Политические партии России превратились в мужские клубы, в Федеральном собрании и в парламентах регионов женщины становятся большой редкостью. Видимо, советский опыт квотирования был утрачен в ущерб женщинам, которые в период перестройки были устранены от передела собственности, а значит и не смогли в дальнейшем активно и реально участвовать в законотворчестве новой России, - считает доктор исторических наук, профессор, заведующая лабораторией гендерных исследований Марийского госуниверситета, член Координационного совета Движения женщин России Галина Рокина.
В Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой и открытой для подписания, ратификации и присоединения, резолюцией Генеральной Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 года говорится, что "на государства-участники Международных пактов о правах человека возлагается обязанность обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами". Конвенция напоминает, что "дискриминация женщин нарушает причины равноправия и уважения человеческого достоинства, препятствует участию женщины наравне с мужчиной в политической, социальной, экономической и культурной жизни своей страны, мешает росту благосостояния общества и семьи и еще больше затрудняет полное раскрытие возможностей женщин на благо своих стран и человечества".
Республика Марий Эл, как и все субъекты Российской Федерации, соблюдает нормы международного права, что нашло отражение в Основном законе республики. Так, в Статье 17 Конституции Республики Марий Эл говорится, что "в Республике Марий Эл признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящей Конституцией". Статья 19.: "2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств". Статья 38.: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства".
В Республике создан ряд структур, которые непосредственно отвечают за соблюдение и совершенствование законодательства в данной сфере. В настоящий момент это Комитет по здравоохранению, культуре и спорту Государственного Собрания РМЭ, возглавляемый Г.Г. Варченко. Комитет среди своих функций имеет право на "совершенствование республиканского законодательства, касающегося конституционных гарантий прав женщин, семьи, детей, а также их экономической поддержки в республиканском бюджете". Существовавшая ранее Комиссия по вопросам женщины, семьи и демографии при Президенте РМЭ была отменена Указом Президента РМЭ.
В ходе мониторинга, проведенного российским правительством (Министерство труда и социального развития) в ноябре-декабре 2001 года в субъектах Российской Федерации и направленного на оценку эффективности существующего институционального механизма по улучшению положения женщин, анализировалась проблема учета в законодательной базе субъектов РФ гендерных подходов, наличие/отсутствие гендерной экспертизы, уровень подготовки штатов сотрудников в этой области, наличие структурных подразделений, отвечающих за их внедрение. Кроме того, рассматривались существующие планы и программы, направленные на решение наиболее актуальных гендерных проблем. Анализ результатов мониторинга показал, что в Российской Федерации еще не созданы повсеместно структуры, отвечающие за улучшение положения женщин и достижение гендерного равенства. На время проведения мониторинга не существовало институциональных структур, занимающихся гендерными вопросами и политикой, в ряде субъектов, в том числе и в Республике Марий-Эл. Мониторинг показал, что гендерные подходы еще не стали частью политической культуры в регионах, слабо воспринимаются лицами, отвечающими за принятие решений. Это связано с распространенными и укоренившимися стереотипами восприятия половых социально-культурных ролей и социальных функций. В результате рассмотрение гендерных проблем часто сводится к проблематике и мероприятиям по улучшению положения женщин в аспекте традиционно закрепленных поло-ролевых функций. Такую ситуацию отражают и традиционные названия отделов и комиссий - "по делам семьи, женщин и детей", "по вопросам улучшения положения женщин", что способствует закреплению поддерживанию и укреплению сложившихся стереотипов. Только в одном из субъектов ПФО (Самарской области), название комиссии сформулировано гендерно нейтрально - "комиссия по гендерной политике". Отсутствие гендерной экспертизы или ее нерегулярное проведение в части регионов приводит к тому, что там не существует механизмов определения негативных для гендерного равенства последствий принимаемых решений. Поэтому в этих регионах проблематичной является эффективность проводимой политики даже по улучшению положения женщин, не говоря уже о политике гендерного развития.
Через восемь лет после проведения мониторинга можно констатировать, что ситуация мало в чем изменилась. Более того, исчезли даже некоторые институты, которые предполагали вести последовательную линию по улучшению положения женщин. Как один из результатов мониторинга, в 2001-2005 гг. в РМЭ Распоряжением Главы Правительства Марий Эл был утвержден и осуществлялся План мероприятий по улучшению положения женщин в Республике и повышения их роли в обществе. В плане, наряду с другими вопросами, особое внимание уделялось положению женщин на рынке труда, охране их здоровья, развитию системы социального обслуживания. В результате реализации плана в Йошкар-Оле был открыт Кризисный центр для женщин. Один из разделов мероприятий был посвящен укреплению семейных отношений. С этого времени ежегодно проводятся различные конкурсы, фестивали художественного творчества, спортивные состязания для семей, женщин и детей.
Наиболее активное участие в социальной защите прав женщин в настоящее время осуществляют две общественные организации республики - Союз женщин России, который возглавляет министр социальной защиты Н.В. Климина и постоянная комиссия Совета профобъединения РМЭ по социальному равенству женщин (председатель объединения организаций профсоюзов РМЭ О.Н. Цветкова). Эта комиссия периодически проводит круглые столы "Профсоюз-женщинам, женщины - профсоюзам" (2005, 2009). Представители этих организаций вошли в Общественную палату РМЭ, организованную в 2009 г. Всего в общественной палате РМЭ из 33 членов - 10 женщины, одна женская организация - Союз женщин России.
Численность женщин на 1 января 2008 г. по данным Госкомстата РМЭ составляет 377, 887 человек, т.е. 53, 7 % от общего числа населения (сравните: на 1 января 2001 г. 400,2 тыс. человек, что также составляло 53,0% общей численности населения). В возрастной группе старше трудоспособного возраста число женщин больше, чем в 2 раза. В Республике живет более 30 женщин в возрасте 100 лет (85-99 лет - 148 человек). Продолжительность жизни у женщин в 2000 г. составила 72 года. Общая продолжительность жизни у женщин в 2000 г. больше, чем у мужчин на 13,4 года.
В половозрастной структуре населения после переписи 1989 г. происходило изменение в сторону дальнейшего уменьшения доли мужского населения из-за возрастания смертности, общий показатель которой с 1989 по 2001 г. увеличился с 10 до 15 чел. на 1000 чел. населения. Преобладание женщин в структуре населения, особенно среди лиц старшего возраста, связано с меньшей продолжительностью жизни мужского населения. Налицо также и снижение в 1990-е годы средней продолжительности жизни, особенно среди мужчин, из-за ухудшения социально-экономического положения в республике.
Женская смертность за 2008 г. составила 47, 1 % от общего числа населения. Основными причинами смерти женщин являются болезни системы кровообращения, новообразования, несчастные случаи, отравления и травмы. В трудоспособном возрасте женщин умирает в 4 раза меньше, чем мужчин. На первом месте по смертности женщин в трудоспособном возрасте стоят несчастные случаи, травмы и отравления, на втором болезни системы кровообращения, на третьем - новообразования.
Среди трудоспособного населения Марий Эл отмечается рост показателя первичного выхода на инвалидность. В последние годы каждый пятый среди впервые признанных инвалидами утратил трудоспособность в возрасте моложе 45 лет (женщины) и 50 лет (мужчины).
При этом рост показателя обусловлен заболеваниями, прямо или косвенно связанными с неудовлетворительными условиями труда. В структуре заболеваемости с временной утратой трудоспособности, в 2007 г. по-прежнему, преобладали болезни органов дыхания - 34,0 (2006 г. - 30,8), болезни костно-мышечной и соединительной ткани -16,3 (2006 г. - 16,8), травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних причин - 12,4 (2006 г. -12,5).
В условиях сложной демографической ситуации Правительство РМЭ принимает определенные меры. Принята программа "Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007-2012 годы" (предполагаемый объем финансирования -1 млрд. 700 млн. рублей). Проблема демографии в Марий Эл, как и в России, - одна из ключевых. В республике в связи с этим принят ряд законодательных актов и республиканских целевых программ, направленных на улучшение демографической ситуации. Общий объем финансирования данных программ за счет средств республиканского бюджета на момент их принятия составлял свыше 4 млрд. рублей. Организатором и координатором разработки республиканской целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007 - 2012 годы" явилось Министерство социальной защиты населения и труда республики. Новая программа содержит комплекс мероприятий по многим направлениям, среди которых укрепление здоровья населения, сокращение смертности, профилактические меры борьбы с социальными болезнями; стимулирование рождаемости и социально-экономическая поддержка семьи, материнства и детства; создание экономических условий для улучшения демографической ситуации; создание благополучной экологической обстановки проживания населения; регулирование миграционных процессов; пропаганда духовно-нравственных и семейных ценностей.
