Общество малого благоденствия должно быть прежде всего гармоничным.
Осенью 2004 г. в Китае на 4-ом пленуме ЦК КПК 16-го созыва были приняты важные решения. Была поставлена задача превратить современное китайское общество, до сей поры ориентированное правящей партией на построение малого благоденствия, в общество гармонии и согласия, гармоничное общество или общество согласия.
Это было вызвано, очевидно, тем, что в стране развивались и дошли до весьма опасной черты процессы поляризации, расслоения, дисгармонии между группами населения. Иными словами, вместо ориентации общества на обогащение (причем при поощрении тех, кому это удается сделать раньше других, что в свое время сыграло и свою позитивную роль) был предложен курс на то, чтобы смягчать и устранять противоречия внутри народа, добиваться гармоничного развития города и деревни, развитых и отсталых районов, экономики и социальной сферы. По#1169;новому был поставлен именно этот вопрос.
Лозунг времен Мао Цзэдуна - деление противоречий на два типа: "между нами и нашими врагами и противоречия внутри народа" - предполагал решение такого рода вопросов с позиции классовой, т.е. смертельной борьбы. Теперь был сделан акцент на том, что сегодня в обществе также существуют противоречия, однако, это противоречия не "между нами и классовыми врагами" и даже не просто противоречия внутри народа, а противоречия интересов, материальных интересов различных слоев общества, групп населения. Задача - сглаживать их и устранять, поскольку именно эти противоречия и представляют огромную опасность для страны.
Вопрос был поставлен чрезвычайно остро. Речь шла о том, что Китай находится на переломе. Настал ключевой момент, когда от решения проблемы гармонизации интересов групп населения в стране будет зависеть дальнейшая судьба Китая. Если проблему удастся решить, то для Китая может наступить "золотой век", и после многих лет хаоса и "великого единения", а также некоторой степени малого благоденствия страна придет к великой гармонии. Если же проблему решить не удастся, страну ждет крах.
В связи с этим возник вопрос о разделении ответственности между ветвями власти и выдвинут соответствующий лозунг: "партия осуществляет руководство, правительство несет ответственность". Сегодня власть в Китае разделена на власть партийную как направляющую силу, вырабатывающую курс, и исполнительную, которая должна заниматься конкретными делами и нести ответственность за свои действия перед партией и народом.
Кроме того, на пленуме ЦК КПК было принято, что партия, бывшая раньше революционной, отныне должна перестать руководствоваться многими из прежних понятий и заняться осуществлением роли руководящей партии. От партии требуется из революционной, руководствующейся революционным правосознанием, стать правящей, компетентно управляющей делами государства. В конечном счете основная цель партии, по словам Ху Цзиньтао, состоит в защите интересов народа; главное для партии сегодня - делать все ради народа, действовать в его интересах.
Что касается всех органов исполнительной власти и в центре, и на местах, то ранее они должны быть лишь орудием классовой борьбы, осуществляя при этом волю партии. Теперь правительство призвано выявлять потенциальные возможности решения практических задач на местах.
Нынешние кадры партии больше не могут считаться революционными, так как не обладают ни революционным стажем, ни соответствующим политическим капиталом. Народ уже больше не руководствуется революционным духом. Отсюда вытекает задача возвращения на демократический путь.
Изменилась и экономическая основа власти. Теперь наряду с государственной собственностью есть и совместные, и частные предприятия. Это находит отражение в сознании людей и с этим следует считаться. Люди в Китае уже приняли многосоставную экономику и предъявляют к ней свои требования, а задача властей в данном случае состоит в том, чтобы согласовывать интересы и требования людей. Сегодня при принятии решений необходимо учитывать законы рынка, а не принимать волевые решения.
Ныне в Китае изменились и представления о ценностях морального порядка. Ценится не тот, кто в свое время одержал верх в борьбе за власть в стране и просто сидит у власти, а тот, кто защищает интересы людей. Ныне надо управлять в интересах народа. От чиновников требуется не властвовать, а нести свою долю ответственности. Граждане же должны не просто выполнять свои обязанности - на первое место должны быть поставлены гражданские права населения.
Ху Цзиньтао особо подчеркивает изменение роли и функций органов власти: осуществлять свои управленческие функции и служить людям. Если раньше органы власти по большей части выполняли функции управления, то теперь их функции - обслуживание народа, людей. Чиновники должны отходить от привычного для них стиля патерналистского поведения и превращаться в слуг народа.
Генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзиньтао выступил с призывом "строить партию, которая служила бы обществу, людям". Служение человеку выдвигается и в качестве главной задачи исполнительной ветви власти. Появился термин "правительство, служащее народу" или "обслуживающее правительство". В этом видится отличие нынешней ветви исполнительной власти от существовавшей до сих пор. Это объясняют тем, что сегодня народ требует, чтобы власти были не над ним, а служили ему. Чиновники должны, в частности, равно относиться и к иностранным инвесторам, и к гражданам своей страны. Сегодня от чиновников требуют руководствоваться не своими желаниями и волей, а управлять на основе законов, придавать своей деятельности прозрачность.
Ху Яобан подчеркивал, что правильность любого решения следует оценивать на основе реакции людей, народа. Государство должно выполнять функцию служения народу. Но это не все. Оно должно также заниматься экономическим регулированием, контролировать рынок, ведать социальной сферой.
Чиновники ранее считали себя "отцами народа", чувствовали себя господами над народом. Ныне от них требуется служить народу. Чиновники должны понять, что народ платит налоги, а власть осуществляет свои функции на основе собранных налогов. Работу чиновников должен оценивать только народ. При этом учитывается то обстоятельство, что в Китае за последние годы повысилось качество людей. Высокое качество народа требует высокого качества управленческой работы.
Далее. Ныне выдвигается и вопрос о необходимости развития в стране производительных сил в сфере культуры. Утверждается, что даже богатая страна, лишенная культуры, лишена будущего, у нее нет перспектив. Тем самым подчеркивается, что до сей поры упор делался лишь на развитие производительных сил. Сегодня этого не только недостаточно, но очевидно, что такой курс принес некие отрицательные последствия. Оказывается, китайское общество в настоящее время страдает от жестокости, следующей из ориентации исключительно на развитие производительных сил. Оказалось, что необходимы еще и производительные силы из сферы культуры. Духовная жизнь становится востребованной. Очевидно, в связи с этим стали говорить о "мягких реальных силах", обо всем, что относится к сфере духа, а не только к материи.
В отношении правящей партии речь зашла о смене формулировки ее "великих способностей". То есть о том, что если ранее партии предлагалось все свои способности развивать применительно к различным этажам партийного бюрократического механизма, то теперь речь идет о мобилизации способностей всей партии, всех ее членов.
По#1169;новому ставится вопрос об управлении делами страны. Это управление предлагается сделать научным, демократичным, осуществлять его на основе закона. Причем все это должно находиться в тесном сочетании, в неразрывной связи между собой. Принципы, выдвигающиеся на первый план, - демократия, наука, закон. Очевидно, здесь намек на то, что всего этого до сих пор не хватало.
Сюда же, вероятно, примыкает и уже известный тезис, что в основе всей политики и деятельности правящей партии должен быть человек. Простые люди в Китае говорят, что нынешний курс уже приносит некоторые ощутимые результаты, прежде всего, крестьянству, для которого снижается налоговое бремя, и интеллигенции, условия быта которой продолжают улучшаться.
Новый, по сути дела, курс партии, означающий критику существенной части прежнего курса, предполагается осуществлять во главе с Ху Цзиньтао. Людей призывают тесно сплотиться вокруг ЦК КПК во главе с генеральным секретарем Ху Цзиньтао. Появилась даже формулировка о "новых идеях председателя Ху Цзиньтао". Вполне вероятно, что вокруг объявленного на 4#1169;ом пленуме ЦК КПК 16-го созыва нового курса в КНР в настоящее время разворачивается острая борьба. Такой курс и такой поворот осуществлять трудно, но нынешнее руководство, главную роль в котором играют генеральный секретарь ЦК КПК и председатель КНР Ху Цзиньтао и глава правительства страны Вэнь Цзябао, намерено твердо проводить его в жизнь.
22 сентября 2004 г.
http://www.nikitskyclub.ru/writings.php?idpublication=4&idissue=32&idarticle=41