12 января 2004
2486

ФАРХАД АХМЕДОВ: `Нортгаз` просто обязан быть эффективным`

Компания "Нортгаз" имеет самые высокие производственные показатели в газовой промышленности России. Ее деятельность также вызывает особый интерес в связи с тем, что в России львиная доля рынка газа сосредоточена в монополии "Газпрома".

Об эффективной деятельности компании говорят многочисленные материалы в российской прессе. В беседе с господином Фахадом Ахмедовым, президентом ООО "Нортгаз", наряду со многими вопросами, мы постарались получить максимум информации о компании, которая может быть полезна для азербайджанских предприятий.

- Господин Ахмедов, пожалуйста, несколько слов о Вашей трудовой деятельности в газовой отрасли до прихода в "Нортгаз".

- Моя работа в газовой отрасли началась с создания в 1987 году компании Transley Trading, которая занималась поставками оборудования для предприятий "Газпрома" и торговыми операциями на рынке нефти. Затем эта компания была переименована в Farco Group.

В 1993 году Farco Group пригласили в качестве оператора проекта по разработке неокомских залежей газа, конденсата и нефти Северо-Уренгойского месторождения, расположенного в самом крупном газодобывающем регионе России - Ямало-Ненецком автономном округе.

- У Вас 16-тилетний опыт работы в газовой промышленности. Если не ошибаемся, Ваша кандидатская диссертация, которая защищалась в аспирантуре Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина, была посвящена проблемам реструктуризации газовой промышленности. Почему Вы выбрали именно газовую отрасль? Чем привлекло Вас данное направление? Ведь бизнес в данном направлении более рискованный и менее доходный, чем в нефтяном.

- В каждом бизнесе есть свои специфические риски. В газовой промышленности России они связаны, в основном, с законодательно закрепленной монопольной организацией отрасли. И, на мой взгляд, эти риски преодолимы.

Что же касается того, почему меня привлекла именно газовая промышленность, то даже не специалистам уже давно понятно: газ - это наиболее перспективный вид энергоносителей. Это - топливо XXI века. Мировой спрос на газ растет, и будет расти гораздо более быстрыми темпами, чем на нефть. Сегодня все развитые страны мира увеличивают долю газа в своих топливных балансах, так как он более экономичен и безопасен для окружающей среды. Например, во многих странах Европы действуют программы перевода на газ электроэнергетики и замены АЭС газовыми ТЭЦ. Очень важно и то, что газ - это ценнейшее сырье для нефтехимической промышленности.

Конечно, на мой выбор повлиял и опыт сотрудничества с "Газпромом". А когда поступило предложение о разработке неокомских залежей Северо-Уренгойского месторождения, то отказаться было просто невозможно, так как поставленная задача оказалась беспрецедентной. В то время никто в России еще не занимался разработкой неокомских залежей, добывали только, так называемый сеноманский газ.

- А в чем здесь разница?

- Если коротко объяснять, то главное вот в чем. Сеноманские и неокомские залежи разного геологического возраста. Сеноманские пласты относительно молоды (около 100 млн. лет), углеводороды в них залегают сравнительно близко к поверхности Земли - на глубине от 900 до 1500 м. Температуры сеноманских пластов не превышают 31 градуса по Цельсию. Потом, сеноманский газ - это, практически, чистый метан. Поэтому такой газ еще называют "сухим". Короче говоря, добывать сеноманский газ и готовить его для транспортировки по магистралям сравнительно легко.

Другое дело - неокомские пласты. Они старше сеноманских примерно на 150 млн. лет. В таких пластах углеводороды залегают на глубине уже 2600-3000 м. Они содержат так называемый "жирный" газ, который в отличие от сеноманского, обязательно содержит конденсат, парафиновые, нафтеновые и другие соединения. Пластовая температура неокомских залежей достигает уже 100-110 градусов. Пласты характеризуются сложным геологическим строением, значительной изменчивостью фильтрационно-емкостных свойств коллекторов и часто имеют нефтяные оторочки. Иными словами, технологии добычи и подготовки к транспортировке такого газа намного сложнее, чем при разработке сеноманских пластов.

Бесспорно, задача была поставлена очень сложная. Но "Нортгаз" с ней успешно справился.

- Что представляет собой сегодняшняя компания "Нортгаз"? И какие у нее сейчас задачи? Мы только знаем, что неокомская залежь Северо-Уренгойского месторождения имеет два промысла, так называемые, Западный и Восточный купола.

- Да, это правильно. К настоящему времени Западный купол уже находится на стадии промышленной эксплуатации. Мы приступили к его разработке в марте 1999 года. Тогда была начата отсыпка подъездной дороги и вбита первая свая в основание установки комплексной подготовки газа. Спустя год пробурена первая скважина, а еще через год и несколько месяцев промысел был введен в опытно-промышленную эксплуатацию. Уже в марте 2002 года промысел дал свой первый миллиард кубометров газа.

Сейчас ведется разработка проекта освоения Восточного купола. Мы планируем ввести его в эксплуатацию в 2008 году. Тогда объем добычи компанией составит более 10 млрд. кубометров газа и 1,5 млн. тонн газового конденсата ежегодно.

Сегодня "Нортгаз" - это растущее предприятие, которое расширяет свой бизнес. В июле этого года мы купили активы в ЗАО "Ачимнефтегаз", а также оборудование, необходимое для разработки промысла. "Ачимнефтегаз" был создан четыре года назад для освоения ачимовских залежей Уренгойского месторождения и сейчас идет подготовка к началу реализации проекта. Нашим партнером по "Ачимнефтегазу" является ООО "Уренгойгазпром" - одно из крупнейших добывающих подразделений "Газпрома". При его участии создавался и "Нортгаз". Так что есть все основания надеяться, что проект "Ачимнефтегаза" будет успешно реализован, хотя задача эта непростая. В России опыт разработки ачимовских залежей, в которых углеводороды залегают еще глубже, чем в неокомских, очень незначителен. Вместе с тем, дело это перспективное и важное.

За годы советской власти были открыты крупнейшие газоносные месторождения - Уренгойское, Медвежье, Ямбургское, Заполярное, которые и по сей день составляют основу газовой отрасли России. Но условия разработки крупнейших российских месторождений газа изменились. Уренгойское, Межвежье и Ямбургское, долгое время обеспечивавшие до 80-90% российской добычи газа, вступили в стадию естественной выработанности. Недавно было выведено на проектную мощность Заполярное месторождение. Но Заполярное является последним крупным российским ресурсом сеноманского газа.

Поэтому Россия вынуждена переходить к преимущественной разработке залежей именно неокомских и ачимовских пластов. По данным МПР РФ, более половины запасов газа России приходятся на "жирный" газ, в то время как в структуре добычи газа в стране почти 80% пока составляет газ сеноманских залежей. Такая диспропорция со временем должна быть ликвидирована. Наращивание доли "жирного" газа в структуре газового баланса России - это главный и объективно обусловленный ресурсный источник обеспечения перспективных потребностей страны в газе.

И дело в данном случае не только в значительных величинах запасов газа неокомских и ачимовских горизонтов (например, газовые ресурсы Западной Сибири ачимовских толщ составляют 5-6 трлн. м3, Большого Уренгоя - 3,5-4 трлн. м3).

Проблема заключается еще и в том, что именно с уходом газодобычи "вглубь" связана "вторая жизнь" крупнейших работающих российских месторождений - Уренгойского, Медвежьего, Ямбургского. На этих месторождениях есть вся необходимая добычная, транспортная и сервисная инфраструктура, включая магистральные газопроводы. Поэтому неразумно переходить к освоению новых месторождений, где инфраструктуру еще предстоит создать, если газ можно продолжать добывать в уже обустроенных районах.

- В российской прессе периодически появляются статьи об особых достижениях "Нортгаза". В частности, показатель "добыча на сотрудника" у "Нортгаза" самый высокий по отрасли - более 1,4 тонн у. т. в месяц на одного работающего. В "Газпроме" этот показатель равен 0,11 тонн у. т. Прямые затраты на добычу у "Нортгаза" в два раза ниже, чем у "Газпрома". То же относится и к затратам на разработку месторождения. При этом "Нортгаз" разрабатывает глубокозалегающие неокомские залежи, а "Газпром" - более простые, сеноманские. Показатель капитализация/добыча у "Нортгаза" составляет $300 на 1000 кубометров газа, у "Газпрома" - около $100. Не поделитесь ли Вы успешным опытом компании с нашими читателями, и какие моменты Вы считаете наилучшими для применения в Азербайджане?

- Секрет высоких показателей "Нортгаза" состоит вот в чем. Как известно, приватизация газовой отрасли России прошла весьма своеобразно. В руках "Газпрома" оказалась подавляющая часть лицензий на разработку месторождений газа, вся газотранспортная система России и специализированные предприятия по продаже газа. Иначе говоря, все составляющие российского рынка газа, если о таковом вообще можно говорить - производство, транспортировка, сбыт - оказались монополизированными. В таких условиях эффективная работа просто не нужна. Получается, что в рамках газовой монополии ни производителю, ни транспортировщику, ни продавцу газа снижать свои издержки экономического смысла нет, поскольку равноценных "Газпрому" конкурентов в России не существует. Поэтому система формирования издержек производства в рамках "Газпрома" может быть только затратной. Вины в этом ничьей нет. Это объективное свойство любой монополии.

Другое дело - газодобывающие компании России, которые добывают газ независимо от "Газпрома", и к числу которых принадлежит "Нортгаз". В силу монопольной организации газовой отрасли они вынуждены работать в очень сложных условиях. В отличие от "Газпрома", они не располагают системами транспортировки газа и доведения его до потребителей, то есть не имеют гарантий сбыта своей продукции. В отличие от "Газпрома" они не могут экспортировать свой газ в страны дальнего зарубежья, где цена на газ в 5-6 раз выше, чем цены на российском рынке. Для того чтобы выдержать конкуренцию с "Газпромом", такие компании, в том числе и "Нортгаз", просто обязаны быть эффективными.

"Нортгаз" использует самые современные технологии ведения бизнеса и принятия управленческих решений. Компания жестко контролирует издержки производства, использует тендерную систему заключения контрактов, широко использует аутсорсинг. Эффективно выстроенная вертикаль управления позволяет своевременно реагировать на любые изменения текущей ситуации в газовой отрасли.

Мы также реализуем идею так называемого "интеллектуального промысла", то есть используем автоматизированную систему управления производством. Представьте, дневная смена в "Нортгазе" - это всего 20 человек, притом, что только 5 из них заняты на основном производстве, а 15 выполняют вспомогательные работы. Управление полностью компьютеризировано, что позволяет управлять работой скважин нажатием одной клавиши и оперативно вносить коррективы в производственный процесс. Оператор отслеживает все процессы в режиме реального времени. Помимо параметрического контроля производственного процесса осуществляется визуальный контроль через видеокамеры, установленные в цехах. Частичное вмешательство человека предусмотрено только в случае сбоя автоматики или происшествия на производстве. Отдельный терминал установлен для отслеживания, контроля и управления системами автоматических сигнализаций и установок пожаротушения. При проектировании производственного комплекса закладывалось превышение норм и требований к обеспечению безопасной деятельности предприятия.

- Вы также занимаетесь научной деятельностью. Вами написаны ряд монографий и научные статьи по проблемам и перспективам развития газовой промышленности России. В этих трудах есть интересные мысли по проблемам развития нефте- и газодобычи в странах Каспийского региона. Не могли бы Вы сказать несколько слов о перспективах добычи газа Каспия?

- Суммарные геологические запасы газа таких стран как Казахстан, Туркменистан, Азербайджан и Узбекистан превышают 30 трлн. кубических метров. Поэтому, думаю, что перспективы развития газодобычи в этих странах весьма не плохи. Главное здесь - благоприятный инвестиционный климат.

- В 2003 году "Нортгаз" открыл представительство в Баку. Каковы Ваши планы относительно деятельности в нашей столице? В каких проектах намерены участвовать?

- Пока деятельность "Нортгаза" в Баку заключается в изучении перспективных проектов. У меня были встречи с министром экономики Азербайджана Фархадом Алиевым. Нам предложили 60 различных инвестиционных проектов. Мы их изучили, оценили и в ближайшее время примем решение по этому вопросу.

Что же касается участия в нефтегазовых проектах в Азербайджане, то такие планы у "Нортгаза" есть, но говорить о них пока преждевременно.

Consulting & Business (г. Баку), No 10 2004
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован