Эксклюзив
13 января 2011
24171

Феликс Шарков: Развитие социального государства в Западной Европе и странах СНГ

Во второй половине XIX века в Кайзеровской Германии была сделана первая попытка осуществления ряда социальных реформ. В имперской конституции 1871 года присутствовала идея заботы государства о благе немецкого народа. Чуть позже Отто фон Бисмарк начал формирования законодательства по социальным вопросам. Социальные гарантии стали вводиться в дальнейшем в Великобритании, Швеции, Италии
Послевоенная Германия возвратилась к идее и ценностям социального государства. Конституция ФРГ в 1949 г. в ст. 20 провозгласила Германию "демократическим и социальным федеральным государством". В ст. 23 записано, что "для создания объединенной Европы Федеративная Республика Германия участвует в развитии Европейского Союза, который привержен принципам демократии, правового, социального и федеративного государства". Понятие социального государства упоминается и в других статьях, в частности в ст. 28 - "конституционный строй в землях должен соответствовать принципам социального правового государства" (1).

С 1958 г., согласно ст. 1 Конституции, "Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой"; с 1978 г. Испания по Конституции стала "правовым, демократическим, социальным государством" и др. В опосредованной форме положение о социальном государстве закреплено в Конституции Италии 1948 года. В соответствии со ст. 2 "Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека - как частного лица и как члена общественных объединений, в которых проявляется его личность, - и требует выполнения непреложных обязанностей, вытекающих из политической, экономической и социальной солидарности" (2).

Практика закрепления статуса социального государства конституциями страны получила дальнейшее распространение. Испания после свержения диктаторских режимов и установления демократии в 1978 году провозгласила себя правовым демократическим социальным государством (3). Португалия в 1975 году стала суверенной республикой, ставящей своей целью построение свободного, справедливого и солидарного общества. Функции и обязанности государства в области обеспечения благосостояния и социальных прав граждан прописаны в Конституции Швеции (4). Согласно своим конституциям Румыния является правовым демократическим и социальным государством, а Республика Польша - демократическим, правовым государством, осуществляющим принцип социальной справедливости (5). Пункт 1 ст. 22 Конституции Греции гласит: "Труд составляет право и находится под защитой государства, которое заботится о создании условий полной занятости для всех граждан".

Сегодня многие развитые страны мира, независимо от наличия в их конституциях положений о принадлежности к социальному государству, де-факто проводят свою социально-экономическую политику как социальные государства. Принципы социального государства в той или иной мере закреплены также в конституциях Турции, Нидерландов, Дании.

Развитие социального государства в странах СНГ

В конституциях большинства стран СНГ общественная сущность их государственности определена как социальное государство. При этом конституционные нормы о социальном государстве во многом лишь декларированы и их еще предстоит в полной мере реализовать на практике. Не менее важной задачей, которая стоит перед учеными стран СНГ является разработка различных аспектов концепции социального государства, адекватной условиям стран СНГ.

Страны СНГ - Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Украина и др. прошли определенный путь по пути формирования социального государства. Опыт многих европейских социальных государствах показывает, что они берут на себя заботу о социальной справедливости, благоденствии граждан, их социальной защите, развивают солидарность и заботу самого общества о социальном состоянии этого общества, всемерно, как базу для сильной социальной политики, развивают социальную рыночную экономику, повышают социальную ответственность бизнеса, т.е. социальные государства не полагаются на стихию рынка и не уходят из экономической и социальной жизни своей страны.

Конституции стран СНГ провозглашают права человека и гражданина неотъемлемыми. Государство в лице своих органов и должностных лиц выступает гарантом прав человека, его партнером. Права и свободы человека являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения. Государство напрямую названо социальным в Конституциях Республики Армения (ст. 1), Республики Беларусь (ст. 1), Грузии (преамбула), Республики Казахстан (ст. 1.), Российской Федерации (ст. 7, ч. 1), Республики Таджикистан (ст. 1) и Украины (ст. 1).

В Конституции Азербайджанской Республики, принятой всенародным референдумом 12 ноября 1995 г., в ст. 13 обеспечение прав и свобод человека и гражданина признается высшей целью государства, а в ст. 17 записано: "Азербайджанская Республика заботится о повышении благосостояния народа и каждого гражданина, его социальной защите и достойном уровне жизни" (6). Права и свободы человека и гражданина подробно прописаны в гл. 3 и 4 соответственно.

В принятой 5 июля 1995 г. Конституции Республики Армения ст. 4 провозглашено: "Государство обеспечивает защиту прав и свобод человека на основе Конституции и законов - в соответствии с принципами и нормами международного права" (7). В ст. 31 дана формула условий жизни: "Каждый гражданин для себя и своей семьи имеет право на удовлетворительный уровень жизни, в т.ч. на жилье, а также на улучшение условий жизни. Государство предпринимает необходимые меры для осуществления этого права".

Всенародным референдумом Республики Беларусь от 24 ноября 1996 г. была принята Конституция страны, где в ст. 2 устанавливается: "Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства" (8). Государство ответственно перед гражданином "за создание условий для свободного и достойного развития личности", а в ст. 21: "Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства". В ст. 60 подчеркнута обязанность государственных органов, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.

В Конституции Грузии от 24 августа 1995 г. в ст. 7 установлено следующее: "Грузия признает и соблюдает общепризнанные права и свободы человека как непреходящие и высшие человеческие ценности. При осуществлении власти народ и государство ограничены этими правами и свободами как непосредственно действующим правом". В ч. 5 ст. 37 специально отмечено: "Человек имеет право на получение полной, объективной и своевременной информации о состоянии среды его обитания и условий труда" (9). В принятой 30 августа 1995 г. всенародным референдумом Конституции Республики Казахстан провозглашается, что для государства "высшими ценностями являются человек, его жизнь, права и свободы" (ст. 1). В ч. 2 ст. 12 утверждается: "Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных правовых актов" (10).

Верховный совет Республики Кыргызстан 12-го созыва 5 мая 1993 г., принимая Конституцию, подтвердил свою приверженность правам и свободам человека. В Конституции с изменениями и дополнениями от 10 февраля 1996 г. в ст. 7 зафиксирована "ответственность государственных органов перед народом и осуществление ими своих полномочий в интересах народа", а далее подчеркнуто: "Основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения" (ст. 15) и "В Кыргызской Республике признаются и гарантируются основные права и свободы человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, межгосударственными договорами и соглашениями по вопросам прав человека, ратифицированными Кыргызской Республикой" (11) (ст. 16). Программы социальной защиты населения утверждаются и контролируются органами местного самоуправления.
В принятой депутатами Парламента 29 июля 1994 г. Конституции Республики Молдова в ст. 1 (ч. 3) подчеркнута высшая ценность "достоинства человека, его прав и свобод" (12), а в ст. 24 (ч. 1) - гарантируются со стороны государства "каждому человеку права на жизнь и на физическую и психическую неприкосновенность". Ст. 4 (ч. 2) утверждает: "При наличии несоответствий между пактами и договорами об основных правах человека, одной их сторон которых является Республика Молдова, и внутренними законами приоритет имеют международные нормы" (абсолютный примат).

Принятая всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации провозгласила: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2). При этом политика Российского государства "направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" (13) (ст. 7, ч. 1). Подробно права и свободы человека и гражданина изложены в гл. 2. В России защита прав и свобод человека и гражданина относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. подчеркивает, что политика государства "направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" (ст. 1) и что "права и свободы человека и гражданина признаются, соблюдаются и защищаются государством" (14)(ст. 5).

В преамбуле Конституции Туркменистана, принятой 18 мая 1992 г. XIV сессией Верховного совета (Меджлиса) 12-го созыва с внесенными в нее 27 декабря 1995 г. изменениями и дополнениями, особо отмечается задача гарантии прав и свобод каждого гражданина. А в ст. 3 установлено: "Государство ответственно перед гражданином и обеспечивает создание условий для свободного развития личности, защищает жизнь, честь, достоинство и свободу, личную неприкосновенность, естественные и неотчуждаемые права гражданина" (15)

Принимая на XI сессии 8 декабря 1991 г. Конституцию, Верховный совет Республики Узбекистан 12-го созыва подчеркнул свое стремление "обеспечить достойную жизнь гражданам Республики" (преамбула). А в самой Конституции с изменениями и дополнениями от 28 декабря 1993 г. в ст. 18 провозглашено: "Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения. Льготы могут быть установлены только законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости". В ст. 20 установлено: "Осуществление прав и свобод гражданином не должно нарушать законных интересов, прав и свобод других лиц, государства и общества" (16).

Верховная рада Украины, принимая на V сессии 28 июня 1996 г. основной закон страны, подчеркнула, что она "проявляет заботу об обеспечении прав и свобод человека и достойных условий его жизни". Этой теме прямо посвящена ст. 3 Конституции, гласящая: "Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются на Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека являются главной обязанностью государства" (17).

Права, свободы и обязанности человека и гражданина подробно регламентированы специальным разд. II Конституции Украины.

_________________________________________________________________________________
1. Основной закон Федеративной Республики Германия. - Бонн: 1998.

2. Конституция государств Европейского союза. - М., 1997. - С. 187.

3. См, там же. - С. 701.

4. Конституция государств Восточной Европы. - М., 1996. - С. 8.

5. См. : Конституции зарубежных государств. - М., 1996. - С. 295.

6. Покровский В.А. Социальное государство в конституции СНГ // 10 лет СНГ: опыт, проблемы, перспективы. - М., 2001. - С. 130.

7. Там же. - С. 130.

8. Там же. - С. 130.

9. Там же. - С. 132.

10. Там же. - С. 132.

11. Там же.

12. Там же. - С. 133.

13. Там же.

14. Там же.

15. Там же.

16. Там же.

17. Покровский В.А. Социальное государство в конституции СНГ // 10 лет СНГ: опыт, проблемы, перспективы. - М., 2001. - С. 130.


Феликс Изосимович Шарков, доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор Института современных коммуникационных систем и технологий, заведующий кафедрой рекламы МАБИУ

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован