19 ноября на Бали прошел шестой Восточноазиатский саммит (ВАС). В нем приняли участие 18 государств - АСЕАН-10, Япония, Китай, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия, Индия, а также Российская Федерация и США, получившие статус полноправных членов в 2011 г. Российскую делегацию возглавлял министр иностранных дел С.В. Лавров. Подробнее об итогах саммита - в экспертном комментарии кафедры МЭО и ВЭС Галины Костюниной.
Российская Федерация впервые участвовала в Балийском саммите ВАС в качестве полноправного члена этой известной региональной институциональной структуры Восточной Азии. Как писали зарубежные СМИ, принятие России связано с ее геополитической ролью в обеспечении региональной энергетической безопасности.
Восточноазиатский саммит - региональная экономическая организация, созданная в 2005 г., пока слабо институционализированная (не имеет собственного секретариата, функции которого сегодня выполняет секретариат АСЕАН). По сути, саммит является диалоговым механизмом по решению стратегических вопросов, главный из которых - формирование Восточноазиатского экономического сообщества (ВАЭС) к 2020 г. Критериями членства в ВАС определено наличие статуса партнера по диалогу с АСЕАН, подписание договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, тесные отношения сотрудничества со странами АСЕАН.
ВАС имеет крупный экономический потенциал: на 18 стран-членов приходится 55% населения и 55% ВВП мира.
Повестку дня саммита составляют вопросы региональной интеграции, энергетического и финансового сотрудничества, торговли, образования, изменения климата, борьбы с эпидемиями. В рамках нынешнего, шестого, саммита акцент был сделан на четырех вопросах: активизация региональных интеграционных процессов; достижение продовольственной и энергетической безопасности; совместная борьба с последствиями природных катаклизмов; поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе. По итогам встречи были приняты две декларации по связности и по принципам взаимовыгодных отношений в регионе.
Американская делегация, возглавляемая президентом Б.Обамой, выступила на саммите с инициативой достижения взаимосвязи между традиционной и нетрадиционной безопасностью в разрезе территориальных споров в Южно-Китайском море, ядерной проблемы КНДР, борьбы с пиратством.
Китай и страны АСЕАН озвучили идею транспортной и энергетической связности стран региона. В ее основу положен Мастер-план по связности АСЕАН, утвержденный в 2010 г. Имеется в виду создание региональной инфраструктуры в целях повышения транспортной и энергетической связности стран. В частности, речь шла о реализации одного из приоритетных инвестиционных проектов - сооружении железнодорожной магистрали Сингапур-Куньмин на юго-западе Китая и далее в Восточную Яву (Сурабая), Индонезия. Есть действенный пример в мировой практике - формирование аналогичной системы связности в Европейском союзе в рамках Программы трансъевропейских сетей.
Согласно принятой на шестом саммите ВАС Декларации по связности, решение этой проблемы в рамках АСЕАН станет первым этапом на пути достижения общерегиональной связности. Для этого следует повысить мобильность ресурсов, обмен информацией, разработать инвестиционные проекты в трех измерениях: физическом, институциональном и человеческом. Особая роль отводится государственно-частному партнерству и привлечению финансовых ресурсов, как из международных финансовых институтов, так и из новых и инновационных источников. На перспективу намечено разработать мастер-план+ по связности стран АСЕАН и их партнеров по Восточноазиатскому саммиту.
В еще одной декларации, принятой по итогам шестого ВАС, - Декларации по принципам взаимовыгодных отношений в Восточной Азии - определены 12 принципов, в том числе принцип соблюдения норм международного права; повышения взаимопонимания, доверия и дружбы; поддержания мира, стабильности, безопасности и процветания в регионе; повышения устойчивости региона в отношении экономических кризисов и природных катаклизмов.
В итоговом заявлении председателя шестого Восточноазиатского саммита, помимо перечисленных выше вопросов, подчеркнута необходимость разработки рекомендаций по формированию Восточноазиатского экономического сообщества в рамках Восточноазиатской зоны свободной торговли (модель АСЕАН+3) или Соглашения о сближении экономического партнерства в Восточной АСЕАН (модель АСЕАН+6). Кроме того, говорится в заявлении, необходимо продолжать исследование отдельных аспектов будущего интеграционного объединения - в частности, правил страны происхождения, таможенных процедур, тарифной номенклатуры, экономического сотрудничества.
В Восточной Азии разработаны несколько моделей формирования ВАЭС, но принять конкретное решение на нынешнем саммите, как и на предыдущих, не удалось. Вопрос только обсуждался, хотя ранее были приняты решения о проведении исследования по экономической целесообразности ВАЭС и рекомендация АСЕАН по ускорению создания АСЕАНовского Сообщества к 2015 г. Де-факто наиболее активную позицию в отношении ВАЭС занимает АСЕАН, в рамках которого формируется Сообщество, действуют соглашения о зоне свободной торговли с шестью ведущими торговыми партнерами по ВАС (за исключением США и России - новых членов саммита).
В целом, в Восточной Азии сложилось своего рода "разделение труда" между тремя институциональными структурами - Восточноазиатским саммитом (приоритеты которого составляют торговые и инвестиционные вопросы), диалоговым механизмом АСЕАН+3 (финансовые и региональные вопросы) и АСЕАН (развитие региональной инфраструктуры).
Подготовил к публикации Андрей ЗАВАДСКИЙ, Управление интернет-политики
Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Эксперт МГИМО: Галина Костюнина
http://www.mgimo.ru/
02.12.2011