Полпред президента в ЦФО Георгий Полтавченко по поручению президента России посетил Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО). По итогам своего визита господин Полтавченко должен подготовить президенту доклад о том, как развивается воронежский авиазавод. Полпреду президента доложили, что "Аэрофлот" по-прежнему отказывается от покупки воронежских самолетов, несмотря на указание правительства России заключить соглашение об этом.
В 1998 году правительство освободило "Аэрофлот" от уплаты таможенных пошлин и НДС (40% от стоимости техники) за ввоз самолетов Boeing и Airbus в обмен на обещание авиаперевозчика закупить отечественную авиатехнику. В 1999 году "Аэрофлот" в рамках соглашения заключил предварительное соглашение с лизинговой компанией "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) на сумму около $300 млн по строительству шести Ил-96-300 на воронежском авиазаводе. Лизинговые платежи должны были составить $350 тыс. в месяц. Однако ИФК увеличила лизинговую ставку до $500 тыс. в месяц, объяснив рост платежей повышением требований авиаперевозчика к отделке салона и установкой дополнительного оборудования. "Аэрофлот" посчитал расценки завышенными.
В конфликт двух сторон вмешалось правительство РФ. 3 ноября вице-премьер правительства по промышленности Борис Алешин привез на воронежский авиазавод генерального директора ОАО "Аэрофлот" Валерия Окулова и гендиректора ИФК Александра Рубцова и дал им два часа времени, чтобы договориться, а сам отправился на другие предприятия Воронежа. Когда он вернулся, оказалось, что господин Окулов, сославшись на занятость, улетел, пообещав подписать соглашение в Москве на следующий день и отозвать судебные иски. Однако соглашение подписано не было, а судебный процесс между "Аэрофлотом" и ИФК продолжился.
В конце прошлой недели на госсовете воронежский губернатор Владимир Кулаков попросил вмешаться в конфликт президента России Владимира Путина. Президент отправил своего полпреда Георгия Полтавченко на месте разобраться в ситуации и доложить ему.
Вчера утром господин Полтавченко прибыл на воронежский авиазавод, где его провели по всем цехам предприятия. Главный инженер ВАСО Михаил Шушпанов рассказал господину Полтавченко, что завод получает заказы и уже запущены в серийное производство российско-украинские Ан-148 и Ил-76МФ. "Эти самолеты начнут приносить прибыль через 5-7 лет, а пока нас могут поддержать только деньги "Аэрофлота"", - сказал господин Шушпанов. "Вы вложите в ВАСО $135 млн, а получите в виде налогов $3 млрд", - убеждал господина Полтавченко воронежский губернатор Кулаков.
Господин Полтавченко на просьбы авиастроителей и воронежских властей ответил на брифинге для журналистов. Он заявил, что воронежский авиазавод - перспективное предприятие и его нужно поддерживать, и пообещал доложить о ситуации президенту Путину и тем самым помочь воронежским авиастроителям. После этого обещания господину Полтавченко показали уже готовый к полетам новый президентский лайнер Ил-96-300ПУ. Он стоял на взлетной полосе завода, но служба охраны предприятия сразу же предупредила журналистов, что снимать его нельзя даже издали.
После посещения ВАСО Георгий Полтавченко провел закрытое совещание с правоохранительными органами по подготовке к выборам в Госдуму. Вчера вечером Георгий Полтавченко уехал в Белгородскую область.
В пресс-службе компании "Аэрофлот" корреспонденту "Ъ" сообщили, что сейчас у компании нет никаких противоречий с ИФК, а судебные иски отозваны. "Идет рабочий процесс согласования финансовых аспектов лизинга и подготовка к подписанию соглашения", - пояснили в пресс-службе авиакомпании. Однако на вопрос о сроках подписания этого важного для ВАСО документа в "Аэрофлоте" ответить так и не смогли.
http://www.kommersant.ru/region/vrn/page.htm?year=2003&issue=212&id=46592&rubric=212
ДМИТРИЙ ОРИЩЕНКО
20.11.2003