В эти дни в Крыму Федор Бондарчук завершает съемку картины, о которой мечтал больше шести лет. Сценарий будущего фильма "Девятая рота" основан на реальных событиях 80-х годов и рассказывает о легендарной роте советских солдат, которые в бою с "черными арабами" - наемниками никому тогда не известного Усамы бен Ладена - удержали высоту, не отступив ни на шаг. В коротком перерыве между съемками Федор Бондарчук рассказал о своем фильме "Новым Известиям".
- Действие фильма разворачивается в период афганской кампании. Почему вас заинтересовал именно тот исторический период. И не было ли желания, скажем, переписать сценарий под чеченскую войну?
- Две эти войны перекликаются. Помните, как долго нам не говорили о том, какие войска зашли в первую чеченскую кампанию в Грозный? Это были восемнадцатилетние парни. В Афганистане воевали наши регулярные войска, на протяжении 10 лет туда посылались тоже пацаны восемнадцати и девятнадцати лет от роду... И все же Афганистан меня интересует больше, потому что с теми ребятами я дружил, взрослел вместе с ними. Я чувствую их своим нутром, своей кровью.
- Я знаю, что реальные герои той истории остались в живых. Вам доводилось встречаться с ними лично?
- Со многими из них просто дружу. Даже многие имена не стал изменять. Руслан и у нас в картине зовется Русланом. То же с Сергеем, Иваном... Наверное, глупо было бы придумывать им имена. Это те самые герои, которые воевали в девятой роте. Они нас, кстати, и консультируют. Двое из них проживут с нами весь съемочный период в Крыму. Ведь есть огромное количество колоритных мелочей, о которых только они нам и могут рассказать. Вплоть до того, какими шариковыми ручками писали на бронежилетах и что писали. Какие кеды носили. Как выражались, называя пули, бронежилеты, пулеметы, зеленку, камни, афганцев, тушенку... Как ели, как завязывали пластиком пулеметные рожки. Были такие "посмертки", как сейчас жетоны с группой крови - гильзы, в которые опускались маленькие бумажки, где от руки была написана группа крови; их никогда не брали с собой в бой - из суеверия. В общем, присутствие этих людей для нас очень важно.
- Остался ли в вашей команде кто-то из актеров, проходивших пробы еще шесть лет назад?
- Остались Алексей Чадов, Артур Смольянинов и Михаил Пореченков. Они "жили" этим проектом, отказываясь от многих других. Дожили! Большое им за это спасибо! Они прилагают массу усилий в работе, щепетильны до мелочей. Миша Пореченков специально похудел для своей роли. Остальные ребята, наоборот, "набирают" мышечную массу. Занимаются спортом, потому что картина - физически сложная.
Актеры Федора Бондарчука "пройдут" армию за 3 месяца.
- А не было ли желания - отправить ребят в казармы, строевому делу обучиться?
- У нас съемки идут поступательно: события развиваются так же, как происходит это в сценарии. Ребята сначала "попадают" в "учебку", потом проходят строевую подготовку, и только в конце их отправляют на войну. Поэтому жизнь их трансформируется каждый день. Я думаю, степень сложности этого съемочного процесса можно приравнять к тому, как если бы они прошли реальную армию, казармы. Мне важно, чтобы они впитали в себя все то, что написано про этих героев, чтобы они прошли становление, сами внутренне преобразились, как и герои. Они должны измениться визуально, загореть, у них отрастут волосы (Бондарчуку на съемки отводится 90 съемочных дней, при среднестатистическом съемочном периоде в 30-40.- Ред.). Актеры возмужают, привыкнут к военной форме. И к финалу картины, когда они будут воевать в Афганистане, они будут выглядеть уже настоящими боевыми красавцами-героями.
- Федор Сергеевич, шесть лет - срок большой. Все это время вы то говорили, что "запускаетесь", то останавливали съемки. Когда в этом году вы вновь объявили о начале работы над фильмом, вам мало кто поверил?
- Я хотел опустить руки миллион раз, послать эту "Девятую роту" ко всем чертям! В конце концов дал себе слово: если в этом, 2004-м, году не найду окончательно финансирования для проекта и не начну снимать, то позволю себе переключиться. На бюджет, что был собран, можно спродюсировать пару картин про любовь и еще какой-нибудь маленький фильм снять самому...
- Вы суеверны?
- Стараюсь не верить в приметы. В знаки - верю, и за эти годы их было очень немало. Но я о них не могу говорить: это очень интимно. Всегда расстраиваюсь, когда что-то не могу довести до конца. Со мной это случается крайне редко. Поэтому теперь, когда все вроде бы складывается, я такой восторженно-уверенный.
Справка "НИ"
Федор БОНДАРЧУК родился 12 мая 1964 года. Родители - актриса Ирина Скобцева и режиссер Сергей Бондарчук. В 1991 году закончил постановочный факультет ВГИКа (мастерская Юрия Озерова). В том же году вместе с Тиграном Кеосаяном Федор занялся клипмейкерством. Первая их работа - ролик на песню Натальи Ветлицкой "Посмотри в глаза". Позднее вместе со Степаном Михалковым создал фирму Аrt Рiсturеs Grоuр (производство рекламных роликов и видеоклипов). В сферу их интересов входило и многое другое: организация выставок, фестивалей, клубов. Их детище - фестиваль рекламных роликов "Поколение". Впервые в кино снялся еще у отца в фильме "Борис Годунов" (1986) в роли царевича Димитрия. На его счету в качестве актера более десяти киноработ, среди них - "Сталинград" (1989), "Арбитр" (1992), "Бесы" (1992), "Стреляющие ангелы" (1993), "Кризис среднего возраста" (1998), "Восемь с половиной долларов" (1999), "Даун Хаус" (2001). В 1993 году поставил фильм "Люблю" - бенефис Людмилы Гурченко. Также является режиссером телерекламы, клипмейкером и ведущим программы "Кресло" на канале СТС.
МАРИЯ ДУБОВА
"Новые Известия".
http://nvolgatrade.ru/