14 марта 2007
2129

Федеративная революция

Президент начал действовать. Начал с мер по реформированию отношений между центром и регионами. Неожиданностью это вряд ли можно назвать: Путин в последние месяцы неоднократно заявлял о необходимости укрепления властной вертикали. Удивительным оказался поистине революционной характер предложенных шагов.

В отношениях с регионами Путин получил действительно незавидное наследство, явившееся следствием знаменитой ельцинской формулы: "Берите столько суверенитета, сколько проглотите". Проглотили много. Что вызвало немало проблем, среди которых я бы выделил четыре. Во-первых, около трети из принятых в регионах нормативных актов противоречат федеральным законам и Конституции. Такие вещи ни в каком государстве немыслимы. Во-вторых, в ряде субъектов Федерации созданы режимы, которые даже с очень большой натяжкой нельзя назвать демократическими. Политические права, равно как и свободная рыночная экономика, там не ночевали или предназначались только для приближенных к местному начальству. В-третьих, действующие в регионах подразделения многочисленных федеральных органов (милиция, суды, налоговые и социальные службы, даже армия) оказались не столько инструментами центральной власти, каковыми они должны быть, сколько защитниками региональной элиты, в которую благополучно интегрировались. Вертикаль исчезала. В-четвертых, введенный в 1995 г. порядок формирования Совета Федерации из губернаторов и спикеров местных парламентов привел к тому, что руководители региональной исполнительной власти стали одновременно частью федеральной законодательной власти. Это не только фактически перечеркнуло конституционный принцип разделения властей, но и превратило верхнюю палату Федерального Собрания в орган, работающий время от времени на непрофессиональной основе.

Очевидно, что такая ситуация вполне устраивала руководителей на местах, но мало отвечала интересам власти центральной.
В принципе возможны были различные стратегии решения проблемы. Президент мог попытаться пойти путем внесения поправок в Конституцию. Но этот путь очень долог и не гарантировал успеха, поскольку нынешний Совет Федерации и местные законодательные собрания вряд ли согласились бы с утверждением поправок, ущемляющих суверенитет регионов. Возможно было, как это делают, например, в США, заняться отменой неконституционных нормативных актов субъектов Федерации и укреплением позиций центра с помощью решений судебных органов, которые формально все являются федеральными. Однако это тоже требовало большого времени и предварительного "увода" судов на местах из-под крыла тамошних администраций, фактически их контролирующих.

Путин избрал другую стратегию - наиболее радикальную и сулящую быстрый результат. Президент недвусмысленно заявил о намерении подрубить базу влияния президентов республик и губернаторов в рамках действующей Конституции, девальвировать роль Совета Федерации и усилить воздействие центральных органов на политику регионов. Сначала своей властью он объявил неконституционными ряд законов, принятых в субъектах Федерации, призвал парламентариев Башкортостана привести конституцию республики в соответствие с Основным Законом России. Затем подписал указ о разделении страны на семь федеральных округов, имея в виду в первую очередь вывести действующие на местах федеральные структуры из-под опеки отдельных губернаторов. Наконец, в среду последовало обращение президента к нации о намерении провести законы, которые отменили бы участие губернаторов и спикеров законодательных собраний регионов в работе Совета Федерации, позволили бы президенту после соответствующих решений судов отстранять от власти глав администраций и распускать местные парламенты, а также предоставили бы губернаторам право по той же процедуре увольнять руководителей местного самоуправления.
В принципе все эти меры - здравые. Полагаю, что Государственная Дума, где всегда были сильны централизаторские тенденции, их поддержит. Сложнее с Советом Федерации, с самими губернаторами. Из всех названных начинаний Путина им понравится только одно - возможность снимать нижестоящих начальников, в том числе и строптивых мэров столиц субъектов Федерации. Скрепя сердце губернаторы могут еще смириться с отменой каких-то собственных законов президентом и даже с появлением над ними генерал-губернаторов семи федеральных округов. Но у них нет ни одной причины, чтобы поддержать лишение самих себя статуса члена Совета Федерации (что автоматически отнимает и статус политиков федерального уровня, и депутатскую неприкосновенность), да еще вкупе с обретением перспективы быть уволенным президентом. По этим позициям Совет Федерации будет сопротивляться и сильно. Законопроект на этот счет верхняя палата провалит почти наверняка. Потребуется преодоление вето Совета Федерации голосованием 2/3 депутатов Думы, а половина думцев избрана от регионов, и рычаги влияния на них у губернаторов существуют.

Вступив в прямой конфликт с интересами региональной верхушки, президент рискует, поскольку пока его успех не гарантирован. При этом он не может позволить себе проиграть первую же крупную политическую битву. Губернаторам тоже есть, что терять. А значит, в ближайшее время мы станем свидетелями ярких информационных войн и тонких подковерных интриг.

("Труд", 20 мая 2000 г.)
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован