Постановка вопроса, вынесенного в название данной статьи, требует обоснования. В качестве его мы предлагаем осмысление следующих фактов:
1. В настоящее время в России в деятельности женских, молодёжных, религиозных и других добровольных объединений и групп участвуют от 1 до 3 процентов населения (1). Следовательно, реальных организационных рычагов перманентного воздействия на власть народ не имеет. Не было ещё ни одного примера, когда бы 22%, склонных на словах поддержать митинги, демонстрации протеста (2), фактически вышли на улицы. Более того, разовый протест - это лишь "выпуск пара", способный затормозить на время тенденцию ограничения прав большинства населения на должное удовлетворение его витальных и социальных потребностей.
2. Организационной структурой легально существующей и объединяющей значительную часть наёмных работников являются профсоюзы. Соглашательской позиции ФНПР посвящено немало упрёков и они вполне справедливы, но это единственная массовая всероссийская организация, легально работающая в трудовых коллективах. Наиболее эффективна деятельность альтернативных профсоюзных организаций, но они малочисленны и локальны.
3. Самыми острыми проблемами российского общества респонденты называют бедность, рост цен (86%), обнищание большинства населения (52%), резкое расслоение на богатых и бедных, несправедливое распределение доходов (34%) (3).
Все эти проблемы напрямую связаны с отношениями "работодатель - наёмный работник" и, следовательно, входят в компетенцию профсоюзов, поскольку рычаги воздействия на работодателей в современной России минимальны.
4. Двадцатилетие "опускания" потребностей народа до уровня физиологического выживания привело к формированию в России на базе новых социальных групп субэтносов. У них свой язык, похожий на русский, но с другим смысловым наполнением. Другая система ценностей: к заповедям "уважай старших, не убей, не укради, не прелюбодействуй", они относятся ситуативно, в зависимости от выгодности их соблюдения и угрозы наказания. Новые этносы мы видим в качестве "героев нашего времени" в СМИ: фильмы, реклама, шоу...
Сложившийся вектор развития ситуации имеет геополитические последствия, ставя вопрос о сохранении России как суверенной страны. Изменить его может только массовая российская организация, имеющая право работы в трудовых коллективах на законных основаниях, обеспечивающая функционирование реального, а не декларируемого социального государства.
Таким образом, вопрос о профсоюзах отнюдь не частный и не праздный. Кризис 2009 г. актуализировал его, поскольку участились случаи расправы с профсоюзными лидерами. Об этом ниже пойдёт речь, а сначала проанализируем результаты исследований различных социологических центров. Напомним, что по данной проблематике их крайне мало, что свиде-тельствует о том, что профсоюзы не являются значимыми акторами социальной трансформации, несмотря на отдельные весьма яркие вспышки забастовочного движения, нередко возглавляемые альтернативными профсоюзами.
Профсоюзы в истории рабочего движения появились в связи с потребностью защиты прав трудящихся. И хотя сегодня такая потребность тоже есть, доверие к профсоюзам не велико. По Всероссийской выборке Левада-Центра на вопрос "В какой мере заслуживают доверия профсоюзы? были даны следующие ответы: вполне заслуживают - 12%, не вполне- 25%, нет - 30%, затруднились с ответом - 33%. Причём, чем выше образование и возраст - тем больше, хотя и незначительно, доля отрицательных оценок (4).
Объяснение этому факту можно найти в исследовании "Роль и место профсоюзов в Нижегородской области" (5).
Из работающих респондентов считают, что права рядовых работников защищены в достаточной степени - 2%, недостаточно защищены - 34%, вообще не защищены - 50%. Заинтересованы в создании профсоюзов, которые бы реально защищали интересы трудящихся - 81%. При наличии профсоюза-защитника в него бы вступили 66% респондентов, 16% отказались бы. Лишь 6% дали деятельности профсоюзов положительную оценку.
В настоящее время из работающих лишь 22% состоят в профсоюзной организации: 52% из них в ФНПР, 23% в другом профсоюзе, а 25% затруднились с ответом. Наличие профсоюзной организации не означает, что работники являются его членами. Доля организаций, в которых есть профсоюз, выше доли членов профсоюза: 31% против 22%. 54% респондентов заявили, что профсоюзных организаций у них нет, а 15% не интересовались этим вопросом. Причина безразличия в том, что лишь 19% работающих считают профсоюз защитником прав трудящихся. В этом плане результаты регионального опроса корреспондируют с всероссийским исследованием, согласно которому о профсоюзах знают 35%, а считают их полезными - 21% (6).
Распределение ответов нижегородцев доказывает гражданскую пассивность работников. Они готовы поддержать профсоюзы, отстаивающие их права, но лишь членством в организации. Превратить свой профсоюз в активного субъекта отношений "работник - работодатель", как свидетельствуют последние двадцать лет, они не способны. Социальная наивность, многократные подтверждения которой мы имеем повсеместно особенно в период выборов, проявилась и в ответах, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Степень заинтересованности различных субъектов российского
общества в защите интересов рядовых работников (% от работающих)
Большинство опрошенных правильно оценивают позицию работодателей и рядовых работников. В оценке же властных структур мнения разделились на равные доли. Действительно, если правительство России и региональная власть заинтересованы в наличии профсоюзов, то почему согласно российскому законодательству о профсоюзах их права ограничены по сравнению с советским временем? К сожалению, мы не знаем ответа на этот вопрос трети, давших положительную оценку позиции власти. Но, исходя из общего контекста ответов, можем предположить, что вряд ли они имели в виду тот факт, что профсоюзы действительно нужны правительству как инструмент управления трудовыми коллективами в тех рамках, которые позволяют микшировать социальную напряжённость в коллективах. И, во-вторых, для обеспечения имиджа социального го-сударства на международной арене.
Что касается оценки политических партий, то ни одна из них, по большому счёту, не рассматривается респондентами как вероятный партнёр профсоюзов в защите прав трудящихся. Косвенно это свидетельствует и о том, что сами партии в глазах опрошенных не являются представителями их интересов. Противоположную оценку сотрудничеству дают лишь те, кто сам является организатором протестных движений.
Так, на 1 Всероссийском съезде представителей трудовых коллективов, организованном КПРФ, из 327 делегатов 37 входили в руководящие органы альтернативных профсоюзов. В их выступлениях подчёркивалась необходимость совместных действий как условие достижения целей. ФНПР же была охарактеризована как захваченная нынешним режимом организация, присягнувшая олигархам на верность и отстаивающая их интересы (7).
Мнение о том, что профсоюзы должны скорее обеспечивать досуг работников, чем регулировать трудовые отношения, сложилось в советское время. Причина этого в том, что большинство видело лишь одну из сторон профсоюзной работы - организация "внетрудовой" жизни коллектива. Трудовые же отношения регулировались законодательством, проекты которого разрабатывались с участием руководителей профсоюзов. Это обеспечивало обязательность соблюдения коллективного договора. И хотя эта сторона деятельности была основой всей остальной профсоюзной работы, о ней мало кто из работников задумывался, а потому и не вспомнил (табл. 2).
Респонденты, которым до 45 лет, знают о бесплатных и льготных путёвках в санатории, дома отдыха, защите прав рядовых работников, распределении бесплатного жилья, праздничных колоннах на демонстрациях, распределении продовольственных наборов лишь по воспоминаниям старших поколений, которые практически все были членами профсоюза. Поэтому распределение ответов свидетельствует не только о ностальгии пожилых, но и о степени значимости тех или иных функций профсоюзов для молодежи.
Таблица 2
Какие воспоминания вызывает у вас слово "профсоюз"?
(% от всех опрошенных)
Фраза "Профсоюзы - школа коммунизма" вошла в память как часто повторяемый в советское время штамп, в содержание которого общественное мнение не вникало. Фактически же в ней отражена проблема самоуправления трудового коллектива и каждый член профсоюза, хотя и в разной степени, был участником этого самоуправления поскольку отношения с работодателем регламентировались коллективным договором. Показательно в этом отношении признание А.Этманова - профсоюзного лидера завода "Форд" во Всеволожске после поездки на международную профсоюзную конференцию в Бразилию: "Уезжая, я был твёрдо уверен, что профсоюз - это новогодние подарки для сотрудников и коллективная пьянка раз в год. После поездки понял: профсоюз ничего не дарит - профсоюз завоёвывает(8)".
Итак, если нарушаются права, если есть потребность в их защите, если есть ностальгическая память о том, что всё это было в недавнем прошлом, то почему нет массовой активизации профсоюзного движения? Тем более что есть реально работающие общества обманутых вкладчиков, защиты прав потребителей, правозащитные, экологические, ветеранские организации и т.п. На наш взгляд, причина не только в том, что ряд из них финансируется из-за рубежа, что вкладчиками являются не самые бедные люди, которые могут оплачивать адвокатские и иные расходы, что некоторые организации защищены законом и важны для власти как электорат. Главное - участие в них не лишает человека средств существования, так как по большому счёту безразлично для работодателя.
Иное - отстаивание своих прав в трудовом коллективе в условиях безработицы, при постоянном прессинге не только сверху", но и со стороны тех, чьи права одновременно со своими активист защищает. По материалам международного исследования в сравнительно благополучных 2005 и 2007 годах в Россия и Болгария лидировали по уровню страха перед безработицей среди стран Восточной Европы (9)
Адаптивное поведение, как стратегия выживания сформировалось в 90-х годов. Для него характерно "не достижение лучшего, примеривание к более высокому и отдалённому в пространстве и времени, а страх потерять то, что есть, и редукция к боле низкому, простому: "Лишь бы не было хуже". Это не только принуждает смиряться с тем, что имеешь, постоянно сдерживать собственную деятельность, но и тормозит, парализует активность близких (детей и родных то и дело одёргивают: "Не высовывайся", "Тебе что, больше всех надо?") ... Наконец, адаптивное поведение означает готовность даже сокращать - до определённой степени - собственные нужды, снижать требования к себе и другим, чтобы не потерять разом всё. Можно назвать совокупность таких черт социального характера синдромом узилища" (10)
Добавим к этому, что современной России присущ и стокгольмским синдром, свидетельством чего является высокий рейтинг первых лиц государства несмотря на нищенское существование практически трети населения. Для доказательства приведу несколько цитат из выступлений рабочих на упомянутом выше Всероссийском съезде:
"У нас нет сейчас рабочего класса, рабочие ещё, правда, есть, но класса-то рабочего уже нет. Как так нет? А вот так. Мы в прошлом году написали письмо Путину. Описали всё тяжёлое положение на заводе, как нас сокращают (за год уволено 1200 чел. - Г.С.Ш.), как нам мало платят, то - сё. Единственная просьба к нему была, обеспечить наш завод государственным заказом. Всё. И начали мы, члены профсоюза "Защита", ходить и собирать подписи. Так вы знаете, люди-то не подписываются, говорят: ой, я боюсь, а меня сократят, а меня уволят. ... У нас на Коломзаводе мы проводили и не единожды около проходных и пикеты и митинги. И что бы вы думали? А люди мимо проходят и не останавливаются. Проводим демонстрации, проводим прочие мероприятия, а люди проходят равнодушно мимо. И вы знаете, это больше всего возмущает и обижает". (Яшнов Ю.Л., Коломна) Добавим: на заводе "Защите" удалось выиграть все судебные процессы по защите членов своего профсоюза.
"Я хотел бы ... описать психологический портрет нашего рабочего. Если мы этого не поймем сейчас, тогда мы не сможем работать. ... Рабочий класс ... деморализован. Большинство автозаводчан набрали кредиты на машины, на обучение и всё прочее. Сейчас для них каждый толчок - это боязнь пошатнуться. И когда КПРФ и профсоюз организовывали митинги в поддержку АВТОВАЗа, люди приезжали даже из других городов. А наши родные вазовцы рванули на дачи, благо погода была хорошая". (Филатов С.Н., Тольятти)
"Сегодняшний рабочий не думает. Коллега правильно сказал: 10-рублёвый шкалик водки, который ему продают на выходе с завода, заменяет ему всё, абсолютно всё. И если партия заставит рабочего думать, рабочий задумается, как политически он может отстаивать свои интересы". (Этманов А.В., Всеволожск)
"Рабочий боится за себя, за свою семью. Мы должны восстать духом, мы должны пойти сами, за собой повести рабочих". (Шумик И.Н., Краснодарский край)(11)
К сказанному выше, добавим несколько выводов. Альтруизм немногочисленных активистов-защитников прав трудящихся не та социаль-ная сила, которая может переломить ситуацию на продолжительное время даже на одном отдельном предприятии. Исключение - результативные выступления начиная с 2005 г. рабочих Всеволожска, имеющих харизматического профсоюзного лидера - лишь подтверждает правило. Но даже там идёт деградация рабочего класса, которому шкалик заменяет "абсолютно всё". Вероятно, в этом причина идеализации Этмановым А.В. роли КПРФ, как силы, способной заставить "рабочего думать".
Подвижничество тех, кто готов "восстать духом", "за собой повести рабочих" имеет яркие примеры в период "хождения в народ" в 19 веке: деревня была не против, чтобы вылечили больного, но после этого сдавала врача полиции. Итогом стало разочарование народников в своей тактике к 80-м годам. Каков же удельный вес "жертвенников" в современном российском обществе, с одной стороны испытывающих чувства "возмущения и обиды" от равнодушия коллег, а с другой - преследуемых со стороны работодателей.
Приведём выдержки ещё из одного выступления рабочего: "У нас был коллектив 1200 человек, был у нас руководитель, который постоянно обзывал нас русскими свиньями, быдлами, мразями, сбродом, это эффективный менеджер этой власти. За два года работы двое - рабочий и инженерно-технический служащий повесились из-за него, прямо написали в записке: в смерти виноват тот-то. Несколько молодых мужиков довёл до инфаркта, женщины - начальники отделов, не подписывали его воровские бумажки, он на них натравливал бандитов. Я был председателем стачкома, 8 месяцев не было зарплаты. На меня постоянно натравливали бандитов. Я был кандидатом в городскую и областную Думу, были угрозы семье, даже хотели автомобилем задавить два раза, выводили из строя автомобиль и один раз был таран, меня таранили прямо на дороге, с участием милиции". (Булычев М.А., Саратов) (12)
Как надолго хватит жертвенности у тех, кто сегодня с риском для себя, своей семьи отстаивает права трудовых коллективов? Вопрос далеко не праздный. Трудовой кодекс 2001 г. лишил профсоюзы главного рычага воздействия на руководство предприятия при решении вопроса об увольнении: если раньше работодатель должен был согласовывать с ними свои решения, то теперь он только учитывает мнение "профсоюза большинства". Особенно резко были ограничены права дееспособных альтернативных профсоюзов. Вопрос об изменении Трудового кодекса в пользу наёмных работников практически не обсуждается даже в левых СМИ, очевидно как бесперспективный.
Нередко мнение о силе профсоюзного движения складывается на основе количества протестных движений. Так, эксперты, которыми стали участники Социального конгресса 2005 г., утверждали, что сильными являются профсоюзы бюджетной сферы, и прежде всего образования (13)
На наш взгляд, основным показателем силы отраслевого профсоюза является не решение частных вопросов типа своевременной выплаты заработной платы, а направленность общероссийского законодательства. По этому критерию профсоюз работников образования ежегодно сдаёт позиции. Разделение бюджетных организаций на бюджетные и казённые, планируемое с 1 января 2011 г., ещё в большей степени снизит роль профсоюзов.
На подавление социальной активности в защиту интересов большинства направлено не только законодательство РФ, хотя терпимость и покорность не соответствуют принципам гражданского общества - мифологеме в условиях современной России - борьбе за свои права. Четверть века патриотическое движение России муссирует проблему о национальной русской идее. Представители направления, именующего себя патриотическим, ссылаются на тысячелетнюю историю России: община, соборность, коллективизм всегда спасали страну в трудной ситуации. Эти качества не утрачены, а лишь приглушены, стоит только возродить их и России откроется путь к сверхдержавности поскольку у нас "самый талантливый, образованный народ и богатейшие природные ресурсы". Возрождение должно основываться на духовности, а её носителем традиционно является православие. Наблюдая эти перепевы из одних и тех же источников, написанных о других исторических временах, всё чаще приходишь к выводу, что присутствуешь в виртуальном этнографическом музее. В нём призывать к соблюдению принципов научного анализа бесполезно, здесь используется только "парадигма аналогии", границы применения которой в научном познании весьма ограничены.
Миф о первичности религиозной духовности активно использует главный идеолог современной России - Русская православная церковь. Эта позиция стала идеологическим обоснованием клерикализации государства, формы проявления которой многочисленны: от освящения космических ракет до преподавания православной культуры в школах. При этом вне границ внимания остаётся то, что православие воспитывает те черты характера, которые в условиях современной России обеспечивают стагнацию социально-политической ситуации, а в перспективе её ухудшение. Делается это очень умело: подтекст иных наставлений скрыт за, казалось бы, бесспорными пожеланиями. Приведём конкретный пример.
В связи с общей ориентацией на "хуление" советской власти, прославляя жён-мироносиц 18 апреля 2010 г. по радио "Образ" (Н. Новгород) один из священников заявил, что праздник 8 марта был введён в противовес православному - неделе поминовения жён мироносиц, другой призывал женщин быть терпимыми и покорными. Напомним, что контекст праздника 8 марта - борьба женщин за свои права, а не терпимость и покорность. Кроме того, в условиях, когда масштабы аномии и физического саморазрушения (пьянство, наркомания, венерические болезни, самоубийства, безответственное отношение к семье и т.д.) среди мужского населения России гораздо больше, прославлять социальную, гражданскую пассивность женщин означает пролагать путь к вырождению страны. Женщина не имеет возможности и права как мать, личность ограничиваться сегодня ролью хранительницы очага. Отрицание необходимости активной социальной позиции в современных условиях ведёт к утрате и тех незначительных социальных прав, которые остались от СССР. Мы солидарны с мнением, что сегодня "быть православным означает для большинства россиян жить в России, покорно, равнодушно или цинично принимая всё, что в ней и с ней происходит (14)".
Не церковь сформировала такое отношение к жизни (о чём речь шла выше), но она способствует его воспроизводству, поскольку проповедь ложится на мироощущение значительной части населения.
Характерный пример. На вопрос: "Как надо относится к проблемам / конфликтам, с которыми сталкиваются люди в современной России?" 50% ответили: надо "проявлять терпение и стойкость, приспосабливаться к обстоятельствам и ждать пока положение не улучшится". 21% за то, чтобы "воспользоваться выборами для смены властей, выбрать на них тех лидеров, которые смогут лучше руководить страной". 19% выбрали ответ: "Устраивать акции протеста, уличные демонстрации, чтобы заставить власти обратить внимание на нужды и проблемы простых россиян (15)".
Итак, есть ли у профсоюзов будущее? Мнения на этот счёт разные. Например, О.А.Димони (16) считает, что, поскольку в прошлом профсоюзы создавались "сверху" (в Российской империи С. Зубатовым, начальником Московского охранного отделения (тайной политической полиции), в СССР - КПСС), то сегодня надо идти тем же путём, а именно через "принудительное создание социального молодежного лифта и образовательных программ. Наиболее общественно активных и талантливых молодых людей из профсоюзной среды нужно обучать вне профсоюзных структур: организовывать международные стажировки, наращивать их лидерский и управленческий потенциал. Это должно стать задачей специального государственного проекта. В дальнейшем необходимо содействовать продвижению этих людей, созданию ими современных профсоюзов". Если это не будет сделано вне профсоюзов, т.е. продвижение этих людей в России, - не будет новых профсоюзов. Прежние профсоюзные обучающие структуры нужно просто ликвидировать, поскольку в них происходит воспроизводство старого образа".
Действительно, устоявшиеся социальные институты зачастую воспроизводят сами себя. Но пример Российской империи не работает, поскольку в ХХI веке существуют иные более эффективные механизмы управления общественным мнением и поведением людей. Пример Запада не работает поскольку там у власти стоят национально ориентированные правительства. Наше же имеет одну цель - через приватизацию всего и вся не столько отечественным, сколько зарубежным капиталом обеспечить сохранение своего статуса-кво. Поэтому наивно ожидать "специального государственного проекта" по созданию массовой организации, оппонирующей работодателям и государству. Не для того в течение двух десятков лет урезались права профсоюзов и прежде всего альтернативных.
Что касается предложения разрушить через "тотальную пропаганду в СМИ" мифы и заблуждения о профсоюзах с целью подорвать "основы существующей профсоюзной номенклатуры, которая является основным получателем прибыли от этих мифов", то мифов, по сути, нет. Наёмные работники знают цену профсоюзам, именно поэтому число их членов неуклонно сокращается. Опасность в другом - огульная критика разрушит и альтернативные профсоюзы, поскольку в её "мутной воде" их уничтожат в первую очередь. Опыт последних лет тому порукой.
Всё это настолько очевидно, что возникает вопрос: не в последнем ли предложении О.А.Димони кроется социальный заказ: "Должна быть доведена до конца работа по ликвидации экономической базы архаичных профсоюзов. Госструктуры должны перестать в той или иной форме поддерживать их распределительную функцию.
Необходимо снять фактически существующий политический запрет на захват экономически неэффективной профсоюзной собственности со стороны бизнеса, поскольку этот ресурс является источником коррупции и основным смыслом существования бюрократической профсоюзной верхушки. Пусть рабочие сами добиваются через профсоюзы благ для себя, а профсоюзы нужно оценивать именно с этой точки зрения".
Во-первых, настораживает фраза: "снять политический запрет на захват экономически неэффективной профсоюзной собственности со стороны бизнеса". Под лозунгом борьбы с "неэффективным собственником" приватизирована вся государственная собственность. Очень быстро оказалось, что государство было более эффективным и сейчас обсуждается проект закона о формах изъятия собственности у новых "неэффективных собственников". Во-вторых, у профсоюзов остались Дома культуры в центре города, это действительно лакомые кусочки. Но в них до сих пор работают студии, театры, кружки для взрослых и детей (и бесплатные, и на основе аренды), проводятся праздники и т.д. Это важные элементы культурной и социальной инфраструктуры городов. "Эффективный бизнес" этим заниматься не будет.
У автора этой статьи иная точка зрения о будущем профсоюзов. Оно есть у тех, которые объединяют представителей настолько высококвалифицированного труда, что: а) - им очень трудно найти замену без ущерба для бизнеса, б) - там сосредоточены люди с лидерскими качествами и повышенным чувством собственного достоинства. Например, в гражданской авиации.
Однако альтернативные профсоюзы, возникающие вокруг ярких лидеров, конкуренции ФНПР не составят и отношений "работодатель - наёмный работник" в российском масштабе не изменят. У активного перманентного массового протестного движения в настоящее время нет социальной базы: стойкое ощущение собственной уязвимости, незащищённости законом сопровождает от двух третей до трёх четвертей россиян (17)
Нет и достаточного количества лидеров: в условиях нравственной аномии социально активные люди предпочитают решать свои личные проблемы, тем более что пока не все каналы вертикальной мобильности перекрыты, особенно в сфере криминала. Патриотизм пока ещё сохраняется в риторике, но отсутствует на практике в масштабах необходимых для преодоления социальной аномии.
Есть будущее и у ФНПР в том самом качестве, которое они имеют, потому что именно такие нужны власти. Они будут объединять работников массовых профессий, которые, несмотря на многочисленность, будут и дальше сдавать свои позиции, поскольку могут быть с лёгкостью заменены безработными.
Есть ли будущее у России? Массового социального субъекта для вывода России из состояния аномии нет. В России продолжится процесс формирования нового этноса, характеризующегося низким уровнем здоровья, образования и культуры, социально пассивного, индивидуализированного, криминогенного. Со временем, в лучшем случае, такой народ станет этнографическим материалом для создания новых этносов через ассимиляцию прежде всего с народами Востока.
_________________________________________________________________________________
1. Дубин Б. Институты, сети, ритуалы // Pro et Contra. 2008. N 2 - 3. С. 26.
2. Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2008. N 3. С. 80.
3. Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2008. N 2. С. 78 - 79.
4. Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2008. N 3. С.86.
5. Исследование Фонда "Открытая социология" "Роль и место профсоюзов в Нижегородской области" Ответственный исполнитель - с.н.с. А.В. Прудник. Летом 2008 г. опрошено 1200 человек в возрасте от 18 лет, проживающих в Нижнем, городах и селах области.
6. Дубин Б. Институты, сети, ритуалы // Pro et Contra. 2008. N 2 - 3. С. 25.
7. Спасение России - в единстве действий трудового народа. - М.: АНО "Редакция газеты "Правда", 2010. С. 28, 18.
8. Грин С., Робертсон Г. Новое рабочее движение в России// Pro et Contra. 2008. N 2 - 3. С.56.
9. Примако Л. Конференции // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2009. N 3. С.108.
10. Дубин Б. Институты, сети, ритуалы ... С.24 - 25.
11. Спасение России - в единстве действий трудового народа. ... С. 58 - 59, 61, 64, 65.
12. Спасение России - в единстве действий трудового народа. ... С. 49.
13. Климова С.Г. Профсоюзы в поисках влияния //Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2005. /Отв. ред. Л.М.Дробижева. - М.: Институт социологии РАН, 2006. С..239, 243, 244.
14. Зоркая Н. Православие в безрелигиозном обществе// Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2009. N 2. С. 84.
15. Бондаренко Н. Работодатели в условиях кризиса // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2009. N 3. С. 87.
16. http://dimoni.ru/anews?id=1027&print
17. Дубин Б. Институты, сети, ритуалы... С. 26.
www.viperson.ru