21 марта 1996
2728

Факультет ненужных вещей или высшая ценность?

Отечественные юристы между прошлым и будущим

5-6 марта в Москве состоялся общероссийский конгресс по правовой реформе. Среди его участников были руководители Государственной Думы, Совета Федерации, правительства, Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, прокуратуры, Министерств юстиции и внутренних дел, Администрации президента РФ, представители органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, известные юристы-теоретики и практики. Кульминационным моментом конгресса стало выступление Бориса Ельцина. Каковы цели данного мероприятия, поднятые на конгрессе узловые проблемы? Какие решения приняли делегаты форума? С этими вопросами обозреватель "ВСП" Юрий Пронин обратился к заместителю главы областной администрации, председателю государственно-правового комитета Юрию Курину и эксперту представительства президента РФ в нашем регионе Владимиру Татарникову, которые наряду с председателем Законодательного собрания Иваном Зелентом представляли на конгрессе Иркутскую область.

Юрий Курин: Тезис о правовой (первоначально - судебной) реформе официально появился еще летом 1988 года, в резолюции XIX партконференции, то есть на заре демократических преобразований. С энтузиазмом говорилось о перспективах такой реформы и год спустя, на советско-американском конгрессе юристов, большинство участников которого ожидали быстрого прогресса в обеспечении прав человека в борьбе с преступностью. Сложность пути тогда явно недооценили, и симптоматично, что только через семь лет собран конгресс по выработке концепции правовой реформы.

Кроме того, команда президента считала это мероприятие одним из ключевых в избирательной кампании Бориса Ельцина, и поэтому среди участников рефреном звучала такая мысль: давайте вспомним, кем были юристы в "прежней жизни". Будучи придатками административно-командной системы, они облекали в юридическую форму волю партийных органов, включая формальное обоснование репрессий. Теперь ситуация принципиально иная: с юристами совещается высшее руководство, общение с ними стало престижным. Поэтому президент использовал конгресс, чтобы напомнить о роли права как высшей ценности демократического общества, о том, что именно реформы повысили общественный статус юристов. И наоборот, Ельцин заявил, что в случае успеха на выборах противников реформ вполне возможны новые репрессии и возврат к административным методам управления, забвение Гражданского кодекса и конституционных положений о правах человека. Правда, находившийся в зале лидер коммунистов Геннадий Зюганов отрицательно качал головой в знак несогласия с президентским прогнозом.

Владимир Татарников: Обсуждался широкий круг вопросов государственного строительства и, в частности, федеративного устройства России. В нем есть трещина, которая может привести к распаду страны, повторению Россией судьбы СССР. Речь о неравенстве субъектов Федерации, когда республикам дается больше прав, чем краям и областям, хотя, к примеру, наш регион кормит иные республики. Выступая на конгрессе, руководитель администрации президента Николай Егоров назвал ликвидацию такого неравенства среди важнейших задач в дкеле построения российской государственности. По его мнению, существующие привилегии подрывают единство России. Развивая эту мысль, заместитель председателя Совета Федерации Василий Лихачев подчеркнул, что нарушение баланса интересов субъектов Федерации усиливает центробежные силы. От себя приведу такой пример: по договору между центром и Якутией нахождящееся на территории республики имущество треста "Востсибсантехмонтаж" передается в ее собственность без всякого согласования не только с предприятием, но и нашей областью.

Шел разговор и о конкретике правовой реформы. Так, по словам генерального прокурора РФ Юрия Скуратова, столь глубокого разрыва между буквой закона и практикой его применения, как сейчас, не было даже в эпоху застоя. В частности, грубо и массово нарушаются статьи Конституции и Кодекса законов о труде, гарантирующие заработную плату. Схожая ситуация и по другим направлениям - выплате пенсий, охране жизни и здоровья, укреплению правовой базы местного самоуправления, защите от чиновничьего беспредела (кстати, президент считает необходимым принять Административный кодекс, детально регламентирующий отношения между властными инстанциями и гражданами). Разрыв порождает неверие населения в дееспособность государства, правовой нигилизм. Перед многими возникает ложная дилемма: или демократия без порядка, или порядок без демократии. Ложная, ибо настоящая демократия - это прежде всего жесткое, неукоснительное исполнение законов, то есть порядок.

Юрий Курин: Несмотря на то, что конгресс собрал юридически грамотных людей и все говорили о правотворчестве, правоисполнении, правоприменении, термин "правовая культура" звучал крайне редко. А ведь без нее названные элементы носят сугубо принудительный характер, ибо общество воспитано в духе неисполнения законов. Пока же перелома, качественного скачка в формировании правосознания не наступило, более того, наблюдается попятное движение; однако, пусть не сразу, но обеспечить воспитание правовой культуры может только гражданское общество.

Владимир Татарников: У нас порой любят ссылаться на зарубежный опыт как образец для подражания. Вступив в Совет Европы, Россия обязана в течение трех лет отменить смертную казнь, гарантировать содержание каждого заключенного на уровне десяти долларов (по нынешнему курсу --50 тысяч рублей) в сутки, передать тюрьмы из системы Министерства внутренних дел в Министерство юстиции. Да, нужно интегрироваться в международные организации, быть открытыми для мира, но зачем такие крайности? Стоит ли копировать Швецию или Финляндию, где низкий уровень преступности обусловил отмену смертной казни? У нас иные реалии: если только в Иркутской области десять лет назад ежегодно регистрировалось примерно 25 тысяч преступлений, включая около трехсот убийств, то ныне эти цифры "подросли" в два с половиной раза. Кстати, 38 государств - членов Совета Европы отменили смертную казнь, а 13 - нет. Существует исключительная мера наказания и во многих штатах США. Что касается тюрем и исправительно-трудовых учреждений, то в Америке их действительно курирует министерство юстиции, а в Англии, как у нас, - МВД. Комментируя взятые Россией обязательства, Скуратов назвал их уничижительной суетой перед Западом.

Юрий Курин: Попробуйте передать хоть одну колонию региональному управлению юстиции. Оно же просто не справится! В наших российских условиях такое предложение означает не тюрьмы подчинить юстиции, а юстицию тюрьмам, то есть сделать ее притюремной. Тюремное ведомство МВД в кадровом, финансовом, организационном плане значительно мощнее всего Министерства юстиции и, разумеется, фактически поглотит его. Поэтому данное предложение дружно отвергнуто. Тем не менее предстоит трудная работа по приведению отечественного законодательства в соответствие с международными нормами.

Владимир Татарников: Говорилось о необходимости лучше координировать процесс законотворчества между федеральными органами государственной власти - Думой, Советом Федерации, президентом. Вице0спикер нижней палаты Федерального Собрания, кандидат юридических наук Сергей Бабурин сообщил, что Государственной Думой первого созыва принято 327 законов, а в портфеле нынешней - 949 законов, 209 из которых подготовило правительство. Вполне понятен и его вопрос: а не лучше ли было принять всего пять-семь, но тех, что действительно нужны обществу? Скажем, из пятнадцати конституционных законов принято всего три, то есть вместо укрепления фундамента государственности, возведения стен мы сразу приступили к архитектурным излишествам вроде суда присяжных. Другой пример: депутаты разработали новый текст Уголовного кодекса отдельно, изолировано от Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного. Но ведь они должны быть в едином блоке, логически обеспечивать всю цепочку борьбы с преступностью, начиная с возбуждения дела и кончая исполнением наказания!

Юрий Курин: Звучала критика и в адрес Конституционного суда, который по мнению ряда участников конгресса, предпочитает "мелкотемье", рассмотрение жалоб отдельных граждан, крупным делам. Например, иск Иркутской области на предмет соответствия Конституции ряда положений уже упомянутого договора Российской Федерации с Якутией лежит без движения.

Владимир Татарников: Мы должны определить потребности в материальных ресурсах для эффективной борьбы с преступностью, а не только принимать хорошие законы. Нужно честно сказать людям, на что деньги есть, а чего правоохранительные органы сделать пока не смогут из-за недостатка средств.

Юрий Курин: Более того, все необходимые для борьбы с преступностью законы имеются, и если кто-то заявляет об их нехватке, то это лишь свидетельствует о его безграмотности и пассивности Например, стало модным говорить об отсутствии закона, регламентирующего борьбу с терроризмом. Но разве без него нельзя привлечь террористов к ответственности за общеуголовные преступления - убийства, нанесение тяжких телесных повреждений и т.п.? Нет, уперлись: мол, вся борьба с терроризмом парализована только потому, что нет специального закона. Думаю, что правоохранительным органам нужно сместить акценты с законодательных, правообеспечивающих, на организационные.

Не уйти еще от одной проблемы. Откуда у нас будет нормальная раскрываемость преступлений, если треть следователей работает менее года, а половина следователей по линии МВД не имеет юридического образования? И это не случайно, ибо в период реформ отменен государственный заказ на распределение выпускников юридических факультетов вузов. В то же время юристы сейчас крайне необходимы органам власти. Параллельно идет девальвация, снижение уровня юридического образования. Сейчас даже техникумы открывают юридические отделения, причем сказанное актуально и для иркутской области. Множество учебных заведений добиваются права на подобного рода деятельность, а в результате и без того небольшая группа юристов - преподавателей высокой квалификации рассеяна по разным местам. Поэтому сейчас готовится проект соглашения между Российской Федерацией и нашей областью о разграничении полномочий по вопросам юридического образования




Восточно-Сибирская Правда
21 марта 1996 года
http://kurin.ru/index.php?articles_id=128
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован