08 декабря 2005
4392

Евгения Добровольская: `Театр это моя жизнь`

Женя Добровольская - актриса успешная. Она играет во МХАТе , снимается в кино, телесериалах. Женя не захотела говорить "о нашем, женском". Стандартные интервью ("для домохозяек" как говорит Женя) ей надоели. Но мы нашли тему для беседы не менее интересную.

Женя, почему люди поступают в театральный институт? Человек чувствует свой талант или же он такой, как все, но его манит перспектива стать известным?

В актерскую профессию идут своеобразные люди. Они не могут усидеть на одном месте и работать от звонка до звонка. Словом, если надоела однообразная жизнь, можно смело идти в актеры. Сегодня работаешь - завтра нет. Вечером играешь спектакль, а на следующий день отсыпаешься. Моя мама всегда возмущалась: "Что за работу ты выбрала? Вечером покривлялась, а потом целый день спишь".

Но ведь должны быть какие-то данные - внешность, голос, умение перевоплощаться?

Да. Но человек не понимает, есть у него данные или нет. Это должны сказать ему другие, например, приемная комиссия. Правда, если говорят: "Вы - бездарны", - человек не верит. И пробует поступать на следующий год. Некоторые по десять раз пытаются и, в конце концов, добиваются своего.

А вы с первого раза поступили?

Нет. У меня ведь очень сложный характер. Я пришла на прослушивание и увидела, что там сидят старшекурсники. Я сказала все, что о них думаю. Естественно, меня отправили за дверь и посоветовали больше никогда не приходить. Тогда я поехала в Санкт-Петербург и попыталась поступить там. Но была уже уставшая и не произвела впечатления. Вернулась домой. Как раз на "Мосфильме" Павел Чухрай набирал девочек для своей картины "Клетка для канареек". Меня утвердили на главную роль. На следующий год я пришла в ГИТИС и поступила.

Учеба в театральном и на учебу не похожа...

Согласна. Моя сестра окончила технический вуз. С утра до ночи она чертила, учила сопромат, физику, математику. А я читала хорошие книжки, изучала историю зарубежной драматургии, литературы. Из театрального института выходишь образованным, культурным человеком. Ну и, естественно, тренируешь свое тело, голос. У нас были уроки по вокалу, пластике, акробатике, фехтованию, танцам. Это здорово.

Словом, ГИТИС сделал из вас настоящую актрису.

Актрисой не становятся. Актриса сразу заявляет о себе. Она заставляет сопереживать, плакать, смеяться. А определение "начинающий актер" - это для бездарей.

А как же опыт?

Ну и приобретай себе. Некоторые набираются опыта ремесленного, но хороший артист приобретает душевный опыт. Знаете, каков артист в жизни, таков и на сцене. Ты ничего не спрячешь и никогда не сыграешь больше того, что в тебе есть. Сцена - как зеркало. Если ты плохой человек - на сцене это видно. Я сейчас не люблю ходить в театр, потому что многое вижу и не хочу разочаровываться.

По Станиславскому, артист должен уметь перевоплощаться "в предлагаемых обстоятельствах". Как это происходит?

Есть пьеса, есть роль, скажем, Нины Заречной в "Чайке". Нина выросла в глуши, без матери, беспрекословно подчинялась строгому отцу, который женился на другой. И вот садишься и думаешь: как бы ты, Женя Добровольская, униженная отцом и мачехой, себя вела? Представляешь, что творилось бы у тебя внутри. И только тогда играешь, по-настоящему плачешь и переживаешь.

Но так можно "выложиться" один раз, десять, но не все же время?

Хороший артист делает это в каждом спектакле. Я преклоняюсь перед старыми актерами МХАТа. Я счастлива, что играла с Иннокентием Смоктуновским, Евгением Евстигнеевым, Петром Щербаковым, Татьяной Лавровой, Ией Саввиной, Евгением Киндиновым, Андреем Мягковым...

Как же у вас нервы выдерживают?

В любой профессии есть издержки. У шахтера очень вредная работа, но он все равно спускается под землю. А артист не может не играть. Мне каждый вечер хочется сделать что-нибудь на публике. Хоть скандал в магазине устроить...

В последнее время я полюбила отдыхать - лежу, читаю. Все вокруг меня стонут от скуки, а я не понимаю: почему?

Вы можете позволить себе отказаться от роли в кино?

В последнее время я только то и делаю, что отказываюсь. Обидно очень: для хороших сценариев нет денег, а какой-то очередной нелепый боевик снимают.

Ну а своим участием в сериале о королеве Марго вы довольны?

Я думала, что это будет совсем другой фильм. Я готовилась к роли - села за книги, прочитала все о королеве Марго. Но когда вошла в павильон и увидела, что у нас фильм "из жизни голубей", а не из жизни двора Екатерины Медичи, меня стало просто трясти. Потом мне объяснили, что это "кино для детей", а то, что хочу я (кровь, разврат), - это уже есть во французском фильме с Изабель Аджани. Но так как я уже начала сниматься, то пришлось искать свою нишу.

Но, мне кажется, роль удилась.

Я старалась, чтобы мне было интересно. По крайней мере, моя королева выглядела несчастной женщиной, которая не может любить того, кого хочет.

У вас нет усталости от работы?

Нет. Я так живу. Не потому, что мне заплатили, и я выхожу на сцену. Театр - это моя жизнь.

Надо ли себя готовить к выходу на сцену? Скажем, можете вы целый день бегать по городу, забежать на базар, постоять у плиты, а вечером - в театр?

Нет, так нельзя. Актриса и быт это плохо сочетается. Я хотела быть универсальной - и актрисой, и женщиной, и хорошей хозяйкой, и матерью... Но потом я устала готовить, убирать. Я перестала ходить по магазинам. Тем более, я ничего не понимаю в ценах. Могу раз в месяц зайти, купить две шоколадки за десять долларов, а потом удивляться своей непрактичности. Больше всего я не люблю мыть посуду. Поэтому у меня есть посудомоечная машина. Очень удобно. Гости ушли, я все тарелки загружаю в эту чудо-машину - и они сверкают.

Гости часто приходят?

Нет желания каждый день с кем-то встречаться. Приходят только друзья.

Закулисные интриги существуют?

У нас в театре нет. У нас очень большой театр, и у каждого есть свое место. Вячеслав Невинный в случаях, когда пытаются друг другу перейти дорогу, советует: "Если кто-то тянет на себя одеяло - отпусти". Наверное, интриги существуют в маленьких театрах, где всего четыре артистки, и они что-то не могут поделить. А у нас, во МХАТе, пять актрис одного амплуа могут играть одну и ту же роль и дружить между собой.

В вашей профессии есть какой-то ненужный, пустой труд?

Бывает, репетируешь роль, а спектакль не выходит. Это большая трагедия. Пережить отсутствие успеха, аплодисментов тяжело. У меня были подобные ситуации и в театре, и в кино. Но, знаете, у меня нет такой роли, которую я бы хотела сыграть. Раневская как-то сказала, что актер - это кладбище несыгранных ролей. Я не хочу быть таким кладбищем.

У вас есть опасения, что когда-нибудь играть на сцене надоест?

Это даже не опасения. Я иногда думаю, что актриса должна вовремя уйти. Нельзя завидовать молодым или в сорок лет играть семнадцатилетнюю. Надо иметь мужество вовремя оставить театр. Играть в антрепризах, жить для своих детей, родителей, внуков, читать книги...

A помните актрису, описанную Самерсетом Моэмом в романе "Театр"? Она ведь морально уничтожила на сцене свою молодую соперницу, дав ей понять, что они не ровня...

Ну и что? Это хорошо, что он увидел актрису такой. Она может вертеть кем угодно, уничтожать - все делать. Но она делает это в одну секунду, походя. А не посвящает этому всю свою жизнь.

Актриса должна быть взбалмошной, капризной?

Взбалмошная артистка - это чудовищно. Играть надо на сцене. В жизни нужно быть такой, какая ты есть. Я очень не люблю молодых артисток, которые всем своим видом дают понять: я - такая странная, странная...

Вы любите гастролировать? Ненавижу куда-либо ездить. Я счастлива, что у меня квартира в тихом месте - дворы, зелень, тишина... Даже два дня вне дома для меня - проблема. У меня такое ощущение, что я уже везде была. И даже за границей я никуда не хожу - сижу в номере и смотрю телевизор.

А в Италии, Франции?

Ну кто туда поедет работать? Туда только отдыхать, на фестивали.

Вас коснулись издержки популярности?

Обо мне столько всего придумывают! Даже интересно. Как-то читаю в газете заголовок: "Добровольскую узнали в наркодиспансере..." А я туда ездила всего на всего за справкой о том, что не состою на учете. Для ГАИ, чтобы права получить.

Права получили?

Конечно. Я вожу "мужскую" машину - "Ниву". Без машины я уже не могу никуда. В метро сто лет не была.

Как вы успели при такой занятости еще и двух детей родить?

Сама себе удивляюсь. Ведь раньше считалось, что у актрисы не может быть детей. Она якобы теряет профессию, карьеру. Когда я забеременела на последнем курсе института, Людмила Касаткина была просто в шоке: это, мол, конец. Но я сказала; "Я все успею". Дети дают опору в жизни. Они слабые, беззащитные, и я им нужна. У меня два сына, и они - мои друзья.

Но было трудно?

Нет. Трудно без детей. Я если их бабушке отвезу, то уже на следующий день начинаю чувствовать себя матерью-злодейкой и еду забирать. Я стараюсь, чтобы они не пропадали в театре. Не люблю миф об актерских детях. Это все такое надуманное. И не хочу, чтобы сыновья были актерами, хотя с младшим, Николаем, наверное, так и получится. Не удержу. А Степа очень хорошо рисует. Может, будет оператором. Все-таки актер - профессия зависимая, и для мужчины это не совсем хорошо. Муж-артист - для семьи просто погибель. Это большой ребенок, да еще с дурными наклонностями. Рядом с женщиной должны быть люди, которые станут заботиться о ней.

А кто заботится о вас?

Мои мальчики. Даже кот у меня мальчик. Я для них самая любимая и красивая. Мы живем дружно. Я посвящаю их в свои секреты, они доверяют мне свои тайны. Мы все решаем вместе, на семейном совете.

www.podruga.net
08.12.2005
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован