Сегодня можно говорить о том, что подготовительный период в реализации приоритетных национальных проектов в основном закончен. Опыт первых месяцев реализации подсказывает направления совершенствования законодательной и организационной базы; некоторые масштабные мероприятия только начинают выполняться. Кроме того, в жизни страны планируются крупные события, которые неизбежно окажут влияние на сами условия реализации национальных проектов - такие, как вступление России во Всемирную торговую организацию.
Среди схем достижения целей национальных проектов есть относительно простые, состоящие в прямом выделении денежных средств конечным получателям, и более сложные, в которых ассигнования из государственного бюджета работают через механизмы рыночной экономики. Последние в большинстве своем являются сравнительно новыми для российской жизни, и потому их отработка еще далеко не закончена.
О том, как работают сегодня некоторые из этих новых механизмов, и о ближайших перспективах национальных проектов рассказывает Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Герман Оскарович Греф.
Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"
Одной из важнейших стратегических новаций последних лет в жилищном вопросе можно назвать становление первичного ипотечного жилищного кредитования: его ежегодный объем вырос с 3,6 млрд рублей в 2002 году до 18 млрд рублей в 2005 году. Сегодня главная собственная проблема ипотеки заключается в дисбалансе между потребительским спросом на длинные дешевые кредиты и банковскими предложениями коротких и дорогих кредитов.
На решение данной проблемы направлена Концепция развития системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России, утвержденная Правительством РФ в 2005 году. Государственная поддержка мероприятий Концепции, состоящая в пополнении уставного капитала ОАО "АИЖК" и предоставлении государственных гарантий РФ по заимствованиям Агентства, должна привести к росту объемов ипотечного кредитования до 400 млрд рублей к 2010 году.
Вместе с тем уже имеющийся опыт показывает, что увеличение объемов ипотечных кредитных ресурсов без адекватного увеличения предложения жилья способствует ускоренному повышению цен.
Для наращивания ввода новых площадей первостепенное значение имеет реализация подпрограмм "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" и "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", предусматривающих финансирование мероприятий за счет средств федерального и региональных бюджетов, а также частных инвесторов. В настоящее время разработаны и приняты все нормативные правовые акты, требующиеся для организации работы по этим подпрограммам. Росстрой уже провел конкурс и отобрал инвестиционные проекты по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, которым в 2006 году будет оказана государственная поддержка.
Особое внимание в последнее время обращено на малоэтажное домостроение. Для его стимулирования Правительством РФ было принято решение о дополнительной государственной поддержке инвестиционных проектов, обеспечивающих земельные участки коммунальной инфраструктурой именно в целях малоэтажного домостроения, - для данной категории проектов процентная ставка по привлеченным кредитам будет полностью субсидироваться.
В части законодательного обеспечения малоэтажного строительства Минэкономразвития России совместно с Минрегионом России разработан план подготовки законопроектов, последовательно решающих проблемы, возникающие при:
- изменении категории земель (отмена уплаты потерь сельскохозяйственного производства, упрощение порядка перевода в земли поселений);
- резервировании и изъятии земельных участков для строительства дорожной, коммунальной и социальной инфраструктуры;
- изъятии земельных участков, не используемых по целевому назначению;
- отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предоставленными государственным и муниципальным учреждениям;
- передаче земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов и органов местного самоуправления;
- проведении аукционов при предоставлении земельных участков под застройку;
- регулировании строительной деятельности (уточнение технических требований, отмена строительного надзора для малоэтажной застройки);
- управлении имуществом общего пользования в поселках и кварталах индивидуальной и малоэтажной жилой застройки.
Безусловно, уровень эффективности реализации данных направлений во многом будет зависеть от усилий региональных и муниципальных администраций. В связи с этим федеральные органы исполнительной власти ведут постоянную работу с региональными руководителями по вопросам формирования земельных участков и их предоставления на аукционах по согласованному графику, максимально быстрого согласования проектной документации, контроля за целевым использованием земельных участков, переданных под жилищное строительство. Большое значение имеет также проведение целевых консультаций с кредитными организациями, определение строительных компаний, имеющих необходимые мощности для проведения строительных работ.
Приоритетный национальный проект "Образование"
Новым для нашей страны, и потому достойным подробного освещения является проект создания бизнес-школ для подготовки национальной элиты управленческих кадров, которая смогла бы решать задачи повышения конкурентоспособности страны в XXI веке. В рамках национального проекта к 2008 году должны начать
действовать две бизнес-школы - в московском регионе и в Санкт-Петербурге.
Первым получил определенность план создания бизнес-школы - Высшей школы менеджмента на базе факультета менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета и в рамках его организационной структуры - он был поддержан Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года No576.
Рабочей группой Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета разработан план, предусматривающий развитие кадрового потенциала Высшей школы менеджмента, организацию дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава, привлечение зарубежных преподавателей, разработку новых программ, методик и технологий подготовки высококвалифицированных управленческих кадров, оснащение Высшей школы менеджмента оборудованием, необходимым для осуществления образовательного процесса, проведение мероприятий по продвижению бизнес-школы на российском и международных рынках образовательных услуг, а также текущее содержание дворцово-паркового ансамбля "Михайловская дача" и подготовку к созданию загородного кампуса Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.
Федеральным бюджетом на 2006 год на финансирование мероприятий по созданию и развитию бизнес-школы в г. Санкт-Петербурге выделены бюджетные ассигнования в объеме 500 млн рублей.
В настоящее время Минэкономразвития совместно с Минобрнауки подготовлен и направлен в Правительство РФ проект распоряжения Правительства Российской Федерации об оказании в рамках национального проекта "Образование" поддержки созданию и развитию бизнес-школы, учреждаемой Некоммерческим партнерством
"Московская школа управления".
Инвестиционный проект "Московская школа управления "Сколково" реализуется в Одинцовском муниципальном районе Московской области. Школа на 700 учебных мест будет расположена на земельных участках общей площадью 255 600 кв. м, принадлежащих Некоммерческому партнерству на правах собственности. Техническим заказчиком проекта по итогам конкурса в июне 2006 года строительный комитет Некоммерческого партнерства утвердил компанию ГУП "Мособлстройинвесткредит".
Главные задачи московской бизнес-школы в основном те же, что и петербургской: подготовка высококвалифицированных управленческих кадров для российской экономики, способных обеспечить повышение ее конкурентоспособности; проведение перспективных исследований современных тенденций развития российской и мировой экономики, инновационных подходов к осуществлению управленческой деятельности и ведению бизнеса.
Приоритетный национальный проект "Здравоохранение"
Цели, которые ставятся в рамках национального проекта в сфере здравоохранения, поистине масштабные: увеличить продолжительность жизни, снизить уровень заболеваемости и инвалидности; повысить доступность и качество медицинской помощи населению; развивать профилактическую составляющую здравоохранения; повысить роль участковой медицинской службы, создать условия для увеличения объема оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе; сделать высокотехнологичные виды медицинской помощи доступными не только для привилегированных слоев, но и для всего населения.
Сейчас в работе находятся проекты документов о продлении действия Национального проекта "Здоровье" на 2008-2009 годы. В них есть ряд дополнений, которые должны решить проблемы с организацией медицинской помощи пострадавшим при дорожнотранспортных происшествиях, острых отравлениях, больным с сосудистыми заболеваниями, оснащения учреждений родовспоможения медицинским оборудованием, развития новых высоких технологий в федеральных специализированных учреждениях, создания перинатальных центров.
В соответствии с посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года принимаются меры, направленные на повышение качества медицинских услуг, предоставляемых женщинам в период беременности и родов и новорожденным. Стоимость родового сертификата увеличится с 7 до 10 тыс. руб.
Чтобы повысить эффективность разработки и реализации современных медицинских технологий и новых методов диагностики и лечения образовано Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи, подведомственное Минздравсоцразвития России.
Создание данного агентства позволит на федеральном уровне решать проблемы по оказанию дорогостоящих (высокотехнологичных) видов медицинской помощи на основе государственного задания; развивать федеральные центры высоких медицинских технологий для постановки "на поток" наиболее востребованных видов высокотехнологичной медицинской помощи; интеграции и преемственности сети новых Центров с действующей системой федеральных специализированных медицинских учреждений; координации научной и инновационной деятельности медицинских организаций по разработке и внедрению современных медицинских технологий, экспериментальным разработкам и клиническим испытаниям новых медицинских изделий, медицинского оборудования, лекарственных средств.
Приоритетный национальный проект "Развитие АПК"
Реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК" осуществляется по трем направлениям. Первое: "Ускоренное развитие животноводства". Второе: "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе", где будут созданы условия привлечения в отрасль инвестиционных ресурсов, повышения доступности кредитных ресурсов для финансирования строительства и модернизации животноводческих комплексов. Будет обеспечено наращивание объемов поставок техники, оборудования и племенного скота на условиях лизинга, стимулирование импорта технологического оборудования для животноводства и первичной переработки продукции, не имеющего российских аналогов. Третье направление - "Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе". Оно будет реализовываться путем предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по строительству (приобретению) жилья для молодых специалистов и их семей на селе.
Одним из острых вопросов, уже довольно долгое время вызывающих бурные дискуссии среди законодателей, представителей исполнительной власти, специалистов отрасли и общественных деятелей, является оценка перспектив отечественного агропромышленного комплекса в связи с предстоящим вступлением России в ВТО. По поводу влияния этого события на развитие национального проекта "Развитие АПК" высказываются различные мнения, и на эту тему стоит поговорить подробнее.
После вступления в ВТО сельскохозяйственная отрасль, наряду с другими секторами экономики, будет развиваться с учетом норм и правил этой организации. Фактически это означает, что российская сторона возьмет на себя определенные обязательства и получит взамен ряд преимуществ.
Исходя из правил ВТО, Россия сохранит возможность применения всего набора мер господдержки сельского хозяйства. Задача состоит лишь в том, чтобы грамотно распределять средства по конкретным программам. Лишь те меры, которые по классификации ВТО оказывают искажающее влияние на торговлю (так называемые меры "желтой корзины"), ограничиваются по суммарному объему. При этом Правительство РФ на переговорах по присоединению к ВТО отстаивает позицию по максимально разрешенному размеру мер "желтой корзины", превышающему текущий уровень поддержки примерно в три раза.
Меры "зеленой корзины", направленные на развитие сельских территорий, модернизацию инфраструктуры, повышение образовательного уровня сельских жителей и т.д., ВТО не ограничивает. Таким образом, соблюдение Россией правил ВТО не затронет социальную составляющую национального проекта и благотворно скажется на расширении возможностей предприятий аграрного сектора.
Правила ВТО предусматривают набор торгово-политических инструментов, которые позволят стране защищать свой внутренний рынок. Для защиты национальных производителей от субсидируемого импорта сельхозтоваров возможно применение компенсационных мер; кроме того, в случае демпинга или резко возросшего импорта возможно введение антидемпинговых и специальных защитных мер. Все эти инструменты уже предусмотрены действующим российским законодательством, которое полностью соответствует нормам и правилам ВТО.
С целью защиты отечественного товаропроизводителя российская сторона на переговорах отстаивает сформированные к настоящему времени тарифные обязательства в отношении сельскохозяйственных товаров. Существующие договоренности в рамках правил ВТО предусматривают на момент присоединения сохранение действующего уровня тарифной защиты, а для ряда товаров (мясная группа, молоко и молочная группа, зерновые) - возможность его повышения. Ставка конечного уровня связывания не снизится ни по одному из вышеперечисленных товаров ниже ныне действующей ставки. Кроме того, Российская Федерация сохранила за собой право применения механизма тарифных квот на ввоз говядины, свинины и птицы до 2009 года включительно и, по результатам дополнительных переговоров, на последующий период.
В целом членство в ВТО открывает перед российскими компаниями новые возможности и перспективы развития в условиях стабильного внутреннего законодательства и транспарентной торговой политики. При этом гарантией отсутствия негативных последствий либерализации доступа на рынок и принятия иных обязательств в рамках присоединения России к ВТО является проведение Правительством РФ сбалансированной и рациональной внешней экономической политики. Такая политика должна предусматривать разумное применение мер регулирования внутреннего рынка, устранение неоправданных ограничений для ведения бизнеса, формирование здоровой конкурентной среды и создание условий для повышения мобильности ресурсов и факторов производства внутри российской экономики.
ГРЕФ Герман Оскарович
- Министр экономического развития и торговли Российской Федерации
ООО "ДиректПресс", 2005 г.