01 декабря 2006
4104

Галина Хованская: Собственное жилье станет тяжкой ношей

Жилищная реформа в России снова откладывается – на один год. О том, для чего нужно это время, и захотят ли власти им правильно распорядиться, "Газета.Ru" беседует с депутатом Госдумы Галиной Хованской.

- Галина Петровна, не получится так, что, начав, было, немного шевелиться, и граждане, и власти теперь снова впадут в спячку.

- Вполне может быть. Но, во-первых, не надо питать особых иллюзий насчет переноса сроков. Законопроект принят только в первом чтении, и есть силы, оказывающие ему яростное сопротивление. Через день после заседания Госдумы мне позвонил высокопоставленный чиновник и сказал, что второе чтение этот документ не пройдет. А во-вторых, перенос сроков – это не просто отсрочка для психологически не готового к столь кардинальным переменам населения. Этот год нужен, прежде всего, властям.

К реформе не готовы не столько граждане, сколько власти всех уровней.


- Если оставить в стороне проблему отсутствия рынка управляющих компаний (УК), в чем еще заключается эта неготовность?

- Прежде всего, в состоянии жилищного фонда, который передается населению. Совершенно непонятно, кто будет заниматься капремонтом огромного числа ветхих домов. Пока в законе о приватизации записано, что это обязанность властей, и с этой нормой можно обращаться в суд. Но через три года уже не будет закона о приватизации.

Сегодня долг государства по непроведенному капремонту оценивается в 10 трл. рублей, это два федеральных бюджета, и за три года такие средства не выделишь. К тому же, обязанности по капремонту прописаны так: "Власти могут выделять деньги". А могут и не выделять? Федеральные власти могут выделять средства на субсидии регионам, а могут и не выделять? Если это не коррупция, то, как минимум, предпосылки к ней.

Но если власти не начнут всерьез заниматься разрушающимся жилищным фондом, через несколько лет жилищно-коммунальная проблема станет проблемой министерства по чрезвычайным ситуациям.

Кроме того, непонятно, что же передают муниципальные службы в управление ТСЖ или частной компании. Не оформлен имущественный комплекс, в собственность жильцов не оформлена земля под домом. Даже технические подвалы, являющиеся долевой собственностью жильцов, продолжают продавать и сдавать в аренду посторонним лицам. Как ТСЖ сможет в случае аварии добраться до нужных труб, если на дверях подвала весит замок? И как вообще создавать товарищество в таком доме?

Есть еще и серьезные пробелы в законодательстве – не прописаны "правила игры". Так, например, не определено, куда должны перечисляться дотации льготникам: у многих нет персонифицированных счетов; ТСЖ или частная управляющая организация не должны решать эту проблему. Нет ни одного документа, в котором бы говорилось, какие платежи являются обязательными, а какие – добровольными.

Если заранее не будет установлен обязательный для оплаты всеми жильцами перечень необходимых для содержания и ремонта дома услуг, нас ждет вал конфликтных ситуаций между небогатыми и более обеспеченными собственниками квартир.


Ведь если на собрании большинством голосов будет принято решение нанять супер-охрану, консьержку, развесить зеркала и ковры, то каждый жилец будет обязан подчиниться и оплачивать эти, пусть и полезные, но не подъемные для него фантазии богатых соседей. С другой стороны, дома с долгами части жильцов, отказывающихся оплачивать самое необходимое, не возьмет ни одна управляющая компания.

В законодательстве не прописаны не только взаимоотношения соседей между собой, но и с выбранной ими управляющей компанией. Пока выходит, что ООО с уставным капиталом в 10 тыс. рублей не обязано страховать свою собственность перед жителями, передающими ему в управление свой дом. При этом, государство полностью снимает с себя ответственность: не создана система отбора УК, нет ассоциации УК, которая контролировала бы их деятельность.

Для того, чтобы взять в управление жилищный фонд не надо иметь даже лицензии!


- Получается, что со стороны ничем не регламентированных частных УК можно ждать любых злоупотреблений?

- И злоупотреблений, и непрофессионализма. Во многих регионах люди уже пострадали от нецелевого использования управляющими компаниями собранных средств. По-началу, жильцы могли быть даже довольны своей УК, а потом выяснялось, что не переводились платежи за коммунальные услуги, и жители оказывались перед угрозой отключения света и воды. Так, в Астрахани некое ООО, взяв дом в управление, отремонтировало подъезд и крышу, а через полгода в доме отключили воду, так как УК не перечислила деньги поставщикам. И, кроме того, остается еще проблема устанавливаемых УК расценок.

- Но как УК сможет завышать свои цены, если существуют устанавливаемые властями верхние границы тарифов?

- Элементарно. Для этого существует немало способов. Решение собрания о расходах принимается с учетом предложений УК. Не забывайте, что установленные федеральной службой по тарифам предельные допустимые индексы, ограничивающие рост цен, скоро будут сняты.

Это будет сделано для того, чтобы соблюсти норму Жилищного Кодекса о том, что решением общего собрания собственников может быть установлена любая плата на содержание, текущий и капитальный ремонт. Кстати, в пикантную ситуацию попадают и власти. Как они в таком случае будут рассчитывать субсидии и льготы, или компенсировать за нанимателей квартир те суммы сверх установленных ставок, которые примут на общем собрании жильцы дома?

- Ну, власти-то как-нибудь выкрутятся. А как быть гражданам, которые в последние "горячие" месяцы уже успели подписать подсунутые им договора?

- Не пороть горячку и еще раз пересмотреть ваш договор. Получше познакомьтесь с этой компанией (устав, уставной капитал, предыдущий опыт работы), выясните, не было ли у нее случаев нецелевого использования средств. Если УК действительно не вызывает у Вас доверия, то придется срочно отзывать листы для заочного голосования. Но может быть эта компания не такая уж и плохая. Для начала заключите договор на один год, а если работа УК Вас устроит, его можно будет продлить автоматически еще на год.

И обязательно потребуйте, чтобы УК застраховала свою ответственность перед вами. Отказ от такого страхования - вещь весьма показательная.

- А может быть вообще отказаться от всех посторонних УК и самим заняться управлением?

- Остается еще две возможности - ТСЖ и непосредственное управление. У ТСЖ есть единственное преимущество - возможность контролировать траты денег, которые мы платим за жилищные и коммунальные услуги. К сожалению, по остальным проблемам - сплошные вопросы. Чего стоит только налогообложение ТСЖ. Додумались даже до того, чтобы облагать налогами средства, собираемые ТСЖ на капремонт. Получается, что жители, собрав деньги, получают от этого прибыль и должны заплатить с нее налог.

Что же касается непосредственного управления то, на мой взгляд, в многоквартирных домах оно невозможно: каждый из жильцов должен заключить договор с каждой предоставляющей услуги организацией, а это безумное количество договоров.

Кроме того, при таком способе управления соседям надо хорошо знать друг друга. Так что, в многоквартирном доме лучше все-таки организоваться, утвердить смету и выбрать приемлемого управляющего. А если выбор окажется неудачным, то его можно будет изменить.


Газета.Ру, 01.12.2006

http://www.yabloko.ru/Publ/2006/2006_12/061204_gztru_khovanska.html

Беседовала Ирина Резник
 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован