемам может свидетельствовать о насыщенности коммуникаций, то имеет смысл подсчитать соотношение указанных составляющих по отдельности. Если они примерно равны, можно говорить о сбалансированности разных составляющих коммуникации в подразделении. Если производственная составляющая выражена больше, можно говорить о деловом составе коммуникации, не предполагающей частых и содержательных обменов чувствами по поводу личных проблем. Если превалирует неформальная составляющая коммуникации, можно говорить о более тесном и личностном общении работников. Такая ситуация психологически комфортна, однако, возникает вопрос, хватает ли у коллег времени на выполнение своих прямых обязанностей.

Число коллег, к которым принято обращаться за профессиональным или личным советом, может свидетельствовать о том, насколько в подразделении велики личные формальные и неформальные сети поддержки. Чем больше у работника советчиков, к которым он может обратиться, и которые, по его мнению, дадут существенный совет, тем богаче психологический мир организации в целом и его подразделений в частности. Данная характеристика может свидетельствовать о том, насколько комфортно чувствует себя в подразделении работник, насколько он может быть поддержан контактами, насколько он подстрахован советом и поддержкой других.

Важен и ответ на вопрос, какая из групп руководителей обладает наибольшим кредитом доверия со стороны рядовых работников: топ-менеджеры, бригадиры, мастера или другие специалисты?

Введем два рассчитываемых нами показателя:

Если общее число названных работниками советчиков в профессиональной и личной областях разделить на число заполненных анкет, мы получим среднюю величину индивидуальной сети поддержки в производственной и личной проблематике.

Индекс доверительности отношений (ИДО) может быть рассчитан как отношение среднего числа указанных респондентами советчиков по личным вопросам к числу советчиков по профессиональным вопросам. Для предприятий с деловым климатом коммуникации и поддержки он будет варьировать в интервале от нуля до единицы. На предприятиях с преимущественно личностным и неформальным климатом коммуникации ИДО будет превышать единицу.

Доверительность отношений на горно-обогатительном предприятии

Исследованное нами горно-обогатительное предприятие выполняет важную функцию в структуре горно-металлургической компании, поскольку доводит добываемую на шахтах и в карьерах металлосодержащую породу до товарного измельченного и очищенного вида. Предприятие включает следующие цеха и участки: автотранспортный цех (АТЦ); дробильный цех (ДЦ); измельчительно-флотационный цех (ИФЦ); цех гидротехнических сооружений (ЦГТС); ремонтный цех (РМЦ); участок хозяйственного обслуживания (УХО); участок флотационных машин (УФМК); цех электронно-телеметрической аппаратуры (ЦЭТА). Всего на предприятии более шестисот работников.

Нами была подготовлена анкета, в которой два вопроса были направлены на изучение коммуникаций. Они были посвящены выбору рабочими тех, к кому они предпочитают обращаться с вопросами производственного и личного характера. В этих вопросах мы просили указать только должность соответствующих коллег, не называя конкретных фамилий. Число выборов было не ограничено. Нас интересовал, прежде всего, статус работников, которые обычно выступают в роли советчиков, а также общее число выборов, свидетельствующее о разноплановости общения. Анкетирование проводилось анонимно.

По цехам и участкам предприятия было роздано сто анкет. В крупные подразделения было направлено больше анкет, чем в более мелкие. Были получены ответы на 87 анкет, т.е. было проанкетировано около 15% работников.

Сначала мы рассчитали средние размеры сети поддержки и ИДО в целом по предприятию, а затем занялись рассчетом этих показателей отдельно для каждого подразделения.

Результаты
На наши вопросы были получены следующие ответы. В целом по предприятию обращаться за советом к начальникам цехов и начальникам участков рабочие готовы только в 20% случаев (по производственным проблемам) и в менее 10% случаев - по личным проблемам.

Размер средней индивидуальной сети поддержки в целом по предприятию оказался равным 2,7 советчика по производственным вопросам и 0,9 советчика по личным.

Полученный нами результат отображен на рис. 1.


Рис. 1. Средние размеры индивидуальной сети поддержки работника в профессиональной и личной сферах



Подсчитаем общий индекс доверительности отношений (ИДО), равный отношению среднего числа советчиков по личным вопросам к среднему числу советчиков по профессиональным вопросам. Для организаций с преимущественно деловым психологическим климатом ИДО будет варьировать в интервале от 0 до 1. Для предприятия в целом ИДО оказался равным 0,33. Это означает, что на каждый контакт по производственным вопросам приходится только 0,33 контакта по личным вопросам. Это свидетельствует о преимущественно деловых коммуникациях среди рабочих. В целом такое значение ИДО может характеризовать психологический климат на предприятии как преимущественно деловой и достаточно обедненный в личной сфере. Это означает, что значительная часть рабочих вообще не привыкла касаться личных проблем в общении с коллегами.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что:

Во-первых, рабочие гораздо чаще доверяют другим работникам производственные нежели личные проблемы.

Во-вторых, наиболее авторитетными в решении производственных вопросов рабочие считают мастеров. Конкурентами мастерам могли бы стать бригадиры, так как они непосредственно координируют деятельность рабочих. Тем не менее, оказалось, что они проигрывают более образованным мастерам.

В-третьих, около половины респондентов оказались вообще не готовы обсуждать свои личные проблемы с коллегами, а в отдельных подразделениях все рабочие оказались не готовы делиться личными проблемами с коллегами. Такой результат может свидетельствовать об отчужденности в общении и слабости поддержки в личных проблемах.

Подсчитаем ИДО для отдельных подразделений. Результаты представлены на рис. 2.

Рис. 2. Индексы доверительности отношений в подразделениях предприятия


Лидерами доверительных отношений на анализируемом предприятии стали участок хозяйственного обслуживания (УХО) (ИДО равно 0,8) и цех гидротехнических сооружений (ЦГТС) (ИДО равен 0,69). Аутсайдерами по указанному индексу являются РМЦ и УФМК, где ИДО равно нулю из-за отсутствия указанных личных контактов. Остальные подразделения близки к среднему по ГОФ уровню ИДО.

Фактически эти подразделения должны быть признаны проблемными и нуждающимися в дальнейшей диагностике другими методами. В указанных подразделениях необходимы дополнительные меры по сплочению коллектива, росту числа личных контактов. Иначе, работать там будет неуютно и это в дальнейшем может сказаться как на производительности труда, так и на росте текучести кадров.

Большинство подразделений (АТЦ, УСХ, ЦГС ГТ, ЦЭТА, ДЦ) несколько выше среднего уровня ИДО, характерного для предприятия в целом. ИФЦ - несколько ниже среднего уровня.

Таким образом, наиболее важным является вывод, подтверждающий выбор мастеров в качестве вероятных советчиков. Большинство мастеров действительно являются наиболее признаваемыми экспертами в разрешении как производственных, так и личных проблем. Многие мастера оцениваются рабочими достойными посредниками при решении проблем рядового работника. Лидерами в подобном рейтинге могут считаться мастера ЦГТС, ИФЦ и ДЦ. В таких подразделениях как УХО, РМЦ, ЦГС ГТ, ЦЭТА и УФМК мастеров оценивают как хороших профессионалов, но их помощь по личным проблемам оценивается рабочими ниже. Не исключено, что последней группе мастеров было бы полезно повышение квалификации в области управленческой и психологической компетентности.

Наиболее тесные горизонтальные производственные связи сложились в УХО (78%) и ЦГТС (81%). В данных подразделениях работники предпочитают решать свои проблемы, не прибегая к советам руководителей. Это означает, что дополнительные усилия должны быть приложены к установлению большего доверия среди работников по вертикали.

Проверка полученных результатов.

После предоставления результатов руководителям предприятия мы производили интервью с ними о том, насколько полученные результаты похожи на правду в тех или иных подразделениях. Три присутствующих руководителя в более чем двух третях случаев подтвердили совпадение полученных нами результатов со своими собственными ощущениями в отношении ситуации в тех или иных подразделениях. В двух или трех случаях они были не согласны с полученными результатами, но говорили, что, может быть, они сами упустили из виду какие-то нюансы ситуации и что теперь, получив наши результаты, обратят более пристальное внимание на проблемы соответствующих подразделений.

Выводы:
1.Разработан индекс доверительности отношений (ИДО), позволяющий оценить соотношение выраженности сетей обмена профессиональным опытом и эмоциональной поддержки в организации. Продемонстрирована его работоспособность в условиях производственной организации.

2.В производственной организации нормальным должно считаться превышение размера сети производственной поддержки над личностной. Такое положение способствует выполнению основной функции организации - созданию продукта или услуги.

3.Характер отношений на анализируемом предприятии имеет преимущественно деловой производственно-ориентированный характер. Некоторые подразделения нуждаются в более детальном анализе причин низких показателей по ИДО и разработке мер по более интенсивному развитию сетей индивидуальной поддержки в личной сфере.


07.12.2009
www.viperson.ru

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован