Представляю вниманию читателей интервью Валентины Кузнецовой- жительницы Крайот, с создателями фильма "Тяжелый песок" по роману Анатолия Рыбакова. Интервью было взято в 2002 году.
Валентина - профессиональный журналист, репатриировавшаяся около 5 лет назад из Украины, в Щорсе прошли многие годы ее жизни.
На экраны вышла многосерийная сага о Холокосте и любви. "Тяжёлый песок" , вероятно, смотрят сегодня все. Особенно черниговцы. И узнают на экране улочки города Щорс и лица своих знакомых: в масовых сценах снимались евреи Щорса и Чернигова. Это было желание самого Анатолия Рыбакова - снимать фильм на своей родине.
Анатолий Рыбаков (1911, Чернигов -1998, США) мечтал написать роман о
любви. В основу сюжета легла история, рассказанная Робертом Купчиком о
дедушке-швейцарце, полюбившем красавицу-еврейку из Симферополя. Молодые сменили Цюрих на Симферополь. "Меня поразила эта история, - вспоминал писатель. - Для предвоенного поколения слово "Швейцария" звучало, как Марс или Луна. Другой мир. И ради любви человек оставил родину, богатых родителей, карьеру." В 1942 г. родителей Роберта Купчика расстреляли, сбросив трупы в общую могилу. Писатель дал своим героям библейские имена:
Иаков и Рахиль, и поселил их в Щорсе (до 1935 г. - Сновск). После бесед с местными евреями, пережившими Холокост, Анатолий Наумович воссоздал
историю местечка. Заключает роман надпись на иврите, сделанная на братской могиле в городе Щорсе: "Все прощается, пролившим невинную кровь не простится никогда".
В 1978 г. журнал "Октябрь" напечатал роман, но с купюрами. Название
"Рахиль" автор заменил на "Тяжелый песок", слово "евреи" - на "люди", из
текста были исключены все истории 1937-38 гг., имена политических лидеров 30-40-х и т.д. Полностью роман издали только в 1995 г. И советскому читателю открылись новые ужасающие подробности холокоста, гетто, гибели 6 млн. евреев. Роман прочитали в 26 странах, его автор был удостоен диплома почетного доктора философии Тель-Авивского университета. Писатель подарил этому вузу архив "Тяжелого песка".
Создатели сериала и актеры - блестящее содружество подлинных звезд российского искусства. Сценарий сериала написал известный драматург Леонид Зорин ("Человек ниоткуда", "Варшавская мелодия", "Покровские ворота", "Царская охота"). Музыку сочинил российский композитор, живущий ныне в США, Александр Журбин ("Эскадрон гусар летучих" "Бедная Маша", "Блуждающие звезды"). Главный режиссер - Дмитрий Борщевский - ученик Кармена (телесериал "Неизвестная война", художественно-документальные фильмы "Риск" и "Риск-2", показанные на Каннском, Монреальском и других фестивалях). Фильм снимала российская кинокомпания "Риск", но оператор, художник-постановщик, большая часть административной и художественной группы - сотрудники киностудии им.А.Довженко. Директор картины с украинской стороны - Александр Филатов (в свое время лучший каскадер Европы), известен как продюсер совместного проекта "Сергей Эйзенштейн" (Украина, Канада, Англия, Германия). Оператор - Богдан Вержбицкий ( "Две луны, три солнца").
В картине - около двухсот персонажей. Только главных ролей - шестнадцать. В работе над фильмом были заняты актеры из Киева, Одессы, Ивано-Франковска. Кроме Украины, съемки происходили в Москве, Польше, Румынии, Швейцарии. Завершить работу планировалось к 2003 г. Но только в нынешнем прошла премьера в Израиле и вот, долгожданный сериал на телеэкранах.
По словам продюсера Антона Борщевского, в последние 15--20 лет ни российские, ни украинские мастера не создавали столь масштабных декораций.
- Нам повезло: финансирование было достаточным, чтобы построить полный
комплекс декораций. Они размещены на площади в 500 га, - рассказывал
Сергей Бржестовский, главный художник-постановщик. "Каждый художник должен построить свой город", - считает Сергей Павлович. Он построил на окраине Щорса - четыре улицы и 20 дворов. 20 настоящих домов плюс хозяйственные постройки. В нем потрясающее ощущение реальности, хотя жить местечку было до конца съемок. За это время тут прошло 33 года. Судный день выпал на сентябрь. Дома превратились в пепел, и улицы навсегда опустели. Как в 1942-м. Но остался сосновый бор возле киногородка. С настоящими могилами обитателей местечка, расстрелянных в 1941-1942 гг.
Сергей Бржестовский, художник-постановщик:
- Практически все декорации - из самого Щорса. Мы покупали старые дома, разбирали их на детали, складывали заново. Вся мебель в домах настоящая. Многое мы чуть ли не из огня вытаскивали, находили в сараях. Реставраторы хорошо потрудились, чтобы придать предметам прежний вид. Мы построили город, теперь его обживают актеры. В нашем городе за пять с половиной съемочных месяцев пройдет более 30 лет. И наша задача - показать течение времени. Будут подрастать деревья, стариться дома, меняться пейзаж.
Ритуальные предметы, скатерти, семейные альбомы, картины на стенах, посуда - все это приобретено у местных жителей или нам подарено.
Практически ничего из запасов Киевской киностудии им. Довженко мы не
использовали. То, что собрали, пополнит запас студийного реквизита.
Сложность состоит в том, что мы снимаем фильм о времени, которое многие
хорошо помнят. Поэтому стараемся быть максимально точными в деталях. Кроме того, мы договорились с хозяевами нескольких домов об отселении на
время съемок. Будем работать непосредственно в их домах.
Мы ходили по домам знакомиться со старожилами. Мы услышали много печальных и трагических историй. Нам рассказывали историю Щорса, показывали семейные архивы. Мы многое узнали о том времени. Без помощи местных жителей фильм просто не смогли бы снять.
Жители Щорса вместе с нами строили Сновск. Над декорациями работали 75 столяров, каменщиков, плотников местных жителей. За несколько месяцев они освоили технику строительства декораций. Многие продолжили работу на съемочной площадке в Москве.
А к 140-летию Щорса киногруппа организовала фейерверк. Он был вторым (!) в истории города. Сновск уже был отстроен, но съемки откладывались: не было актрисы на роль главной героини. Искали целый год по всему СНГ. Пришлось обратиться в зарубежные актерские агентства.
"Черниговскую Рахиль сыграет итальянка", - предполагал режиссер в 2002 году, отчаявшись отыскать российскую актрису. "Рахили в начале фильма всего 18 лет, а в конце картины - за 50. Очень трудно найти актрису, сочетающую ум, характер и красоту", - объяснял продюсер картины Роман Борщевский. Теперь уже известно, что героиню сыграла Ирина Лачина.
"Тяжелый песок" - роман о Холокосте или о любви?", -спросила я продюсера в том уже далеком 2002 году.
-"Мы снимаем мелодраму, в которой любовь для героев выше карьеры, денег и всего прочего. В фильме, как и в романе, разные судьбы: есть отрицательные евреи и положительные немцы. Вероятно, дешевле было бы снять картину в Подмосковье. Но для нас очень важно, чтобы артисты прониклись духом земли, на которой жили и умирали реальные герои Рыбакова, - ответил Роман Борщевский.
- Мы решили снимать там, где происходит действие романа. Мы будем снимать в сосновом бору, где происходили расстрелы. В этом историческая ценность, достоверность, которые очень нужны современному зрителю. Для сценария использованы дневники и письма Анатолия Рыбакова. Так что фильм, с одной стороны, - история героев романа, с другой история жизни писателя. Для меня лично очень важно участие в этом проекте. Много лет назад Анатолий Наумович говорил моему отцу, что хотел бы увидеть экранизацию "Тяжелого песка". В одном из последних писем он обратился к отцу с просьбой обязательно снять этот фильм. Письмо хранится в нашей семье. Сделать фильм - означает исполнить завещание друга нашей семьи.
Роман "Тяжелый песок" посвящен не просто еврейской теме - его персонажи: и плохие евреи, и хорошие немцы. Это - как в жизни: важна не национальность человека, а каков он на самом деле. В фильме речь идет не о национальности, а о человеческих характерах, человеческой значимости.
Мы приехали в Щорс и сразу поняли, что будем снимать тут.
Съемочная группа поставила в городе памятник на месте гибели евреев Щорса.
Валентина Кузнецова
akko.israelinfo.ru
16.10.2008