«Циклы истории российской цивилизации:
переходный период - восстановление и модернизация»
(Шаповалов Виктор Фёдорович)
В истории известно немало примеров, когда научное знание пробивалось сквозь туман невежества. Например, доминирующее мнение с трудом расставалось с субъективными представлениями о «плоской Земле» первобытного общества или с представлениями о геоцентрической системе, насаждаемыми церковью. Церковь старается не замечать истоков своей демагогии, когда пригоризонтные космические явления и астрологические прогнозы средневековья были приспособлены ею к вымышленным событиям религиозных догм. Даже существующее летоисчисление, по сути, является мошенничеством идеологов господствующей власти. (Фоменко А.Т. Четыреста лет обмана. Математика позволяет заглянуть в прошлое. – 2007. – Новая хронология для всех.) Первобытные заблуждения древности превращаются в сознательную ложь в интересах господствующей религиозной власти и политических амбиций диктаторов. Религиозные предрассудки католической церкви, как известно, распространялись и на бытовую сферу, не говоря уже о науке, которая в XXI веке вновь оказалась под церковным колпаком «традиционных ценностей». Властью допускаются любые «Шокирующие гипотезы», «Загадки Чапмен» и христианские бредни, только бы не подлинно научная методология марксизма. Буржуазное государство бдительно охраняет «чувство верующих» в ущерб научному мировоззрению, поощряя пещерное невежество и ограничивая научное просвещение. Духовная отсталость народа обеспечивает паразитизм правящих династий и «элит» - организованных правящих группировок.
Более ранним примером разоблачения вымышленных субъективных конструкций являются научные монографии Б.Г. Тилака по исследованию происхождения древних гимнов индийских Вед и Авесты. Оказалось, что истоки представлений дописьменного периода истории имели вполне материальные основы: физические явления, которые происходят в приполярной области. Отсюда и вывод об арктической прародине древней арийской культуры. И, представьте, никаких «архетипов» и «культурно-генетических матриц»! Первобытный этап осмысления окружающего мира, только и всего!
Пренебрежение научной методологией, сознательное её отрицание или искажённое на этой почве субъективное мировосприятие возрождает нелепые представления о закономерностях в природе и обществе. Особое внимание уделяется поискам и объяснению с точки зрения буржуазной «науки» цикличности некоторых исторических явлений.
Цикличность в природе – это закономерное явление, отражающее более глубокие взаимосвязи и скрытые физико-химические (биологические) механизмы как общего, так и частного свойства. При этом некоторые авторы стараются придать цикличности некий мистический ареол загадочности, не анализируя сами процессы, которые при таком подходе выглядят второстепенными. Особенно вызывающими эти потуги выглядят в социологии и истории в результате изгнания Маркса и замены законов исторического материализма примитивным мудрствованием о «восстановлении и модернизации» вымышленной «российской цивилизации» согласно изобретённому в недрах путинской РАН «культурно-генетическому коду», действующему «по воле божьей», что вполне согласуется с идеями Юнга о «коллективном бессознательном». Эти глупости опускают науку, поднявшуюся к высотам диалектического материализма, до уровня житейских рассуждений восточных мудрецов и доморощенных «провидцев».
Цикличность глобальных планетарных процессов в период зарождения жизни, несомненно, оказывала влияние на формирование биотопа и, одновременно, индивидуальных свойств составляющих его сложных органических соединений и примитивных организмов. Согласно выводу академика К.А. Тимирязева относительно общего основания жизни: «…нет ни растения, ни животного, а есть один нераздельный органический мир.» (Жизнь растения. – М. 1949. - С. 258). Впоследствии этот мир естественным образом разделился по способу существования, и некоторые внешние факторы перестали напрямую действовать на высшие формы жизни, а другие (суточные и сезонные изменения) составляют общее органическое свойство жизненных процессов. Следует понимать, что жизнь является необходимой фазой геологических процессов, возникающая неизбежно при определённых условиях среды. Солнечная активность, движение Луны, состав атмосферы в основном формируют эти условия. Но физические (электромагнитные) явления в околоземном космическом пространстве и в целом во всей планетарной системе, подвержены экранизации и затуханию. Даже если рассматривать живой организм, как единую резонансную систему, она не реагирует на воздействия, оказываемые на эту систему ниже определённого энергетического порога воздействия или восприимчивости. Это общее свойство физических тел и систем, будь то атом или живой организм. И вообще, периодические явления жизнедеятельности организма определяется потребностью восполнять потраченную энергию. Наблюдаемая корреляция с периодами солнечной активности растений и лунным 19-летним циклом (например, колебания урожайности кедра, всплески рождаемости грызунов и насекомых) объясняется биогенными и экосистемными процессами.
В связи с этим такие псевдонауки как астрология или саентология, как и гадание на кофейной гуще, не имеют под собой абсолютно никаких физических оснований, а используют всего лишь аналогии, равновероятностные свойства многообразий со многими степенями свободы. Но это уже размышления на математическую тему, отметающие вымыслы о судьбах, «предсказанных звёздами», чем пользуются изобретательные мошенники. Никаким образом явления околоземного и галактического пространства не могут физически влиять на судьбы людей и государств, тем более управлять общественными процессами.
Человек, не знакомый с законами материалистической диалектики, например, с законом перехода количественных изменений в качественные, разумеется, не согласен ни с Гегелем, ни с Марксом в том, что материя обладает свойством эмерджентности – появлением у системы свойств, отличных от свойств элементов этой системы, не сводимых к свойствам составляющих систему элементов. Касается это и человеческого общества, в котором люди связаны определёнными общественно-производственными или экономическими отношениями как проявлениями отношения собственности. Ну а далее, двигаясь исторической канвой, мы видим, что в отношениях собственности проявляется и биологическая сущность людей, их первобытная природа: в борьбе за доминирование и капитал возникают вначале города-государства, затем территориальные объединения-государства; сменяются социально-экономические формации, капитализм развивается в наивысшую информационно-технологическую стадию империализма. Таким образом, социальная среда, социум приобретает новые качества, и в этой среде действую иные, социальные законы общественных отношений, не сводимые к физико-химическим процессам жизнедеятельности организмов и никаким образом не оказывающие влияния на эти процессы. Социальная среда, это не физическое тело, это иной, высший уровень материи. Поэтому абсолютно неуместны ссылки некоторых авторов на «реликтовые наслоения дежурящих в нас форм поведения наших биологических предшественников» (по сути, архетипов) в поисках причин социальных явлений (неофрейдизм).
Однако оказывается, что законы диалектического материализма были известны не всем историческим деятелям, а современной буржуазной «наукой» они, по известным причинам, игнорируются или заменяются спекулятивными вымыслами буржуазных социологов. Простота законов исторического материализма (а более всего профессиональная безграмотность) не даёт покоя современным мудрецам, и они стараются изобретать что-то своё, оказывающееся, по сути, заблуждениями и предрассудками, разоблачёнными материалистической наукой ещё в прошлом веке. При этом на волне массового невежества разрастается категория различных ясновидящих и малограмотных предсказателей, которые якобы черпают знания напрямую из «информационного поля Земли». Современные культуротворцы, выдумывая совершенно пустые словосочетания типа, «культурно-генетический код - это память цивилизации», пытаются создать научную теорию, являющуюся, по сути, системой бредовых идей, носящую следы творчества.
Для здравого рассудка нет ничего необычного в том, что любой дворцовый или государственный переворот приводит к власти организованную правящую группировку или диктатора, после чего следует «восстановление и модернизация» в соответствие изменённому законодательству. И конечно, действующие социальные процессы (а в России это злоупотребления власти) приводили и могут привести либо к следующим социальным потрясениям, либо к деградации.
В советское время даже школьники лучше представляли себе исторический процесс, чем некоторые современные доктора наук и соискатели, разглагольствующие о прописных истинах на волне примитивизации некоторых положений исторического материализма. Из исторического контекста выламываются отдельные факты и периоды, из которых комплектуется нечто, согласно которому «прошлое не определяет будущее», которое вообще наступает из ничего, «по воле божьей»!
С точки зрения исторического материализма, утверждение, что «цивилизация восстанавливает свои основополагающие структуры» - это просто словоблудие, одно из пустопорожних обобщений и, конечно, политический заказ. Какая «цивилизация»? «Локальная человеческая цивилизация» гитлеровского фашизма или украинского ультрашовинизма? Или египетских фараонов? А, может быть, управленческих «основополагающих структур» российского самодержавия? Политическая сущность такого «научного осмысления» раскрывается в призыве к «обществу» «…дорожить своей исторической памятью, бережно сохранять и оберегать её». Такая эклектика (по сути, отрицание социально-экономических формаций и замена их «тенденцией общества к самоорганизации») свойственна «уровню развития социальных наук» буржуазного либерализма в современной России. Извращение научных знаний в этом процессе «развития социальных наук» зашло так далеко, что критикам приходится напоминать авторам об истории формирования материалистических взглядов и истории естествознания. В политике дела обстоят ещё хуже в связи с особенностями личности высшего российского руководства и чиновничества, о чём уже неоднократно заявляли профессиональные аналитики МГИМО.
«Религия и философия (метафизическая, – А.М.) бывшие раньше невинными заблуждениями, становятся теперь, …утонченными средствами политического надувательства. …философ, одержимый религиозными предрассудками, хочет перешагнуть через явления природы, он за этим миром явлений ищет какой-то другой мир истины, при помощи которого должен быть объяснен первый… Но «как только мы признаем этот метод (диалектического материализма, - А.М.) за единственный рациональный образ действия интеллекта, всякое фантазерство теряет под собой почву» (Иосиф Дицген). (А. Мурашев. Изгнание Маркса или злая реальность современности. – Портал Viperson, 04.02.2016. – Электронный ресурс: http://viperson.ru/articles/izgnanie-marksa-ili-zlaya-realnost-sovremennosti)
В настоящее время, как никогда ранее, общественной жизнью управляет «…причудливый союз клерикалов и религиозных фундаменталистов с широкими массами малообразованной, далёкой от науки публики… массовое невежество.» (Там же, - биолог А.В. Марков в статье «Антидарвинизм как симптом интеллектуальной деградации».)
На этой почве возрождаются «причудливые» обобщения типа «русского космизма», основанные на религиозных представлениях и фантастических предположениях, что с точки зрения научной методологии является спекулятивными вымыслами. Один из авторитетных представителей этих околонаучных гипотез являлся А.Л. Чижевский, по-видимому, совершенно не знакомый с диалектическим материализмом, или отрицающим его законы, как и другие представители этого направления.
«Здесь мы изложили теорию периодических изменений поведения организованных масс, одновременных с периодическими изменениями в деятельности солнца, а также принципы открытого нами одиннадцатилетнего цикла общечеловеческой, коллективной и индивидуальной, военно-политической и творческой активности. Кроме того, мы установили основную и первую измерительную единицу отсчета времени исторического процесса и наметили пути к обнаружению физических законов, управляющих ходом социальной эволюции», - пишет он в диссертации «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса» и в книге «Физические факторы исторического процесса».
Вся эта наукообразная галиматья, оказывается, по сообщению Википедии (Свободной энциклопедии), «является не только уникальным, но и прогрессивным направлением русской философии (!? – А.М.). Идеи русского космизма до сих пор используются в современных философских, социальных, геополитических теориях». Ну и, конечно, «… Духовный, научный и творческий потенциал русского космизма, его проективная направленность и оптимистический взгляд на будущее делают это течение всё более привлекательным для наших современников». С тем, что они используются «причудливым союзом» широких масс современников - искателей «другого мира истины» и «исторических форм российской цивилизации» не поспоришь! Но при чём здесь наука?..
Докопаться до истины на основе своих субъективных представлений о закономерностях исторической науки пытался и известный в современных «интеллигентских кругах» Лев Гумилёв, объяснявший «цикличность исторических процессов» в придуманной им «теории пассионарности». Как с сожалением утверждается в биографии этого весьма неординарного человека: «Его работа не встретила понимания и поддержки учёных ни в СССР, ни за рубежом» Вот ведь какими непонятливыми были советские учёные, не то, что нынешних времён! (Источник: https://biographe.ru/uchenie/lev-gumilev).
Неудивительно наличие такого многообразия мнений на научные темы, поскольку на идеалистической плоскости государственной системы образования действует в СМИ (в основном на телевиденье) пропаганда разнообразных вымыслов, в том числе религиозная. Практически на любом телеканале неожиданно, как чёртик из табакерки, выскакивает проповедник «всея Руси», вдалбливая в сознание граждан несусветную чушь – изобретение первобытной «элиты», а гнусавая трескотня лакеев, среди которых немало психически ненормальных людей, продолжается круглосуточно при государственной поддержке.
Современной российской науке, по определению включающей и богословие, с течением времени будет всё сложнее представлять объективные знания об окружающем мире и законах его существования. Философия как царица наук давно уже утратила в России, да и во всём мире, свою корону, но профессиональное сообщество всё же пытается вразумить руководство страной в терминах «переходного периода» в необходимости стратегического планирования и усиления социальной направленности. Что-то в этом направлении делается, однако, несмотря на это, в стране усугубляется системный идеологический кризис, в том числе социально-экономический и военно-политический. Ну и, конечно, сокрушительный урон научным представлениям принесла победа «прогрессивных явлений в русской философии».