26 сентября 2006
1742

Финасисты `не догоняют`

Несмотря на то что пик в развитии отрасли уже пройден, обеспеченность жителей Пермского края банковскими услугами до сих пор не достигла своего максимума

Выставка "Кредит. Инвестиции. Страхование", состоявшаяся недавно на "Пермской ярмарке", опять продемонстрировала и "блеск", и "нищету" финансово-кредитной отрасли Прикамья. Бурный рост банковского бизнеса, наблюдавшийся в Пермском крае на протяжении последних лет, оказался действительно масштабным, хоть и не вполне равномерным. В лидеры регион, однако, записывать рано: по всем показателям местные кредитные учреждения явно уступают соседям по Приволжскому федеральному округу.

Жалуются и другие участники отрасли: негосударственные пенсионные фонды, например, якобы не обладают средствами на собственное позиционирование и просят, чтобы государство протянуло им руку помощи. Государство с существованием проблемы согласно, но руку подавать пока не собирается.

Коммерческие банки

По информации начальника Главного управления Центрального банка России по Пермскому краю Владимира Белоусова, банковский сектор в Прикамье на сегодня представляют девять собственно пермских банков, 59 филиалов иногородних банков и 186 кредитных организаций. Общее количество пунктов банковского обслуживания - 662 (в прошлом году их было 638). "Сеть кредитных учреждений расширяется, - отмечает Белоусов, - активы банковского сектора за последние четыре года возросли на 420%".

Главный пермский банкир также считает: прогнозы динамики развития потребительского кредитования демонстрируют, что пик в развитии этой сферы уже пройден. В то же время наблюдается рост показателей ипотечного кредитования. "За последний год они увеличились в три-четыре раза, а в ближайшие четыре года показатели ипотечных кредитов должны "подскочить" более чем в 30 раз", - уверяет Белоусов.

Однако у банков своя "головная боль": их, например, не устраивает резкая динамика роста цен на жилье. Это настораживает представителей банковского сектора и, как говорит Белоусов, должно настораживать административные органы и строительные организации. "Необходимо стабилизировать цены", - считает начальник Главного управления Центрального банка России по Пермскому краю.

К плюсам чиновник-финансист относит динамику опережающего роста вкладов в рублях и падение темпов вкладов в валюте.

Владимир БЕЛОУСОВ, начальник Главного управления Центрального банка России по Пермскому краю:

- Происходит перетекание средств в сторону увеличения сбережений в рублях. Это хорошо. Однако население еще надо обучать методам работы с финансовыми инструментами. Не все услуги финансового сектора люди воспринимают осознанно.

Минусы банковского сектора, по словам Белоусова, заключаются в том, что "банки не до конца пока обеспечивают потребности народного хозяйства и населения края". В подтверждение своих слов он приводит данные статистики.

Так, по обеспеченности банковскими услугами населения пермский банковский сектор в Приволжском округе занимает всего лишь 10-е место из 15-ти (по России - 60-е). По финансовой насыщенности пермские банки "топчутся" на 11-м и 38-м местах в округе и в России соответственно. По объему выданных кредитов Пермский край в округе занимает 7-е место (по России - 24-е). По депозитам, положенным в банки, на душу населения - 11-е и 45-е места. И в итоге, по совокупному индексу обеспеченности банковскими услугами Пермский край занимает по Приволжскому федеральному округу 12-е место, по всей стране - 39-е.

"Многие показатели сейчас имеют знак "минус", - признает Владимир Белоусов. - Например, финансовая насыщенность по активам составляет -4,5%. Есть куда развиваться".

Недостаточную обеспеченность населения банковскими услугами Григорий Солодов из Росбанка объясняет изначальной ориентацией банков не на население, а на корпоративных клиентов.

Григорий СОЛОДОВ, начальник отдела клиентских отношений Прикамского филиала Росбанка:

- Пермь никогда не была торговым городом, поэтому банки с начала перестройки ориентировались на корпоративный бизнес. У нас - город-завод, а население в большей своей части - рабочий класс и служащие. Такая прослойка, как малый бизнес, в нашем городе рождается очень тяжело. Именно развитие малого бизнеса, а также рост доходов работников крупных предприятий обеспечивают рост спроса на розничные продукты. Сейчас многие банки открывают новые программы для малого бизнеса. Данные, приведенные Владимиром Белоусовым, подтверждают, что рынок потребительского кредитования растет и пока далек от насыщения. Банкам, ведущим бизнес в Перми, данная ситуация выгодна, поскольку когда рынок будет насыщен, значительно вырастет конкуренция и снизятся доходы.

Негосударственные пенсионные фонды

О положении негосударственных пенсионных фондов (НПФ) во время специализированной выставки рассказал управляющий государственным пенсионным фондом РФ в Пермском крае Станислав Аврончук.

"В этом году около 100 тыс. жителей Пермского края уже выбрали негосударственный пенсионный фонд или частную управляющую компанию для управления своими пенсионными средствами, - сообщил Станислав Аврончук. - С одной стороны, это хорошо. На уровне РФ Пермский край стоит в первой десятке. Но это говорит о том, что только 100 тыс. пермяков могут сделать свой выбор. Большая часть всех средств находится в государственных управляющих компаниях, а это не всегда положительно".

По словам чиновника, государственная компания средства размещает в государственных же ценных бумагах, доход от которых ниже уровня инфляции. У государства есть интерес к тому, чтобы население сделало свой выбор, дабы пенсия формировалась более высокими темпами. Но информация о негосударственных пенсионных фондах и управляющих компаниях чаще всего распространяется в специализированных СМИ и поэтому, считает Аврончук, не совсем востребована населением.

По словам Станислава Аврончука, рядовой пермяк может назвать от силы два-три негосударственных пенсионных фонда. За пределами Перми это число "снизится до нуля". В качестве примера Аврончук приводит Кудымкар, в котором в этом году не было подано ни одного заявления о выборе НПФ.

"Государство должно радовать, что деньги вложены в надежную систему, но мы беспокоимся о том, что их "съедает" инфляция. Этого не должно быть. А деньги, которые вкладываются в управляющие компании и НПФ, выходят на финансовый рынок и начинают работать в экономике", - напоминает Аврончук.

Комментируя по просьбе "Нового компаньона" ситуацию с якобы недостаточной саморекламой со стороны негосударственных пенсионных фондов, специалисты отмечают, что средств на это у фондов нет.

Евгений ЛЕВИН, представитель Пермского филиала НПФ "Благосостояние" (Екатеринбург):

- Негосударственным пенсионным фондам необходимо более тесно взаимодействовать с руководителями регионов. Наша программа должна быть направлена на то, чтобы донести информацию до потребителей. Но, несмотря на более широкие финансовые инструменты и возможность размещать сбережения граждан эффективнее, чем государство, сами НПФ не могут в полной мере позиционировать себя на рынке.

В одном из пермских негосударственных пенсионных фондов считают иначе.

Лариса ГОРЧАКОВСКАЯ, вице-президент НПФ "Стратегия":

- Большинство негосударственных пенсионных фондов сегодня являются корпоративными. Они были созданы при крупных предприятиях и обслуживали лишь "своих" клиентов, поэтому в рекламе были не заинтересованы. В рамках проводимой пенсионной реформы интерес к НПФ увеличивается с каждым днем. Однако розничных фондов, которые обслуживают клиентов "с улицы", можно пересчитать по пальцам. Объяснить это можно тем, что для успешной работы таких фондов необходима развитая инфраструктура: большое количество представительств, желательно, во всех районах города, и удобная система приема платежей.

По словам Станислава Аврончука, пенсионная реформа в целом движется вперед недостаточными темпами по причине недостатка информации о деятельности НПФ и управляющих компаний. О том, где фондам изыскать средства на рекламу и как стимулировать население к вложениям свох пенсионных сбережений в негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании, чиновник не уточнил. Сами же НПФ особой проблемы в своей невысокой востребованности у населения пока не видят.

Алексей ЛУЧНИКОВ

www.nk.perm.ru

26.09.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован