23 мая 2006
3148

Геннадий Кулик: Национальный проект ВТО заставляет поспешать

В числе четырех приоритетных национальных программ не случайно оказалась программа поддержки сельского хозяйства. Чего-чего, а уж проблем на селе не счесть.
В последние три года прослеживается четкая тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства, их отставания от темпов роста экономики. Если в 1999-2001 годах среднегодовой темп роста в сельском хозяйстве составлял 6,4 процента, то в 2002-2004 годах лишь 1,5 процента. При этом общий импорт продовольственных товаров и сельхозсырья по сравнению с 2000 годом увеличился в 1,6 раза. Импорт мяса и мясных продуктов на сегодняшний день достигает почти 40 процентов.
Селу не хватает всех видов техники, а действующий парк полностью выработал свои ресурсы. Снижается и плодородие земель. К этому внушительному перечню проблем добавляются еще и социальные. Уровень благоустроенности селян в 2-3 раза ниже, чем горожан.
Ситуация год от года все усугубляется, а в стране кроме приоритетного национального проекта больше нет ни одного документа, способного переломить опасную тенденцию. Необходим комплексный закон, определяющий политику государства в аграрной сфере на перспективу, меры государственной поддержки сельхозпроизводителя, защиту внутреннего рынка. Об этом говорили участники парламентских слушаний, посвященных законопроекту "О развитии сельского хозяйства".
Надо сказать, что данный документ, внесенный в Государственную Думу Правительством, был принят в первом чтении 21 апреля текущего года. Однако на том же пленарном заседании депутаты отметили в проекте закона массу уязвимых мест. Председатель палаты Борис Грызлов, согласившись с необходимостью основательной правки нормативного акта, добавил, что "законопроект "О развитии сельского хозяйства" - основа для выработки стратегии". Впрочем, оптимизм руководитель палаты не излучал, поскольку заметил, что и после существенной доработки документ "не устранит автоматически все проблемы села и не обеспечит уже на следующий день процветание этой сферы".
Как бы то ни было, а законопроект необходимо принять в третьем чтении до конца весенней сессии, которая ориентировочно завершится 6 июля. Об этом на парламентских слушаниях заявил председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Геннадий Кулик . Столь сжатые сроки депутат обосновал возможностью вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Геннадий Кулик сообщил, что по прогнозам Министерства экономического развития и торговли при открытии наших рынков в результате вступления в ВТО наиболее пострадавшими отраслями станут сельское хозяйство, текстильная промышленность и сельскохозяйственное машиностроение. Поэтому, по словам парламентария, необходим базовый закон, который зафиксирует государственную политику в этих отраслях, "причем максимально конкретно, по позициям, наиболее приближенным к принципам ВТО".
Однако принятый законопроект "О развитии сельского хозяйства", по мнению большинства участников слушаний, наоборот, не содержит никакой конкретики. Да и глава аграрного комитета уверен, что обсуждаемый документ пока носит рамочный характер. Поэтому Геннадий Кулик предложил вписать в документ "параметры, а в отдельных случаях суммы, которые пойдут на развитие сельского хозяйства".
- Основной принцип государственной поддержки сельского хозяйства - это принцип софинансирования, который строится на кредитной системе, - подчеркнул Геннадий Кулик . - Человек, который хочет развивать свое производство, может взять на доступных условиях кредит, но обязательно должен обеспечить его возвратность. К сожалению, в правительственном законопроекте не названы размеры средств, которые государство может выделить на компенсацию кредитных ставок.
По словам депутата , аграрный комитет будет настаивать на сохранении действующего порядка льготного кредитования сельского хозяйства и увеличении выделяемых средств на эти цели по сравнению с текущим годом.
- В России действует система страхования посевов сельскохозяйственных культур, - напомнил собравшимся Геннадий Кулик . - Это мировая практика, когда половину страховой ставки оплачивает за крестьянина государство. Цель - поддержать стабильность доходов, чтобы крестьянин не уходил с рынка, а как можно больше покупал удобрений, материалов и давал работу другим отраслям. У нас этот принцип работает, но выполняется плохо. В бюджете текущего года на эти цели предусмотрено 3 миллиарда рублей. В следующем году мы просим выделить 4-4,5 миллиарда рублей. А кредитованием сельского хозяйства будут заниматься все кредитные организации, которые пожелают. Условия для всех одинаковые.
За все просчеты в законопроекте пришлось держать ответ статс-секретарю - заместителю министра сельского хозяйства Игорю Руденя, который заявил, что главная цель, которую ставили авторы обсуждаемого документа, - повысить уровень госрегулирования сельского хозяйства и сделать политику госрегулирования максимально понятной, зафиксированной в среднесрочной программе. Согласно законопроекту все содержательные моменты должны быть изложены в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования агропродовольственных рынков.
Предлагается пятилетнее планирование ведения сельского хозяйства, а в программе должны быть детализированы суммы конкретных средств, направления их использования, обозначен механизм доведения этих денег до конкретного товаропроизводителя. Игорь Руденя также констатировал, что на сегодняшний день большинство успешных cельхозпроизводителей обладают повышенным административным ресурсом в отличие от менее удачливых коллег. "Именно поэтому основным инструментом госрегулирования должен стать базисный закон "О развитии сельского хозяйства", что особенно важно в условиях правового вакуума, возникшего с принятием 122-го закона. Это в свою очередь привело к практике самостоятельного регулирования АПК в каждом регионе и диспаритетам на региональных сельхозрынках. Сильные регионы с крепким бюджетом фактически минимизируют развитие АПК соседних дотационных субъектов Федерации, не способных поддерживать местных сельхозпроизводителей. По сути это проявление регионального сепаратизма, продуктовая экспансия в соседний регион. И без вмешательства государства эту проблему не решить", - отметил Игорь Руденя.
Однако большинство представителей местных законодательных собраний не убедили речи представителя Министерства сельского хозяйства. Геннадий Кулик и глава Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Геннадий Горбунов считают, что Государственная программа должна быть оформлена как закон. По мнению Геннадия Кулика , ко второму чтению "в законопроекте должна быть четко прописана до 2010 года система кредитования сельского хозяйства, включая личные подсобные хозяйства, кооперативы на кратко-, средне- и долгосрочную перспективы". А председатель Алтайского краевого Совета народных депутатов Александр Назарчук крайне резко заявил: "При доработке законопроекта ко второму чтению необходимо принимать документ только вместе с программой. Сам закон ничего не решает, на принятие бюджета он никак не влияет, в нем нет ни одной цифры. Закон абсолютно никакой. Нельзя его принимать, если он ничего не решает!"
Впрочем, Игорь Руденя заявил, что намерение вписать в законопроект программу кредитования сельхозпроизводителей - "это популизм". По его словам, такое предложение говорит о правовом нигилизме его инициаторов. "Да и закон менять гораздо сложнее, чем правительственный нормативный акт", - аргументировал свою точку зрения заместитель министра.
Диаметрально противоположные мнения так и не нашли точек соприкосновения. Судя по настроениям участников парламентских слушаний, уже можно предсказать, что процедура второго чтения законопроекта "О развитии сельского хозяйства" будет продолжительной и непростой.

Парламентская газета, Город: Москва
Дата: 23 Мая 2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован