08 сентября 2008
3662

Гений пространства Давид Боровский

Скоро в Москве откроется музей знаменитого театрального художника Давида Боровского. Его не стало два года назад. Еще при жизни его называли человеком, которому удалось изменить представление о роли сценографа в современном театре. Музей Давида Боровского разместится в бывшей мастерской. Там будут собраны личные вещи, макеты и эскизы декораций, а также записные книжки художника. Рассказывают "Новости культуры".

"Сохранять зависимость, оставаясь при этом самим собой, - это и есть самое увлекательное в нашей профессии", - говорил Давид Боровский. Ему удавалось находить общий язык с режиссерами разных школ. С Давидом Боровским работали Ефремов и Любимов, Товстоногов и Эфрос, Левитин и Додин. Всегда художник становился их соавтором.

Слава пришла к Давиду Боровскому еще в 1960-е - 1970-е годы, когда он работал в Театре на Таганке с Юрием Любимовым. Образы, созданные художником для спектаклей "А зори здесь тихие", "Дом на набережной", "Шарашка", стали классическими. В "Гамлете" особенную роль сыграл занавес. Он становился то символом Земли, то преградой, то превращался в стихию, которая все сметала на своем пути.

Простые вещи у Боровского превращались в метафоры, становились нервом спектакля. По ходу пьесы предметы меняли свои функции. "Нам нужно конкретно во что-то упереться, потрогать, облокотиться, лечь, встать. И там мера невероятных условностей, которые всегда предлагает Боровский. Она настолько точнее конкретных предметов и ситуаций, что, работая в его оформлении, артисты верят в предлагаемые обстоятельства", - говорит народный артист России Леонид Ярмольник.

Пространственные решения Боровского были новаторскими. Художник изменил эстетику театра и существенно повлиял на развитие отечественной сценографии. Он оформил около ста пятидесяти спектаклей. Давида Боровского приглашали на самые знаменитые оперные и драматические сцены Европы. Теперь о сценографии художника можно судить лишь по оставшимся макетам и эскизам. Часть из них была уничтожена, когда у художника отобрали мастерскую, которая находилась рядом с Театром на Таганке. Оказалось, что произведения просто негде хранить. В новой мастерской Давид Боровский работал последние два с половиной года жизни. Теперь она станет и музеем, и лабораторией для изучения наследия художника.

Один из будущих экспонатов - чудом сохранившийся эскиз к "Иванову" в постановке Олега Ефремова. "Когда появлялся Иванов на голой сцене, на фоне старого особняка, который пожирается сухими ветками, все внимание было сосредоточено на актере. Это замечательное качество Боровского", - замечает театровед Алла Михайлова.

Художник считал, что сценография должна заниматься "приращением смыслов". Для Боровского главными были не декорации, а актеры. В его музее будут представлены театральные костюмы, которые он делал к спектаклям, а также записные книжки, которые еще предстоит исследовать. Пожалуй, он доверял свои замыслы только им. В жизни он был молчуном и скромным человеком, который предпочитал говорить лишь тогда, когда принимал окончательное решение. Предполагается, что экспозиция музея не будет чем-то застывшим. Она будет постоянно обновляться. "Я знаю, как папа относился к пространству. Я думаю, что здесь как раз из того количества, что есть, можно постоянно менять экспозицию", - считает Александр Боровский, сценограф, сын Давида Боровского, которого театроведы уже давно нарекли его гением пространства.


www.tvkultura.ru

08.09.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован