Группа компаний "Азово-Донское пароходство" (АДП) завершила первый этап строительства Ростовского универсального порта мощностью перевалки 16,5 млн т в год стоимостью 21,7 млрд рублей. Как пояснили Ъ в руководстве холдинга, на этом этапе были решены вопросы землеотведения и оформления участка под строительство общей площадью в 280 га. Второй этап, предполагающий строительство двух контейнерных терминалов, а также двух логистических центров, начнется осенью-зимой 2007 года. Руководство холдинга надеется на привлечение средств для строительства нового речного порта из Инвестфонда РФ. Однако, по мнению экспертов, в настоящее время больший интерес для государства и для инвесторов представляют морские порты.
Как сообщил Ъ руководитель проекта Александр Богатырев, общая стоимость строительства нового порта оценивается в 21,7 млрд рублей. По его словам, не менее четверти этой суммы АДП надеется получить, войдя в федеральную целевую, либо в федеральную инвестиционную программу. Кроме того, руководство АДП надеется привлечь средства "ряда банковских структур, которые уже проявили заинтересованность в финансировании". Однако более подробно о распределении долей финансирования господин Богатырев говорить не стал.
Пока АДП завершило первый этап реализации проекта, оформив участок земли в районе левобережной промышленно-портовой зоны "Заречная" общей площадью в 280 га, который был отведен под строительство еще пять лет назад. За прошедшее время здесь построено 200 м причальной стенки, смонтировано крановое хозяйство, началась перевалка грузов. Второй этап начнется осенью-зимой 2007 года.
В пресс-службе АДП Ъ сообщили, что на втором этапе будет построен контейнерный терминал пропускной способностью 100-200 тыс. контейнеров в год, терминал по переработке генеральных грузов и металлопроката (грузооборот - 3 млн т в год), два логистических центра. Предполагается, что к 2010 году порт сможет переваливать до 5 млн т грузов в год. На третьем этапе в 2009 году планируется начать строительство мультимодального портового терминала мощностью до 10 млн т в год. В него войдут комплексы по перегрузке леса, навалочных грузов и металлопроката, второй контейнерный терминал мощностью 350 тыс. контейнеров в год, логистический комплекс и промышленно-индустриальный технопарк. В результате к 2012 году мощность порта составит 15 млн тонн в год.
В областном минтрансе Ъ сообщили, что пока проект реализуется единолично АДП, но министерством уже начата подготовка документов и разработка инвестпрограммы для включения этого объекта в федеральную программу развития транспортной системы России.
В то же время, по уверению губернатора Владимира Чуба, существует и другой путь реализации проекта - через его соинвестирование с участием железнодорожников, энергетиков, областного бюджета и частных инвесторов. К какому именно варианту больше склонятся областные власти, пока неясно.
По мнению председателя подкомитета по внутренним водным путям и гидротехническим сооружениям Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи Федора Швалева (один из совладельцев АДП. - Ъ), "Ростовский порт сегодня - это десятки маломощных грузовых причалов и терминалов, расположенных в границах города и не отвечающих современному уровню по производственным показателям и качеству предоставляемых услуг (в настоящий момент порт переваливает ежегодно порядка 10 млн т грузов). При этом, по его мнению, Ростов-на-Дону имеет все необходимые компоненты мультимодального транспортного узла: развитую сеть железнодорожных, автомобильных и водных путей, вокзалов и аэропортов, расположенных на транзитных маршрутах Запад-Восток и Север-Юг".
- Это достаточно рыночный проект, поэтому времени на то, чтобы долго раскачиваться, у нас нет, - подчеркнул господин Швалев. - В правительстве нас уже услышали.
Тем не менее, эксперты пока сдержанно относятся к шансам АДП на получение средств Инвестфонда. По словам аналитика ИК "ФИНАМ" Владимира Сергиевского, в настоящий момент особый интерес как для государства, так и для инвесторов представляют южнороссийские морские порты как крупные международные транспортные хабы. Туда, как считает эксперт, и пойдут в первую очередь инвестиции. По его мнению, внутренние порты, в том числе и Ростов, могут стать привлекательными только на втором этапе общей модернизации транспортной системы России.
12.09.2007
www.kommersant.ru