Подписная кампания на второе полугодие нынешнего года уже позади. В последнее время подписка на печатные периодические издания в нашей стране ведется по полугодиям. Пока трудно судить, насколько это упростило задачу тем, кто привык получать газеты и журналы по подписке. Ведь формы распространения изданий различны: оформление подписки на почте, альтернативная доставка, розничная торговля, бесплатное распространение. Читатель сам может выбрать приемлемый для себя способ получения прессы.
Индивидуальные подписчики и юридические лица, вовремя оформившие подписку на второе полугодие, с 1 июля начали получать полюбившиеся издания.
Каковы итоги завершившейся подписной кампании, удалось ли сохранить единое информационное пространство в республике? - об этом рассказывает исполняющий обязанности начальника Управления по делам печати, издательства и полиграфии при Правительстве РБ Фаниль Кудакаев.
- Фаниль Шамсетдинович, самый сложный вопрос: "Сумели ли издания сохранить свои подписные тиражи?"
- Мы не только смогли сохранить прошлогодние тиражи, но и по отдельным изданиям превысили показатели подписки. И это неудивительно: Башкортостан является одним из самых читающих регионов Российской Федерации. Судите сами, по итогам подписки на первое полугодие 2008 года республика вышла в лидеры по подписной активности: насыщенность периодическими печатными изданиями в республике составила 566 экземпляров на 1000 жителей населения. Для сравнения этот показатель у наших соседей: Самарская область - 312 экземпляров, Оренбургская область - 242, Пермский край - 215, Свердловская область - 177, Челябинская область - 147, Чувашская Республика - 313, Удмуртская Республика - 252, Республика Марий Эл - 196 экземпляров.
По информации ФГУП "Почта России", жители республики в общей сложности выписали 2,3 миллиона экземпляров изданий - это федеральные и республиканские издания, районные и городские газеты. После нас вторым по подписке идет такой крупный регион, как Краснодарский край.
Если перейти к языку цифр, то результаты подписки выглядят следующим образом. По итоговым данным Управления федеральной почтовой связи (УФПС) Республики Башкортостан, на 1 июля текущего года подписка через почту на государственные республиканские издания составила 98,6 процента к уровню прошлого года, при этом подписка на газеты составила 100,8 процента и на журналы - 96 процентов. С учетом альтернативной формы распространения показатели подписки по газетам составили 121 процент, при этом общий подписной тираж набран в количестве 176 тысяч 911 экземпляров, по журналам - 102 процента с общим подписным тиражом в 109 тысяч 788 экземпляров. Таким образом, совокупный подписной тираж республиканских печатных изданий на второе полугодие этого года составил 286 тысяч 699 экземпляров.
В прошлом году медиарынок республики пополнился еще одним новым изданием: начал выходить республиканский общественно-политический журнал "Панорама Башкортостана", на который впервые в этом году была объявлена подписка.
А что касается подписки на районные, городские и объединенные газеты, то индивидуальные подписчики и юридические лица через почту выписали в общей сложности 252 тысячи 714 экземпляров газет.
- Пожалуйста, подробнее об альтернативной подписке. Что она собой представляет и насколько развита у нас в республике?
- Прежде чем ответить на этот вопрос скажу, что основным видом распространения периодических печатных изданий является подписка через почту, которую обычно называют традиционной. В этом сегменте доминирующее положение занимает УФПС РБ - филиал ФГУП "Почта России", на долю которого приходится примерно 95 процентов всего объема доставки. Под альтернативной формой подписки понимается все, что не связано с почтой. В республике существует несколько альтернативных подписных агентств, которые на основе договоров с изданиями самостоятельно формируют заказы и осуществляют доставку подписных изданий читателям. Для этого у них имеется специальный штат по приему заказов и курьерская служба доставки.
Сегодня альтернативная подписка представляет собой довольно пеструю картину. Редакции таких изданий, как "Молодежная газета", журналы "Панорама Башкортостана", "Агидель", "Ватандаш", газета "Башкортостан", охотно прибегают к такой форме распространения своих изданий. От трети до 80 процентов тиража этих изданий доставляется читателям альтернативным способом.
Замечу, что альтернативная подписка хорошо прижилась не только в столице, но и в других городах республики: Туймазы, Октябрьский, Стерлитамак, Ишимбай, Салават, Благовещенск. В этих городах львиная доля тиражей доставляется до читателей именно альтернативным способом. Например, редакции газет "Туймазинский вестник" и "Октябрьский нефтяник", имея собственный штат почтальонов, распространяют газеты не только в этих городах, но и по своему району. Таким способом получают газеты в основном юридические лица, которые заказывают по 50-100 экземпляров изданий.
Однако у альтернативной формы распространения имеется один недостаток - это ее так называемая "обезличенность", в отличие от традиционной подписки, где конкретный читатель целенаправленно подписывается на нужные ему издания и получает их гарантированно. Поэтому, думаю, здесь нужно разумное сочетание различных форм распространения периодики.
- Как на фоне российского рынка СМИ выглядит башкирская пресса? В чем особенность рынка печатных изданий Башкортостана?
- Рынок печатных СМИ Башкортостана уникален. Особенностью является большое количество газет и журналов на национальных языках и традиционно сильная государственная поддержка средств массовой информации. В настоящее время в нашей республике выпускаются газеты и журналы на шести языках: русском - 67 изданий, башкирском - 66, татарском - 32, чувашском и марийском - по три, удмуртском - одна газета. Одновременно на трех языках - башкирском, русском, английском - выходят два издания (журналы "Ватандаш" и "Панорама Башкортостана").
В Республике Башкортостан зарегистрировано 965 периодических печатных изданий, из которых 174 издания - подведомственны Управлению по делам печати, издательства и полиграфии при Правительстве РБ. В их число входит 27 республиканских изданий, 147 районных и городских.
Недавно Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям обнародовало доклад о состоянии и перспективах российского рынка периодической печати. Согласно его выводам, две трети тиражей общественно-политических газет в стране приходится на долю региональных и местных изданий. Темпы роста рекламной составляющей региональных СМИ, включая сетевые, в последние годы превосходят аналогичные показатели большинства федеральных изданий. Сказанное полностью применимо и к нашим изданиям. Как следствие, республиканская и местная пресса становится все более привлекательной, ее аудитория стабильно превышает показатели общефедеральной прессы более чем в два раза.
Положительные сдвиги в работе башкирской прессы, качество изданий не раз отмечались на российском уровне. Башкортостан уже восьмой раз подряд становится участником международной профессиональной выставки "ПРЕССА". В прошлом году на юбилейном XV форуме прессы СМИ республики были представлены объединенным стендом "Печать Башкортостана". По данным специалистов, республика признана абсолютным лидером по числу печатных СМИ, удостоенных Знака отличия "Золотой фонд прессы" и других престижных наград. Среди них такие газеты, как "Республика Башкортостан", "Кызыл тан", "Молодежная газета", "Йэшлек", журналы "Ватандаш", "Башкортостан кызы", "Бельские просторы", "Башкортостан укытыусыхы", "Рампа", "Акбузат", "Аманат", "Шонкар", "Хэнэк", а также десятки районных, городских и объединенных газет.
Безусловно, все это демонстрирует высокое качество, профессионализм, яркий национальный колорит, самобытность и глубину республиканской прессы.
- В чем все-таки, на ваш взгляд, причины снижения подписки на ряд изданий?
- Несомненно, падение интереса к периодике в немалой степени связано с сохраняющимися и даже обострившимися в последнее время проблемами с распространением. Особенно это касается ежедневных газет, для которых исключительно важна оперативная доставка свежего номера к читателю. Пока, к сожалению, даже в городах подписные тиражи газет доставляются в течение дня, а в сельской местности, как правило, два-три раза в неделю. Тенденция сокращения тиражей наблюдаются и в мировом масштабе.
Газеты и журналы республики настойчиво ищут свое место в новых условиях, стараясь переломить негативную тенденцию к уменьшению тиражей и читательской аудитории. Они активно применяют передовой опыт: становятся мультимедийными, переходят на цветную печать и более удобные для читателей форматы, применяют технологию "глянца", меняют содержание, формы подачи материала, систему распространения и многое другое. В результате позиции республиканских изданий на рынке в целом не ослабевают, а скорее, укрепляются.
В заключение скажу, что сейчас наше Управление подготовило проект постановления об организации подписки на периодические печатные издания на первое полугодие 2009 года. Новая подписная кампания начнется с 1 сентября текущего года. Но уже сейчас желающие через почтовые отделения могут подписаться на газеты и журналы с доставкой их с января 2009 года по старым ценам. А те, кто захочет получать периодические издания в оставшиеся месяцы нынешнего года, несмотря на завершение подписки, также могут обращаться в почтовые отделения.
rb7.ru