Перспективы социально-экономического развития губернии на 2006-2008 годы были темой последнего заседания правительства Самарской области. Сегодня первый заместитель председателя правительства Самарской области, министр экономического развития, инвестиций и торговли Габибулла Хасаев ответил на вопросы журналистов, возникшие в связи с этим прогнозом.
- Габибулла Рабаданович, Вы уже столько лет работаете над экономическим прогнозом развития Самарской области, если у вас какие-то особенности в его разработке?
- Мы разработали собственную экономико-математическую модель социально-экономического развития РФ, у которой нет аналога в России. Она апробирована в министерстве экономического развития и торговли РФ, получила одобрение. Поэтому мы располагаем собственным инструментарием прогнозирования и наши прогнозы относительно точные.
- Кому доверяют начало работы над прогнозом? Мужчинам или женщинам?
- Работают над прогнозами, в основном, женщины, а мужчины занимаются техническим обеспечением. Наверное, у женщин интуиция лучше, чем у мужчин. Ведь прогноз - это не только наука, но и искусство. Есть некоторые нюансы, которые может учитывать только человек, глубоко посвященный в проблему.
- Можно ли коротко рассказать о самом процессе работы над прогнозом?
Для того, чтобы разработать бюджет, надо взять какой-то один вариант развития событий за основу. Мы ставим перед собой цель обеспечить удвоение валового регионального продукта к 2010 году. Следовательно, любой другой вариант прогноза для нас неприемлем. Этот рост надо обеспечить за счет влияния разных факторов, а как они будут складываться в динамике - как раз результат анализа, расчетов и собственного видения проблемы. Бывает, что вмешиваются факторы, которые от нас не зависят. Например, в этом году прогноз по промышленности очень неточный. Никто не мог предвидеть, что АО "Самаранефтегаз", имевшее программу увеличения добычи нефти, снизит в первом полугодии объем добычи на 15%. А в результате получилось, что в общем спаде промышленного производства на долю нефтедобычи приходится почти 50%. Ну не могли мы подумать, что генпрокуратура заставит "Самаранефтегаз" соблюдать лицензионные соглашения по объемам добычи нефти и не выходить в добыче за рамки этого соглашения.
Не могли мы также предсказать, что правительство РФ примет постановление, которое изменит таможенную политику относительно автокомпонентов, производимых в стране и ввозимых из-за границы. Это тоже повлияло на экономику региона, да и в будущем еще повлияет. Теперь некоторым производителям выгоднее ввозить в Россию уже готовые автокомпоненты, потому что таможенные пошлины снизились, а не организовывать их производство на местах. В результате область осталась без заказа, инвестиций и рабочих мест. Вот такого рода факторы очень трудно учитывать.
Или, например, что касается рентабельности сельского хозяйства - мы не могли предполагать, что такими темпами будут расти цены на ГСМ. На мой взгляд, это нелогично, когда мы экспортируем такое количество нефти и получаем сверхдоходы от её продажи. И все-таки в этих условиях цены растут в такой же пропорции, такими же темпами, как при поставке из-за рубежа.
- Если центр не вовремя выделит средства на социальные нужды, то сможет ли губерния на собственные средства все это обеспечить?
- Самарская область - донор федерального бюджета, а потому на финансирование текущих расходов она из федерального бюджета ничего не получает. Перечисляются только инвестиции на капитальное строительство. Наша главная задача в межбюджетных отношениях - защитить как можно больше объектов и включить их в адресную федеральную инвестиционную программу, но только в инвестиционной части. Мы уже сделали такую заявку в этом году примерно на 5,5 млрд. руб., по принципу "проси невозможное и получишь максимум". Потому что четких критериев распределения капложений по субъектам нет.
К тому же в этом году, по сравнению с прошлым, привлечение федеральных инвестиций увеличено примерно на 40%. Эта цифра превысит 1,5 млрд. руб. Но правительство области полагает, что она не соответствует вкладу Самарской области в экономику РФ и наша задача получить хотя бы 2,5 млрд. руб. из федерального бюджета. А на текущие расходы мы получаем только на те статьи, которые являются обязательствами федерации, но переданы субъекту. Например, федеральные льготники, лекарственное обеспечение. В этом году федерация выделила на здравоохранение, образование, жилищное строительство и, частично, на сельское хозяйство 100 млрд. руб. Какую часть из них получит область - пока неизвестно.
- На какие объекты поступают средства из федерального бюджета в этом году?
- Это наиболее сложные объекты - строительство метро, крупные групповые водопроводы, особенно в сельской местности, строительство следственных изоляторов, укрепление береговой линии, а также на программу строительства доступного жилья для молодежи и на онкологический центр. В общей сложности - 1,5 млрд. руб.
- В прогнозной записке, которая была зачитана на вчерашнем заседании правительства, указано, что до 2009 года будет уменьшаться трудоспособное население. Что, со своей стороны, может сделать область для улучшения положения?
- По самым оптимистическим прогнозам, к 2050 году население России сократится на 50 млн. человек. Останется около ста миллионов. Это количество примерно соответствует населению России 1900 года. Учитывая геополитическое положение России, а ведь нас окружают очень густо населенные страны, у нас очень остро встает проблема сбережения населения. Но пока что, к сожалению, нет эффективных мер по стимулированию деторождения и уменьшения смертности. А сейчас у нас смертность почти в два раза превышает рождаемость. Что тут может сделать область? У нас работает программа улучшения демографической ситуации, такая же программа будет разрабатываться на первый квартал будущего года. Мы надеемся хотя бы снизить темпы сокращения численности населения, поскольку о росте сейчас трудно говорить.
Однако уже некоторое время наблюдается благоприятная тенденция - увеличивается доля вторых детей в семье. Первый ребенок, обычно, есть в большинстве семей. Но стоит учитывать, что 15% пар вообще не может иметь детей, а это очень высокий показатель. К тому же, учитывая, что формируется стандарт демографического поведения населения, ориентированного на двух детей в семье, ожидать роста рождаемости не приходится. Поэтому акцент сейчас делается на снижение смертности. И поэтому же бюджет здравоохранения приближается к 8 млрд. руб. А если взять младенческую смертность, то она в области на уровне развитых стран мира и значительно ниже, чем в целом в РФ. Кроме того, Самарская область - привлекательный район для мигрантов. Уже в этом году миграционный прирост (за полгода) составил 3,1 тыс. человек. Это хорошо, потому что в миграции участвует, в основном, молодое население и они вносят заметный вклад в рост рождаемости в губернии.
- Сейчас перед правительством области стоит цель повышения зарплаты бюджетным работникам в 3-5 раз. Каковы краткосрочные перспективы у области в этом плане?
- На большинстве предприятий так и есть. Проблемы в основном касаются бюджетной сферы. К сожалению, основным источником бедности у нас остается государство - те, кто служат у государства, получают гораздо меньшую зарплату. Поэтому и поставлена задача увеличить в реальном выражении зарплату в 1,5 раза. В бюджете это заложено. Но эта доплата распространяется только до 11-го разряда, более квалифицированные кадры этой доплаты не получают.
- В настоящее время в губернии проходит формирование новых границ муниципальных образований. У каждого ли вновь образованного поселения будет свой бюджет?
- Новая представительная исполнительная власть решит с населением, какими преимуществами они будут пользоваться и будет ли у них свой бюджет. Я думаю, что следующий год мы планируем как переходный, а потому будем рекомендовать, чтобы главы поселений делегировали право формирования бюджета главам муниципальных образований. Хотя бы на переходный период. Поскольку их сейчас образовано более 300 и далеко не во всех есть техническая, да и кадровая возможность рассчитать бюджет самостоятельно.
Ксения Литовкина
15.09.2005
news.samara.ru