Работающие женщины (174, 4 тыс. человек, что составляет 51 % от общей численности занятых в экономике людей; сравни: в 2000 г., число женщин, имевших доходное занятие, было 163,9 тыс. человек или 48,6%) традиционно сконцентрированы в ряде отраслей. В 2000 г. к числу "наиболее женских" относились связь (62,5% работающих), торговля и общественное питание (68,2%), культура и искусство (72,5%), финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение (74,6%), образование (80,1%), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (84,2%). В 2000 г. менее половины работающих составляла доля женщин в сельском хозяйстве - 43,4%, промышленности 45,0%. В условиях кризиса значительно изменилась доля женщин по отраслям: наибольший процент (86 %) женщины представляют в гостиничном и ресторанном бизнесе; 83, 6% - здравоохранение и предоставление социальных услуг; 81, 1 % - в образовании (в советское время процент женщин в образовании составлял 55 %); 72, 9 % в финансовой деятельности; 67,6 % оптовой и розничной торговле и др. По абсолютным цифрам более всего женщин РМЭ трудится в обрабатывающей промышленности - более 34 тысяч; оптовой и розничной торговле (более 30 тысяч), 28 тысяч в образовании; более 18 тысяч в здравоохранении.
Профессиональная дифференциация между мужчинами и женщинами оказывает значительное влияние на разницу в уровне заработной платы. В среднем по республике в 2001 г. заработная плата женщин составляла лишь 72,4% к заработной плате мужчин. К тому же уровень оплаты труда в отраслях, где сконцентрированы женщины, ниже среднереспубликанского уровня.
В условиях кризиса растет число безработных по РМЭ. Если в предыдущие годы процент зарегистрированных безработных составлял от 2 до 0, 83 % , а общая безработица была около 5 %, то в настоящее время численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости Республики Марий Эл, на 17 июня 2009 г. составляла 7154 человека: из них 4320 женщины, т.е. 60,4 процента. Этот показатель женской безработицы намного выше общероссийского.
Кроме экономических последствий кризис несет и ряд негативных социальных потрясений, которые напрямую могут коснуться женской части населения. Для РМЭ это традиционно проблемы, касающиеся трафика женщин (дела республиканских турфирм Пилигрим и Пума, торговавших женщинами за рубежом, имевшие международный резонанс). В республике за последний год наблюдался рост женской преступности.
Растет число фактов бытового насилия над женщинами в семье. Этот показатель постоянно отслеживается и фиксируется Кризисным центром помощи женщинам г. Йошкар-Олы. В 2008 г. Республике Марий Эл прошел "круглый стол" по теме "Роль государства, в том числе органов внутренних дел, социальной защиты, прокуратуры в защите женщин, пострадавших от семейного насилия" "Круглый стол" был организован Региональной общественной организацией "Человек и Закон" на базе Кризисного центра помощи женщинам.
Итогом "круглого стола" стал ряд достигнутых договоренностей между Министерством внутренних дел по Республике Марий Эл и Кризисным центром помощи женщинам. В ближайшее время планируется создать Координирующий центр, где будет систематизироваться информация, поступающая от всех министерств и ведомств по данной проблеме, будут проведены обучающие информационные - практические мероприятия с сотрудниками МВД, соцработниками, психологами кризисных центров, направленные на сокращение случаев женского насилия и повышение доверия к органам государственной власти республики.
Статья 6 Конвенции ООН гласит, что "государства-участники принимают все соответствующие меры, включая законодательные, для пресечения всех видов торговли женщинами и эксплуатации проституции женщин". Размах проституции в России, и в Республике Марий Эл в частности, превзошел уже все возможные пределы. В республиканских официально зарегистрированных рекламных газетах, бесплатно попадающих в почтовые ящики жителей Марий Эл, открыто публикуется реклама заведений, которые занимаются торговлей женщинами.
Несмотря на то, что Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, во многом была построена на опыте СССР, а в ее разработке активное участие принимали представительницы советского женского движения, сегодня приходится согласиться с тем, что в данной сфере за 30 лет мы больше потеряли, чем приобрели. Политические партии России превратились в мужские клубы, в Федеральном собрании и в парламентах регионов женщины становятся большой редкостью. Видимо, советский опыт квотирования был утрачен в ущерб женщинам, которые в период перестройки были устранены от передела собственности, а значит и не смогли в дальнейшем активно и реально участвовать в законотворчестве новой России.
Галина Рокина
Доктор исторических наук, профессор,
заведующая лабораторией гендерных исследований
Марийского госуниверситета,
член Координационного совета Движения женщин России
21.08.2009
www.spravedlivo-online.ru