Эксклюзив
27 ноября 2014
2286

Галина Манзанова: Cотрудничество России, Монголии и Китая в свете обеспечения безопасности В ШОС.

В последние годы на азиатском пространстве появились различные политические структуры безопасности (Региональный форум АСЕАН, Процесс АСЕАН+3, Тройственный пакт США-Япония-Австралия и т.д.), которые в обозримом будущем будут заметно менять структуру безопасности в регионе. К этим структурам, в которых в значительной степени доминируют США и Австралия, несколько лет назад добавилась Шанхайская организация сотрудничества - новая структура кооперации стран Азии, созданная под влиянием Китая и России, в которую, кроме них, качестве полных членов - входят Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, а в качестве наблюдателей - Индия, Иран, Монголия и Пакистан. В условиях мирового кризиса и нестабильности ШОС может предложить новую площадку для мирного урегулирования возможных конфликтов и модель взаимодействия различных стран, которая будет не противопоставлять, а объединять народы и государства в решении совместных проблем на основе обмена опытом и использования достижений исторически сложившихся культур различных этносов, населяющих страны Азии.
Оценивая возможности участия в ШОС Монголии, необходимо учитывать и актуальный геополитический контекст. Несмотря на то, что Монголия входит в десятку мировых ресурсных лидеров, эта страна долгое время оставалась без должного внимания со стороны больших держав. Однако новые вызовы и новая конфигурация сил на мировой арене пробудили интерес крупных игроков к Улан-Батору и заставили их вступить в жесткую конкуренцию на монгольском направлении. Для США и НАТО эта страна может стать удобным плацдармом для сдерживания растущего влияния Китая в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Кроме того, Монголия является важным связующим звеном между Россией и Китаем. Поставив под свой контроль "цветную" Монголию, Вашингтон может разыгрывать различные ситуации в приграничных территориях - Республике Бурятия (Россия) и Внутренняя Монголия (Китай), где компактно проживают представители монгольского этноса. Дополнительный фактор раздражения может появиться и у Казахстана. На северо-западе Монголии проживает достаточно многочисленная казахская диаспора, через которую Вашингтон может разыгрывать ситуацию в свою пользу и на приграничных казахстанских территориях. Активизация США в проведении таких демаршей вызывает недовольство со стороны правящих элит государств Центральной Азии, где, напротив, США в результате такой наступательной политики, постепенно теряют свои позиции. Достаточно упомянуть факты сближения в последнее время экономических интересов Казахстана и Китая.
Следует также упомянуть и характерные для этих стран проблемы этнизации межгосударственных отношений, возникновения образов врага и "другого" во взаимном восприятии и тенденции к закрытости и сепаратизму во внешней политике, которые приводят к усугублению конфликтов и противоречий в этом регионе. Усиление позиций Вашингтона на территории Монголии позволило бы США сохранить рычаг давления на Китай даже в случае неудач в Средней Азии (странах СНГ).
Для России сотрудничество с Улан-Батором представляет интерес сразу с нескольких сторон. Москва могла бы быть не меньше Вашингтона заинтересована в допуске российских инвесторов к стратегическим месторождениям меди, золота и угля, приватизации промышленных объектов Монголии, которая стоит на повестке дня. Монголия может стать и перспективным маршрутом строительства российских нефте- и газопроводов в Китай. Кроме того, для Москвы имеет значение географическая близость этой страны к восточным границам России. Чем ближе будут отношения Кремля и Улан-Батора, тем комфортнее будет ситуация на дальневосточных рубежах РФ. Россия, в свою очередь, не проявляет пока особой активности, фактически никак не прореагировав на недавнее развитие сценария "цветного" кризиса в монгольской столице. В то же время политические круги Москвы отдают себе отчет в реальности возможного использования Вашингтоном Монголии в качестве "троянского коня" США в ШОС. В случае реализации такой возможности расстановка сил и позиции важнейших игроков в ШОС могли бы претерпеть значительные изменения. Безопасность - это не только военно-политический (как это трактуется большинством российских экспертов) и экономический феномен (как в основном считают китайские эксперты). Растущее значение для нее особенно в рамках ШОС приобретают гуманитарные (экологические, культурные, миграционные и прочие) аспекты.
Важность позиции Монголии в обеспечении безопасности и стабильности в регионе Центральной Азии уже осознается и на уровне западных СМИ, где последнее время резко усиливаются голоса в пользу резкого усиления курса на сближение с Улан-Батором. В настоящее время в этот регион уже пришел ЕБРР, который собирается провести программу реструктуризации промышленности и финансового сектора Монголии. В результате влияния ЕБРР резко затрудняется финансовое, торговое, экономическое взаимодействие между Бурятией (Россия) и приграничными территориями Монголии. Между тем с российской стороны в последнее время, напротив, происходит отход во внешней политики от активности в этом регионе.
Происходящие процессы в пространстве Центральной Азии ведут к нарастанию непредсказуемости во внешней политике, трудностям в прогностической оценке последствий принимаемых политических решений. В результате происходит обострение противоречий не только между основными игроками США, Китаем и Россией, но и нарушение хрупкого равновесия в приграничных территориях стран Монголии, Китая и России. В этих условиях деятельность ШОС может по новому осветить различные позиции игроков, входящих в это содружество. Все большее значение в процессе трансформации этого региона приобретают гуманитарные факторы "мягкого влияния" - взаимодействие стран по совместному решению экологических, миграционных проблем, проблем культурного обмена. Хотя эти проблемы и упомянуты в официальных документах ШОС, очевидно, что в реальной политике их значение пока явно недооценивается.
Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) объединяет государства, имеющие общие границы, близкие историко-культурные, политические, экономические и гуманитарные связи. В числе приоритетов деятельности ШОС наряду с вопросами обеспечения безопасности важнейшее место отводится решению проблем устойчивого социально-экономического развития входящих в ее состав стран. ШОС может стать надежным гарантом сохранения стабильности, как сдерживающий фактор, предупреждающий попытки радикальных и экстремистских сил, различных подрывных и деструктивных центров дестабилизировать ситуацию в регионе, превратить его в арену противостояния и противоборства. В связи с эти огромное значение в укреплении безопасности стран Центральной Азии, создании институтов сотрудничества и доверия приобретают гуманитарные факторы "мягкого влияния" - взаимодействие стран по совместному решению экологических, миграционных проблем, проблем культурного обмена, которые будут не разделять, а постепенно объединять народы и государства в совместном решении общих проблем.
Между тем в ШОС пока не развиты институты трансграничного сотрудничества, нет постоянно действующей переговорной площадки, где бы в рамках гуманитарного сотрудничества могли бы обсуждаться и нарабатываться направления решений совместных проблем для снятия возможных противоречий и напряженности. В условиях глобализации через механизм внешних миграционных и социальных контактов между представителями элит различных стран происходит обмен социально-экономической информацией с целью поиска новых идей и механизмов более эффективного их развития в условиях глобализации и новых вызовов.
Именно использование адаптационных технологий и сохранение инерционности развития исторически свойственным этносам культурно -хозяйственных моделей обеспечило, как это, ни парадоксально, при внедрении рынка, сохранение устойчивости и переход кочевого номадного сообщества Монголии в другую более прогрессивную стадию развития. И напротив, ярким примером в смысле негативных последствий стремительного внедрения рынка по образцу стран в традиционном социуме, являются события в Киргизии, где аграрный кризис, обвальная миграция молодежи из села в город, безработица и бедность населения в условиях общей депрессивности региона приводят к маргинализации населения и созданию социальной базы для эскалации этнических конфликтов.
По результатам выступления Генерального Секретаря ШОС Имманалиева на Байкальском Экономическом Форуме в октябре 2010 г в Пекине уже прошло первое Совещание министров сельского хозяйства государств-членов ШОС, в ходе которого обсуждены вопросы реализации подписанного в ходе Ташкентского саммита ШОС Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области сельского хозяйства. Стороны договорились сформировать постоянно действующую экспертную рабочую группу государств-членов ШОС по вопросам сельского хозяйства и утвердили его Регламент работы.
Выступая на первом Боаоском международном туристическом форуме в марте 2011 г. Генеральный секретарь ШОС М.С.Иманалиев еще раз подтвердил, что "В период глобализации и неоднозначных изменений в мировой экономике актуальность приобретают вопросы укрепления уже существующих форм сотрудничества, которые содействовали бы формированию стабильных условий, поощряющих развитие экономики и культуры. В рамках нашей Организации растет интенсивность контактов на гуманитарном направлении, включая такие сферы как сельское хозяйство, культура, здравоохранение, наука, спорт и туризм. В соответствии с договоренностями глав государств налажен механизм ежегодных встреч министров сельского хозяйтсва, культуры, регулярно проводятся мероприятия, нацеленные на духовное сближение наших дружественных, издавна живущих по соседству народов, на взаимное обогащение их культур и экономики".
Несмотря на вышеизложенные проблемы и различия в подходах, уже сегодня можно констатировать, что возможное вступление Монголии в ШОС откроет новые возможности для активизации сотрудничества стран-членов ШОС в гуманитарном направлении и будет, прежде всего, способствовать решению острейших вопросов в области сельского хозяйства, экологии, земле- и водопользования, устойчивого развития всего региона. В условиях глобализации обмен опытом и успешными технологиями развития отраслей экономики, особенно на примере двух соседних регионов, в частности Бурятии (Россия) и Монголии, родственным по традициям, языку и культуре особенно актуален.
Гуманитарное, экономическое сотрудничество по совместному решению проблем, снятию возникающих противоречий в дальнейшем будет способствовать снижению уровня конфлитогенности регионов Центральной Азии, укреплению безопасности и устойчивому развитию стран-членов ШОС. Предлагая приоритетные области для сотрудничества они дают новый импульс в развитии приграничных регионов и стран-членов ШОС, помогая: определить общие для Бурятии (Россия) и Монголии проблемы, поддержать совместные или имеющие одну цель, проекты развития, выработать консенсус и приграничное взаимодействие. Необходимо также обозначить важнейшие направления гуманитарного сотрудничества стран Центральной Азии по совместному решению острейших вопросов в области развития сельского хозяйства, опустынивания, экологии, земле- и водопользования, миграции и мирного разрешения этнических конфликтов, возможно, вначале на базе исторически сложившегося мирного существования этносов двух соседних государств Бурятии (Россия) и Монголии.
Каждое направление гуманитарного сотрудничества в ходе обсуждения этих проблем на семинарах при совместном участии ученых, представителей общественных, государственных и заинтересованных бизнес-структур стран Центральной Азии под эгидой ШОС может затем перерасти в совместные бизнес-проекты для устойчивого развития стран Центральной Азии. И как первый шаг в этом направлении - распространение монгольского опыта модернизации сельских хозяйств в Бурятии, Калмыкии и ряде стран Центральной Азии, в частности Киргизии, для того, чтобы использовать традиции, культуру, местный опыт этносов как основу для возрождения сельского хозяйства, улучшения социальных условий жизнедеятельности населения, стабилизации молодежи на селе и предотвращении дальнейшего всплеска миграционного оттока в города и в противовес возможной эскалации конфликтов на этнической почве, чему способствует активность США в арабских странах.
Как пример для решения аналогичных проблем развития стран Центральной Азии важнейщими направлениями гуманитарного сотрудничества Бурятии и Монголии, могут стать следующие:
1.В области экологии-
1. Обмен опытом и постепенное создание трансграничной природной территории "Байкал-Хубсугул", обеспечивающей сохранение уникального природного и этнокультурного комплекса, масштабное развитие рекреации и туризма.
2.Создание "Зеленого пояса" вокруг пустыни "Гоби", и обмен опытом ученых из Бурятии и Монголии и по противодействие опустыниванию и сотрудничество в области мелиорации и ирригации земель.
3. Создание экологических коридоров ( буферные зоны, коридоры миграции животных, зоны абсолютного покоя, экспериментальные участки) включающих особо охраняемые природные территории бассейна р.Селенги, являющейся основной водосборной частью оз.Байкал, сохранение качества природной среды и биоразнообразия на территории Бурятии и Монголии и противодействие вредных выбросов и сбросов предприятий приграничной зоны Китая на эти территории.
В области экономики:
2. Опыт сотрудничества в развитии приграничных с Бурятией аймаков Монголии - Ховсогол,Орхон,Сэлэнгэ, Булган, повышение их роли в экономике Монголии. Сотрудничество с Россией в освоении медно-молибденового комбината "Эрдэнэт" (аймак Орхон) .Обеспечение продовольственной безопасности Монголии и развитие ранее традиционно земледельческих аймаков -Сэлэнгэ, Булган. Сотрудничество с Бурятией в области ирригации и мелиорации земель, и противодействие процессу опустынивая этих районов. Новые формы кооперации в решении совместных проблем по развитию животноводства, земледелия в сопредельных территориях.
3.В области туризма:
1.Возможности и проблемы развития туризма в приграничных районах России (Бурятия) и Монголии. Совместные трансграничные проекты России : "Восточное кольцо России" и "Чайный путь" и повышение конкурентоспособности российского туризма. На региональном уровне в Бурятии -создание современных туров и маршрутов с посещением оз. Байкал и путешествий по Монголии. Особенно полезен для развития туризма в Бурятии опыт Монголии в повышении привлекательности для туристов природных и этнокультурных памятников, традиций классического буддизма, кочевых традиций в аграрном секторе, развитии недорогой сферы услуг.
4. В области миграции-
Миграционный оборот между приграничными территориями Бурятии (Россия), Монголии и Внутренней Монголии (Китай). Опыт Бурятии (Россия) и Монголии в проблемах и возможностях регулирования китайской миграции.

Выступая на международной научно-практической конференции в Алматы 2 февраля 2011 г. Генеральный секретарь ШОС М.С.Имманалиев подчеркнул "Опираясь на исторические узы добрососедства и дружбы между нашими народами, мы способны в перспективе добиться приемлемого уровня благополучия региона в целом. При неизменном следовании принципам уважения права друг друга на выбор пути самостоятельного развития в различных сферах и с учетом национальных особенностей каждой страны, что закреплено во всех основополагающих документах нашей Организации, в том числе Хартии ШОС и Договоре о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, мы будем вместе идти вперед, из года в год прогрессируя в реализации задуманных планов".




Г.В. Манзанова, научный сотрудник Института Востоковедения РАН
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован