20 января 2004
6916

Георгий Бовт. Фетфа муфтия Кадырова президенту Путину

Президент Чечни пригласил в республику саудовские капиталы
На днях президент Чечни Ахмат Кадыров отчитался о 5-дневной поездке в Саудовскую Аравию, высказав также ряд инициатив относительно Чечни и России в целом. Теперь вопрос в том, как отнесутся к его "отчету" исламские боевики-радикалы, в частности, из Аль-Каиды, а также в том, поможет ли Кадырову восточное подобострастие по отношению к Путину выторговать более выгодные условия договора между Чечней и Москвой.

По словам Кадырова, в Эр-Рияде он достиг важных договоренностей. В частности, о прекращении финансирования саудовцами (вернее, многочисленными частными "благотворительными фондами") деятельности чеченских сепаратистов и соответственно о направлении этих денег на восстановление Чечни под руководством самого Кадырова. Возможно, уже скоро в королевстве будет открыто наблюдательное агентство Чечни, которое будет следить за "правильным" переводом денег. Кадырову был оказан прием на высоком уровне: его принял наследный принц Абдалла, фактически управляющий сегодня страной.

Означает ли это, что Эр-Рияд откажется теперь от мощнейшей религиозной (ваххабитской) составляющей своей внешней политики, в данном случае - применительно к Чечне? Однозначно нет. Скорее всего саудовские капиталы будут использовать "крышу" нынешних официальных властей Чечни, раз уж те претендуют на контроль по крайней мере над частью территории республики, в целях еще более глубокого проникновения в Чечню. В том числе для распространения на нее своего идейного влияния.

Попутно Эр-Рияду придется решать ряд непростых задач в отношениях с собственными религиозными фанатиками. Ведь не секрет, что режим короля Фахда испытывает сильнейшее (хотя и скрытое, ведь открытая политика в королевстве не в чести) давление со стороны последних. Эти радикалы, по утверждению многих западных источников связанные с Аль-Каидой и теми же частными "благотворительными фондами", которые финансируют и ее, и чеченских боевиков, не в восторге ни от личности самого Кадырова (его считают "ставленником Москвы"), ни вообще от внешнеполитического курса королевства, которое пытается идти на уступки США и как-то обуздать исламских экстремистов-террористов. Логика тут у Эр-Рияда простая: если официальные власти не справятся с террористами сами, то рано или поздно для выполнения этой же задачи могут явиться американские войска. Но в этом же смысле сам по себе факт высокого приема такого человека, как Кадыров, - это тоже проявление слабости режима, который тем самым пытается столь нарочито доказать миру, что он борется с "радикальным исламом". Разумеется, сторонники продолжения джихада против Запада внутри Саудовской Аравии в ответ обвиняют королевскую семью в "предательстве интересов ислама".

Между прочим, Эр-Рияд ни разу не сказал ни одного худого слова против чеченских сепаратистов, ни разу решительно не осудив ни одно из их террористических действий, в том числе с использованием шахидов (смертников). Осуждать можно тех, кто совершил, например, теракт в самом Эр-Рияде (8 ноября прошлого года, когда был взорван комплекс зданий, где живут западные специалисты), но только не "воинов ислама" в российской республике. Кадыров даже было призвал власти Саудовской Аравии издать специальную фетфу с осуждением "шахидизма" как противоречащего нормам ислама, однако это вряд ли вписывается в нынешние весьма умеренные попытки династии саудитов как-то смягчить бытующие в королевстве нормы шариата.

Что касается Кадырова, то, вернувшись из авторитарного королевства, он огорошил публику сенсацией, предложив продлить полномочия Путина пожизненно, ради чего изменить Конституцию. Руководитель Думы и конституционного большинства в ней ("Единая Россия" имеет 305 мест из 450) Борис Грызлов вчера даже вынужден был дезавуировать подобные мысли: мол, ничего такого делать не нужно.

Впрочем, секрет восточного подобострастия Кадырова, видимо, прост и даже меркантилен: сейчас идет подготовка договора о разграничении полномочий между Чечней и федеральным центром. Тезисы Кадырова были на днях повторены на пресс-конференции в Интерфаксе: "Чечня - это особый регион, и ему нужны особые полномочия"; Чечня должна "открывать свои представительства в странах дальнего зарубежья"; власти Чечни должны "управлять процессом добычи нефти". А еще он считает неправильным отделение церкви от государства. Видимо, опыт тоже почерпнут в теократическом королевстве саудитов. Может, все же саудовские радикалы-ваххабиты зря ополчились на муфтия Кадырова, считая его "ставленником Москвы". Потому как кажется, что с его далеко идущими планами относительно "суверенизации" Чечни, да еще с саудовскими капиталами, с Москвой в обозримом будущем у него могут появиться неприятные проблемы. И вовсе не в связи со спорами о надобности или ненадобности пожизненно править Путину.

20.01.2004
Известия.RU
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован