25 мая 2008
901

Фантасты пытаются заглянуть в будущее собственного жанра

Конец XX столетия - переломное время для русской фантастики. Она фактически перестала быть пророческой


Всю эту неделю Урал был самым "фантастическим" регионом России. В Миассе прошла крупнейшая мировая конференция исследователей русской фантастики. Сразу после этого в Екатеринбурге стартовал ежегодный фестиваль "Аэлита" и состоялось вручение престижной премии в области фантастической литературы. Писатели и исследователи этого литературного жанра много спорят о том, что происходит сейчас в мире русской фантастикой.

Заглянуть в будущее тех, кто пишет о будущем, попытался Андрей Новиков.

Если бы у этой конференции был девиз, то наверняка такой: "Фантасты всех стран, объединяйтесь!" Подтверждение реальности этого лозунга - немец Маттиас Швартц. Двадцать лет назад на юного берлинца роман "Трудно быть богом" произвел неизгладимое впечатление. Русский он выучил только за то, что на этом языке писали братья Стругацкие. Сейчас Маттиас - профессиональный исследователь русской литературы. "Когда я начал писать свою диссертацию, я заметил что о популярной литературе и о русской фантастике в Советском Союзе почти ничего не написано", - вспоминает Маттиас Швартц, научный сотрудник Свободного университета (Берлин).

Советскую фантастику читали десятки миллионов людей по всему миру, она была ярким явлением литературы, но наука наотрез отказывалась ее признавать. Всего два года назад фанаты этого жанра создали Ассоциацию исследователей русской фантастики. На конференции в Миассе филологов неожиданно поддерживают Федеральный ядерный и Государственнй ракетный центры. Вячеслав Данилкин, первый заместитель генерального конструктора ГРЦ им. Макеева, объясняет: "Нам, как представителям технического направления, действительно интересно встретиться с учеными, которые занимаются чрезвычайно интересными исследованиями. Они несколько далеки от нас".

В учебной аудитории Миасского филиала ЧелГУ все указывает на то, что фантасты прошлого оказались не так уж далеки от настоящего: мобильный коммуникатор, электронные чипы, глобальная сеть Интернет - все это уже было в книжках середины прошлого века. Фантасты оказались пророками не только многих успехов, но как минимум одной из катастроф научно технического прогресса. В повести "Пикник на обочине" братья Стругацкие словно предсказали появление радиоактивной зоны вокруг Чернобыля. Предсказали за 15 лет до катастрофы.

Конец XX столетия - переломное время для русской фантастики. Она фактически перестала быть пророческой. Если "Сталкер" писателей Стругацких и режиссера Тарковского был интеллектуальным, "...то "Сталкер" современный - это просто возможность уйти от себя и от этого мира и погрузиться в развлечение", - рассуждает Александр Фокин, кандидат исторических наук, ЧелГУ.

Символ новой эпохи - "Сталкер" начала XXI века - это компьютерная игра. Главный герой, бессмысленный и беспощадный, отставил философские размышления и взялся за оружие.

Исследователи фантастики загрустили: интеллектуальный жанр литературы выродился в массово-развлекательный. Фантасты уже не пытаются вести за собой в будущее - они мирно уживаются с настоящим. "Коммерциализация и деньги побеждают. Писателям тоже хочется кушать, ездить на машинах. Поэтому приходится подстраиваться под рынок, а рынок заставляет снижать планку", - разводит руками Александр Фокин.

Теперь это даже не фантастика, а фэнтези - в современной России прижился западный термин. Книги модного жанра расходятся миллионными тиражами, экранизации романов приносят миллионные кассовые сборы. "Читатель ожидает развлечения. А копаться в том, что такое катод, анод, ядерный и холодный синтез ему уже не интересно", - заявляет Александр Фокин.

Сдувать пыль с книжных полок и копаться в научной фантастике еще продолжают зарубежные исследователи. Для многих из них русская литература начинается с Ефремова, Беляева и Стругацких. "Путем фантастики можно даже достичь истинности бытия. Фантастика - это сугубо философский подход к жизни", - считает Энора Ле Блейс, аспирант Государственного института восточных языков и цивилизаций (Париж).

Историки и филологи утешают: научная фантастика уходит, зато фантастика социальная, та, что началась еще с Гоголя, будет жить в XXI веке. "Фантастика довольно чутко откликается на злободневные процессы, происходящие в обществе", - уверен Александр Фокин.

"Фантастика - совершенно непредсказуемая область литературы, и в этом одно из ее главных достоинств, - подчеркивает Елена Ковтун, президент Ассоциации исследователей фантастики, (Москва). - Я могу только сказать, что фантастика будет такой, какими будем мы сами. Фантастика - это зеркало тревог и сомнений".

То, что сегодня происходит с русской литературой, исследователи определяют одной фразой: раньше писали немногие, но читали все, а сейчас пишут все, но читают немногие. Что будет с российской фантастикой в будущем, даже они не могут предсказать.


25.05.2008
chelyabinsk.rfn.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован