(Слева направо): магистр кафедры всеобщей истории: Арутюнов А,. магистр кафедры истории России Толстова Т,. зав. каф. всебщ. истории Воронин С.А., президент РФ Путин В.В., руководитель Росмолодежи Белоконев С.Ю., магистры кафедры всеобщей истории Садовников П.
Изучение истории, формирование представлений о своём месте в быстро меняющемся глобальном мире, адекватная реакция на вызовы современности становятся сегодня не только частным делом каждого. Знание своего прошлого, анализ настоящего и прогнозирование будущего – являются неотъемлемыми атрибутами современной личности.
Однако не секрет, что в число приоритетных направлений развития современной российской науки не вошло ни одного гуманитарного. Избранные приоритеты вполне объяснимы – безусловно, модернизация страны невозможна без развития энергосберегающих, ядерных, космических, медицинских и информационных технологий. При этом хотелось бы обратить внимание на один исключительно важный факт, который иногда ускользает от внимания в наш век господства технократического мышления (не только в России, но и за рубежом): представители естественных и технических наук определяют, пойдет наша страна в будущее пешком, поедет на машине или полетит на современной ракете. Однако очевидно, что эти науки не в состоянии ответить на вопросы о том, в каком направлении мы будет двигаться, а главное с какой целью. Ответы на них могут дать лишь гуманитарные науки – именно ее представители способны сформулировать образ настоящего и будущего и тем самым направлять общественное развитие. Также нельзя забывать, что развитие ряда «технических» направлений науки (в т.ч. и представленных в наших научных приоритетах) невозможно, без серьезной гуманитарной составляющей. Так, например, понятно, что полноценная работа генетиков невозможна без союза с археологами, антропологами и этнологами. Очевидно, что рассмотрение любого явления в его развитии и динамике – т.е. с позиций историзма – представляет основу изучения многих явлений, подчас весьма удаленных от исторической науки. Кроме того, в современном постоянно меняющемся мире протекают процессы, анализ и прогнозирование которых доступны лишь представителям гуманитарных наук – экономистам, политологам, историкам. Необходима государственная историческая политика.
Но к великому сожалению, мы становимся свидетелями впадения общества с беспамятство. Патриотизм, осознание сопричастности к истории своей Родины, уважение и почитание Великого подвига советского народа в годы Великой отечественной войны все больше становятся у подрастающего поколения фигурами речи, из которых выхолощено реальное содержание. В этой связи необходима масштабная пропаганда исторических знаний. Необходимо сформировать государственный заказ на историков — специалистов, прежде всего, в области применения исторического знания в СМИ, массовых коммуникациях (Интернет и т.д.), авторов научно-популярной литературы, организаторов акций по развитию исторической памяти и т.д. Идеологов и специалистов по контридеологической борьбе. Причем идеологов — не носителей конкретной идеологии, а идеологов-политтехнологов, которые знают, как смоделировать историю государства, историю нации, историю того или иного значимого события, и в силу этих знаний могут грамотно противостоять фальсификациям истории. Именно в связи с такой потребностью на кафедре всеобщей истории РУДН 1 сентября 2012 года была открыта новая магистратура «Всемирная история и массовые коммуникации».
Не следует забывать, что любые технологии это, прежде всего, люди, личности их создающие. Технократы отвечают на вопрос «как» с помощью чего осуществлять движение, гуманитарии выясняют в каком направлении, во имя чего идти вперед и какова конечная цель пути. В центре модернизации стоит человек. Человеческий, гуманитарный фактор определяет, в конечном счёте, характер и темпы модернизационных процессов. А, следовательно, без обновления гуманитарного знания, без отказа от стереотипных взглядов и представлений, сформировавшихся в социальных и гуманитарных науках, без формирования толерантной личности, входящей в мультикультурный, глобальный мир, трудно представить успех модернизационных процессов. В основе всех общественно-экономических изменений лежит личность с её мировоззренческими представлениями и культурно-ценностными доминантами.
Качественное современное образование, в какой бы предметной области оно ни лежало, невозможно без критического гуманитарного начала. Любое знание, в том числе и не гуманитарное является знанием человеческим, значит, каждый ученый, преподаватель, школьный учитель в какой бы области он не работал, несёт ответственность перед гуманитарными науками – критическую, нравственную, политическую за продуцирование, распространение, трансформацию и применение знаний. Если говорить о школе как институте и ее социальной роли, то и в этом аспекте, безусловно, именно гуманитарная составляющая способна обеспечить воспроизводство и развитие ценностной сферы в обществе, в государстве, в конечном счёте, в мире. Эта ценностная сфера необходима для формирования критически мыслящих политических и социальных субъектов, настоящих граждан не просто автоматически лояльных своей стране или обществу, но активно и критически участвующих в преобразовании социума, реально болеющих за его будущее. Воспитание таких личностей – может быть, даже более важная задача для средней общеобразовательной школы, чем наделение учеников фактическими знаниями. Выпускник современной школы или ВУЗа должен обладать памятью и уважением к прошлому своей страны и своего народа. Куда бы ни забросила его жизнь, в какой бы сфере он ни трудился, он должен всегда помнить о главном – о России.
Обо всех этих жизненно важных для исторического образования и науки проблемах заведующему кафедрой всеобщей истории, доктору исторических наук, профессору С.А. Воронину посчастливилось побеседовать с Президентом РФ В.В.Путиным в рамках молодежного форума «Селигер-2012», который поддержал высказанные инициативы, отметив их значимость и актуальность, особенно в Год Российской Истории.
Заведующий кафедрой всеобщей истории РУДН Воронин С.А. беседует с Президентом РФ Путиным В.В.
Елена Попова, «Вестник Российского Университета Дружбы народов»