Говоря об оценках современного состояния и перспектив российско-китайских отношений, нельзя не отметить абсолютное преобладание оптимистических оценок данных отношений китайской стороной. В российской же прессе и в научных изданиях наблюдается преобладание более сдержанных оценок, в том числе и крайне отрицательных.
В российской прессе регулярно появляются заметки, в которых авторы пытаются доказать, что тезис о стратегическом партнерстве с Китаем сомнителен и при этом пишут о "недовольстве" Китая в связи с неготовностью российской стороны идти навстречу некоторым экономическим пожеланиям КНР.
В декларации от 25 апреля 1996 года было впервые официально заявлено о равноправном доверительном партнерстве, направленном на стратегическое взаимодействие в XXI веке. Начиная с 1998-1999 годов появилась тенденция заменять слово взаимодействие (сецзо) словом партнерство (хобань). В настоящее время в китайской печати говорят о партнерских отношениях стратегического взаимодействия.
Отчасти партнерство вызвано ощущением слабости России и Китая в однополюсном мире, поэтому в российско-китайском сближении видят оплот борьбы за формирование многополярного миропорядка.
Хотя Россия не обладает монопольным правом на стратегическое партнерство с Китаем, так или иначе, сближение уже состоялось. Во время визита Владимира Путина в Китай в декабре 2002 года начал создаваться механизм взаимодействия с китайскими партнерами. К настоящему времени подписано более сотни межправительственных соглашений и более ста межведомственных. Создано 12 отраслевых межправительственных органов координации сотрудничества, более 10 постоянных рабочих групп и комиссий. На регулярной основе проводятся межмидовские консультации. Достигнута договоренность об открытии дополнительных консульств в Гуанчжоу и в Екатеринбурге.
Партнерство - результат, достигнутый под воздействием обоюдных и глубоких интересов сторон. При этом необходимо помнить, что Китай и Россия имеют свои собственные национальные интересы.
Отличительной особенностью новых отношений, по мнению китайской стороны, является стратегическое взаимодействие, которое противопоставляется союзу. Взаимодействие оптимальнее, чем союз. Союзные отношения приводят к созданию новых блоков, сфер влияния и т.п. Китайская позиция была изложена в выступлении бывшего председателя КНР Цзян Цзэминя в Москве в июле 2001 года. Он отметил, что центральная идея - развивать долговременное добрососедство, дружбу и взаимовыгодное сотрудничество между двумя странами на основе отказа от союзничества, конфронтации и направленности против третьих стран. Не может быть речи о создании военно-политического союза старого типа. Цзян Цзэминь назвал эти отношения "новой моделью XXI века".
Действительно у РФ и КНР существует возможность сохранять продуктивные партнерские отношения, не переводя их в военно-политический союз. Исчезает организованный характер противостоянию США. Отсюда открывается новый взгляд на треугольник Россия-Китай-США.
***
При анализе двусторонних отношений стран экономическое сотрудничество выделяется как одно из главных. В случае российско-китайских отношений данный фактор крайне важен, так как до настоящего времени он вызывает определенные опасения. В последние годы в печати неоднократно появлялись призывы резко активизировать торговлю РФ и КНР.
Еще Б.Ельцин высказывал пожелание довести к 2000 году товарооборот с КНР до 20 млрд долл. в год. Напомним, что в 2003 году он составил примерно 15 млрд дол. Некоторые авторы призывают приблизить уровень торговли к китайско-американскому уровню (т.е. увеличить в 10 раз). При этом, призывая довести экономические отношения между двумя странами до уровня, достигнутого в политических отношениях, никто не может сказать, о каком уровне идет речь.
По-видимому основные направления развития торгово-экономического сотрудничества двух стран можно свести к следующим:
Ситуацию в торговле можно изменить при условии развития крупномасштабного технологического сотрудничества, массового экспорта технологической продукции в Китай. Речь идет о научно-производственном сотрудничестве на базе совместных разработок базовых технологий, совместных разработок и проектирования, разделения рисков и результатов.
В последние годы получили развитие так называемые прямые научные связи. Это касается высоких технологий, которые не прошли стадию экспериментов. При этом возможно перетекание в Китай технологий, методы получения которых такие же, как на "челночном и сырьевых фронтах". Доработка российских технологий нередко требует на порядок меньше средств, чем покупка лицензий на Западе, к тому же китайская сторона дешево (как сырье) оценивает полуфабрикатные разработки.
Многие эксперты видят дальнейшего увеличения торгово-экономического сотрудничества в развитии стратегического партнерства транснациональных российских и транснациональных китайских компаний. Важным фактором здесь должно стать перетекание национальных капиталов, создание совместных предприятий и производств, как в РФ, так и Китае, а также в других государствах СНГ. В настоящее время товарооборот КНР со странами СНГ (без России) составляет всего около 2 млрд. дол.
В Китае 1413 российских предприятий с инвестициями 718,3 млн. дол. В РФ около 1000 китайских предприятий и компаний, из них в Приморском крае 573 с капиталом всего 13,3 млн. долл. Между РФ и КНР нет межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций. В то же время китайские компании широко практикуют лозунг: "Вам не нужно ехать в Китай. Мы можем обслужить вас на вашей территории".
В настоящее время имеются проекты создания в Москве крупно оптового китайского торгового центра торговли в районе аэропорта Шереметьево с железнодорожной веткой, гостиницей и таможенно-складской инфраструктурой, китайского медико-оздоровительного центра в Москве, а также бизнес - центра рядом с ВВЦ. Кроме того в Санкт-Петербурге будет построен так называемый китайский квартал ориентировочной стоимостью 1 млрд. долл.
***
Ситуация с приграничной торговлей остается сложной. Китай явно уделяет этой проблеме больше внимания, чем Россия. Развитию приграничной торговли мешает отсутствие договоренности о статусе национальных валют обеих стран, задействованных в приграничных расчетах, а также сложившаяся ситуация криминальной деятельности в торговле.
Вдоль границы с Китаем, протяженностью 3645 км в районах Благовещенск-Хэйхэ, Забайкальск-Маньчжоули, Гродеково-Суньфэньхэ оборудованы крупные центры приграничной торговли, образующие китайский "северный пояс открытости". В КНР действует Китайско-российская международная транспортная компания. Российские челноки оплачивают товары в долларах, рублях или юанях, товары за 4-30 дней доставляются в Россию. В Китае действуют специализированные компании по закупке, продаже, заготовке, упаковке товаров для российских челноков. Китайские бизнесмены, отправляя свои товары в Россию, с туристическим паспортом выезжают, встречают свои товары и реализуют их.
Необходимо признать, что при таком способе торговли допускаются крупные нарушения правил обеими сторонами. Китайские торговцы в массовом порядке уклоняются от уплаты налогов, занимаясь по сути дела контрабандой. Выручка от продажи контрабанды используется для закупки за наличные и вывоза из России леса, металлов и другого сырья или конвертируется в доллары и нелегально вывозятся в КНР.
Многие эксперты отмечают серьезные проблемы приграничной торговли, связанные с ее криминализацией. В целом приграничная торговля - зона повышенного риска.
В результате создалась ситуация, при которой никто не может определенно сказать, каков реальный товарооборот российско-китайской приграничной торговли. Доля приграничной торговли в общем товарообороте, по разным источникам, оценивается от 30 до 70 %.
В настоящее время в РФ готовится проект Закона о статусе приграничных территорий, по которому будет создана единая торгово-экономическая зона от Читы до Хабаровска.
***
В последние годы ожидаемый большой и динамичный спрос на энергоносители в Китае повлиял на стратегию российских нефтегазовых корпораций и вызвал к жизни разработки многочисленных двусторонних проектов. Заинтересованность Китая в российских трубопроводах очевидна.
К 2010 году Китай станет третьим после США и Японии импортером нефти в мире. Разрыв между добычей и внутренним спросом в 2010 году составит 90-100 млн. т., а в 2020 году, по прогнозам, достигнет 60% американского потребления. Спрос в Китае - один из факторов роста мировых цен на нефть.
Необходимо отметить, что в печати как РФ, так и КНР, нередко обостряются политические аспекты коммерческих проектов, что наносит известный вред всей совокупности российско-китайских отношений. Вплоть до марта 2003 года активно прорабатывался проект нефтепровода Ангарск - Дацин (КНР), инициированный компанией ЮКОС. 8 сентября 2001 года в присутствии российского премьера было заключено соглашение между компаниями ЮКОС и КННК о строительстве нефтепровода Ангарск - Дацин протяженностью 2247 км. Намечалось начать строительство нефтепровода в конце 2003 года и закончить в 2005 году.
В 2003 году появился и быстро вступил в прямую конкуренцию с нефтепроводом Ангарск-Дацин проект нового нефтепровода по маршруту Ангарск - Находка или Байкало-Тихоокеанский нефтепровод. Маршрут до Находки подразумевает прокладку нефтепровода протяженностью 3885 км по территории Иркутской области, республики Бурятия, Читинской, Амурской областей, Хабаровского и Приморского краев. Нефтепровод не замыкается на едином покупателе и позволит выйти непосредственно на мировой рынок, хотя до его осуществления еще далеко. Пока проект существует лишь на бумаге. ТЭО будет подготовлено к концу 2004 года, строительство может начаться в 2007 году, срок ввода в строй не ранее 2010 года. Не определено место строительства резервуарного парка, который должен обслуживать танкеры дедвейтом до 300 тыс. т. Возникли проблемы с экологической экспертизой. ТЭО проекта Ангарск - Находка должно была быть закончено к августу 2004 года.
Идея варианта Ангарск - Находка получила поддержку как в японских деловых кругах, так и в правительстве Японии. Япония не хотела бы, чтобы вся нефть шла в КНР, поэтому одним из условий предоставления японских кредитов является отказ от маршрута Ангарск - Дацин. В сентябре 2003 года в Пекине М.Касьянов и премьер Госсовета Вэнь Цзябао не подтвердили соглашение по нефтепроводу Ангарск - Дацин. Поскольку китайская компания КННК уже подписала соглашение о поставках с 2005 года 15-20 млн. т. нефти в год, то китайская сторона заявила, что ей все равно, каким образом ЮКОС будет поставлять обещанную нефть.
Часть нефти пойдет через Забайкальск в Дацин для компании КННК, часть для компании Синопек через Монголию (Наушки) в Пекин по цене 130-145 долл. за тонну. В настоящее время необходимы дополнительные затраты на электрификацию участка железной дороги Чита-Забайкальск. Возможно, что инвестиции будут сделаны и с китайской стороны, которая хотела бы отодвинуть перспективу поставок российской нефти в Японию. Естественно, что поставки нефти по железной дороге в Китай не снимают всей проблемы экспорта нефти на восток.
После сентября 2003 года проблема строительства нефтепроводов излишне обостряется. Поднят из забвения проект нефтепровода из Казахстана в СУАР, соглашение о котором было подписано еще в 1997 году.
Так или иначе, необходимо начинать строительство нефтепровода от Ангарска. Когда трубу протянут до Сковородино, Тынды или до Забайкальска, тогда окончательно решат, что явится первоочередным направлением, но окончательное решение откладывается до конца 2004 года. Остаются проблемы отсутствия инфраструктуры, недоразведанности нефтяных месторождений, их удаленности от трасс трубопроводов.
Неоднозначная ситуация складывается и с газовыми проектами с участием РФ. В декларации о визите Ху Цзиньтао в Россию в мае 2003 года и в совместном заявлении М.Касьянова и Вэнь Цзябао в сентябре 2003 года вновь заявлено о продолжении усилий по сотрудничеству в сооружении газопровода Запад-Восток. В сентябре 2003 года было заявлено о создании международного консорциума по сооружению газопровода Запад-Восток, где Газпрому будет принадлежать 15 % акций, причем возможно доля Газпрома будет представлена в виде запасов российского газа.
В самом Китае уже построен участок от Шанхая до г.Цзиньбянь длиной 1516 км (провинция Шэньси), а вот от основного месторождения газа Луньань в Таримской впадине до г.Цзиньбянь участок в 2484 км намечено построить в 2005 году.
По прогнозам, в 2010 году Китай будет потреблять 100 млрд куб.м. газа, а импорт составит 40 млрд куб.м. Большие надежды на поставку природного газа из РФ в КНР попрежнему связаны с Ковыктинским проектом, работа над которым началась еще в 1994 году. Экспортные поставки газа планируются не ранее 2008-2009 годов, а строительство газопровода не ранее 2005-2007 гг. Пока соглашение о строительстве газопровода не подписано. После появления проекта нефтепровода пишут о возможности включения Ковыктинского газопровода в единый энергопровод до Находки.
После того, как в ноябре 2003 года было одобрено международное ТЭО газопровода, появились новые подходы к осуществлению проекта. Предполагается на первом этапе осуществить газификацию Иркутской области в 2006 году, а на втором этапе построить газопровод в Китай в 2008 году. Впрочем газификация Иркутской области вряд ли может быстро осуществиться из-за неплатежеспособности внутреннего потребителя. Экспортная цена за 1 тыс.куб.м составляет 100 долл., а на внутреннем рынке 60 долл. за 1 тыс. куб.м. В печати упоминалось о том, что газ из Ковыкты может экспортироваться в Китай (в порт Далянь), а также по дну Желтого моря в Южную Корею. Кроме того, в случае постройки газопровода до Находки, СПГ может поставляться в Японию и Южную Корею.
Кроме проектов, связанных с газопроводом Запад-Восток и Ковыктой, с 1999 года разрабатывается ТЭО на строительство в Китай газопровода с группы месторождений в Якутии, из которых наиболее крупным является Чаяндинское месторождение.
В целом ситуация с участием РФ в газовых проектах на рынке КНР далеко не однозначная. Китай ведет переговоры о подключении к газопроводу Запад - Восток ветки из Туркмении. Ведется подготовка ТЭО газопровода стоимостью 9-10 млрд. дол. по маршруту Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай. В изучении проекта принимают участие китайская компания КННК и корпорация Экссон мобил. В 2004 году Китай заключил долгосрочный контракт на поставку природного газа из Ирана.
В решении нефтегазовых проблем сталкиваются интересы не только РФ и КНР, но и других крупнейших потенциальных импортеров нефти и газа Японии и США. Западная печать отмечает нерешительность российской стороны в ее стремлении "угодить" сразу двум странам (Японии и КНР) в решении проблем трубопроводов, а также связывает проблему с новым витком сотрудничества РФ и США по нефти. США, являясь потенциальным потребителем российской нефти, поддерживают идею маршрута нефтепровода до Находки, к тому же возможно пытаясь лишить КНР надежного источника получения нефти из РФ.
Негативную роль в российско-китайских отношениях играет неопределенная позиция властей России в отношении развития трубопроводной сети. Владельцы лицензий на месторождения не спешат вкладывать средства, не зная, когда и по какому направлению они смогут экспортировать нефть. Ведь "дипломатическое" решение о реализации "объединенного проекта " не содержит определения какое направление будет реализовано первым. Не случайно китайские компании объявили о том, что они не будут участвовать в финансировании трубопровода до Находки .
Наличие альтернативных проектов поставки нефти и газа из РФ в КНР позволяют китайской стороне проявлять крайнюю неуступчивость и сбивать цену. Проблема ценообразования на российские газ и нефть является наиболее трудной на переговорах. В данной ситуации крайне важно не допустить общего ухудшения состояния двусторонних российско-китайских отношений. Отношения с КНР не должны упираться в один вопрос об экспортной трубе, ведь участие РФ в энергетических проектах КНР - прежде всего коммерческая, а не политическая стратегия. В последние годы все проекты были фактически заморожены, сейчас крайне важно не позволить этим проектам "зависать", как это происходило в прошлом.
В интересах РФ и КНР строить экономические отношения не на сиюминутных выгодах. Конечно, для РФ более рациональным является строительство единого широтного энергетического коридора по линии Транссиба и БАМа к Японскому морю в тесной связи с масштабной стратегией развития Дальнего Востока, что потребует больших средств и времени. В долгосрочных интересах КНР идея синхронизации инфраструктурных решений также выгодна, тем более что она отвечает проектам создания в АТР сети нефте- и газопроводов в рамках так называемого энергетического сообщества. Обсуждается коллективная стратегия на основе месторождений Сибири и Дальнего Востока и привлечения иностранных инвестиций, создания центра экономической интеграции или энергетической ассоциации азиатских стран, тем более, что все восточно-азиатские страны АТР к 2010 году станут нетто-импортерами нефти .
России важно участвовать в интеграционных процессах в нефтегазовом секторе Восточной Азии. К сожалению, у России до сих пор нет единой стратегии развития ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Существуют отдельные:
- энергетическая стратегия России до 2020 года
- стратегия развития Сибири (июль 2001 года)
- стратегия Газпрома до 2020 года
- стратегия освоения углеводородов Восточной Сибири и Дальнего Востока компании Русиа Петролеум.
Все эти программы совершенно не согласованы между собой.
17 ноября, 2004
http://www.novopol.ru/