Эксклюзив
Мельников Алексей
22 августа 2016
1568

Гимн спецам (или почему простой работяга может стать важнее министра)

Main mel

Сан техника

Его номер сотового я храню так же свято, как и номера телефонов членов своей семьи, ближайших родственников и начальника по работе. Почти каждое утро, выходя из дома, я натыкаюсь взглядом на него, спешащего с неизменным своим спутником – пузатым саквояжем - по нескончаемым вызовам.

Его облеченная в синюю спецовку долговязая фигура, уверенное топанье по тротуару его кирзовых башмаков, карандаш и маленький светодиодный фонарик в нагрудном кармане всегда внушают мне какое-то необъяснимое спокойствие.  Когда я его встречаю во дворе по утрам, во мне просыпается давно забытое чувство «уверенности в завтрашнем дне». Ну и, конечно, в сегодняшнем – тоже.

Потому как, если что – Роман поможет: заменит сорванный кран, залатает прохудившиеся трубы, вставит счетчик, устранит течь, быстро спрыгнет в подвал и пошерудит там какими-то задвижками, чтобы батареи в квартирах превратились из холодных в горячие.

Роман – сантехник нашего жэка. Ты можешь не знать имен и фамилий руководителей жилищно-коммунальных контор, начальников соответствующих управлений, имеешь полное право не помнить фамилии министров ЖКХ и даже не подозревать о существовании таких министерств в принципе, но не знать своего «сантехника Романа» ты не имеешь права. Потому как у таких людей особенный сан – некоего оберега. Оберега жилища, семьи, очага, уюта – как хотите… А такими вещами, сами понимаете, не разбрасываются.

«Почему пошёл не в самую, прямо скажем, престижную профессию?» - поинтересовался как-то между делом у своего сантехника Романа. «Наверно, стабильность ремесла. Без грамотного сантехника – и жизни никакой, - раздумчиво заметил наш незаменимый жэковский «Левша». -  Ты всегда уверен, что будешь востребован как специалист». «Бросать это дело не пробовал? Вокруг вон сколько модных иностранных заводов понаоткрывалось. Да и с зарплатой там, наверное, получше будет…» - «Нет. А зачем?» - «Выходит, патриот слесарно-технического дела?» - «А почему нет? Конечно!..»

Товарищ автобус

Помню, в раннем детстве страстно хотел стать водителем междугороднего автобуса. Завораживали мягкие сиденья, могучий руль, набалдашник рычага переключения скоростей. А широченные окна? А обзор? А пробегающие незнакомые дали за окном? В «Икарусы» залезал как под гипнозом. Даже не помню, дышал или нет… 

Прошли годы, и я не стал водителем этой волшебной большой машины. Этого переливающегося металлом и стеклом четырехколесного чуда. И уже не стану им никогда. Но все равно с великой нежностью всякий раз провожаю взглядом прекрасные белые каравеллы, эти ЛиАЗы и НефАЗы, что царственно проплывают в назойливо кипящем легковушками автомобильном море Калуги. 

В их плавном покачивании угадывается сдержанность и аристократизм, мягкая снисходительность и достоинство знающих себе цену профессионалов. Всегда верил, что в кабинах там могут находиться только какие-то особенные люди. Что за рулем автобуса, что за штурвалом аэробуса - только настоящие профи… 

Водитель Валерий Качурин доброжелателен, сдержан и немногословен. Немного устал: на ногах (точнее, на колесах) с четырех утра: доставить утреннюю смену на один калужский завод, забрать ночную с другого, вернуться вновь к первому. И так без конца…

- Вообще-то шофер – это у нас семейное, - признается Валерий. - Дед на фронте погиб. Прямо за рулём полуторки.  Отец 50 лет за баранкой. Я – уже почти 30 лет. Брат – водитель. Сын – шофер. Внук… 

Тут Валерий Николаевич на секунду задумался. 

- Знаете, тяжелая все-таки у нас работа. Посмотрите, что творится сейчас на дорогах: движение, пробки, низкая культура вождения… Честно говоря, я бы внуку не пожелал такой доли. Выбрал бы что полегче. Сами видите: рабочие профессии сегодня не в моде… 

Пробую с Валерием спорить. Ищу доводы. Один из них - недавний чемпионат мира среди самых искусных работяг. Утверждают, что там был настоящий фурор, фонтан мастерства и немереное уважение интеллектуальной Европы к настоящим профессионалам, в особенности к молодым. То есть у Запада все с дальним прицелом. Правда, Россия пока тут в новичках. Швейцарский и южно-корейский пролетариат пока что поискусней будет. Ничего, уж чем-чем, а «Левшами» Россию Бог не обидел. Годик-второй - и потягается наша рукастая молодежь с мировой рабочей элитой… 

«Ну, дай-то Бог», - пожимает плечами Валерий. Для себя никакого другого, кроме соленого шоферского хлеба, не признает. С 1986 года за рулем. В армии - тоже на колесах. После армии - вновь за баранку. Та с каждым годом все явственней ощущала уверенность и профессионализм лежащих на ней крепких Валериных рук: за многие годы ни одного ДТП. 

- Автобус - это моя жизнь, - поглаживая чистенький белый бок своего ЛиАЗа, говорит Валерий Качурин. - Сам не знаю, как все так сложилось. Кто-то говорит: это свыше… 

Пытаюсь спросить что-то об особой любви к технике. Качурин на секунду задумывается. 

- Пожалуй, это уже и не техника. Автобус как член семьи. И отношение к нему соответствующее. 

Лицо водителя вдруг становится тревожным. Валерий Николаевич вспоминает недавнюю историю, чуть не стоившую малюсенькой царапинки его любимому ЛиАЗу. 

- И из-за такой мелочи переживать? - удивленно поднимаю брови на собеседника. 

Качурин недоуменно смотрит в ответ. Чувствую, что спросил глупость. Вроде как заподозрил любящего отца в отсутствии нежности к своему ребенку. Валерий, старательно сдерживая нахлынувшие на него чувства, пытается втолковать: 

- Автобус – это святое. 

Качурин все чаще поглядывает на часы. Время перекура я выкрал у него без остатка. Скоро опять за руль: дороги, заводы, светофоры, пробки… Сотни ставших уже знакомыми заводских лиц, натруженных рук, мастера, умельцы, профи… Большой белый ЛиАЗ из сплошных профессионалов. И плюс еще один – за рулем… 

Солдаты сопромата

На днях столкнулся с неразрешимой задачей – вздумал пересчитать, сколько же в моей семье машиностроителей. Плюс – в числе ближайших знакомых. Сбивался и начинал сначала раза три: отец, брат, дети (пока еще студенты Бауманского)… Затем перекинулся на семью брата – еще четверо. Потом - на семью одного дяди в Сибири – еще пять человек, на семью второго дяди – еще двое… Вышел в подъезд. Раньше наполовину он был машиностроительный – дом-то заводской. Теперь, правда, меньше осталось, но все равно кто-то да стучит в 6 утра дверью, отправляясь на смену.

Двор – тоже был насквозь инженерно-токарно-фрезерный. И наш, и соседний, и дальше – тоже заводской. Даром что улица – Пролетарская. Помню, отец шага не мог ступить, чтобы не поприветствовать очередного знакомца-заводчанина. Вся эта несметная общность рукастых и головастых спецов именовалась у нас в семье одним емким словом - «моторостроители». Оно было гораздо шире своего узкоспециализированного толкования: мол, это – люди, занимающиеся на одном из калужских заводов созданием мощных моторов. Нет – слово вбирало в себя не только инженерно-механическое направление деятельности большинства соседей по нашему двору, дому и подъезду, но и бытие всех вышеперечисленных в качестве цельного организма. Академик Вернадский, очевидно, назвал бы это явление «машиностроительной ноосферой»… 

Самые важные и нужные для жизни вещи человек, как правило, не замечает. Мы не чувствуем воздух, которым дышим. Не обращаем внимания на солнце, которое без устали обогревает нас. На воду, которая вроде бы и не входит в продуктовую корзину, но без нее как-то не очень получается приготовить что-нибудь путное. Да и просто прожить более трех дней вряд ли получится. Практически на хромосомном уровне в нас заложено восприятие неизбежности электричества, газа и канализации. Как будто Всевышний снабдил ими землю в первый день творения, так же, как воздухом, водой и солнечным светом. 

Откиньте любую из этих составляющих бытия, и бытия не будет: без воздуха не будет, газа, электроэнергии, воды, восходов и заходов солнца… Не будет его и в отсутствие еще одной важнейшей и ставшей уже почти невидимой сущности – машин. Не тех банальных, что «развлекают» нас созданием пробок на дорогах, а машин, если так можно выразиться, с большой буквы. Тех, что начинал еще чертить на песке Архимед и Герон Александрийский, потом - на бумаге великий Леонардо, затем очередь дошла до Куньо, Кулибина, Уатта, Ползунова, Даймлера, Пузырева, Бентли, Форда и дальше вверх – Туполева, Циолковского, Сикорского, Королева… 

Человек сегодня «дышит» машинами точно так же, как воздухом. Во всяком случае без них он будет ощущать себя космонавтом, потерявшим в космосе баллоны, то есть обреченным. Созданию простейших механизмов человек обязан ключевой прибавке к своему научному наименованию: то жили бы мы где-нибудь в пещерах, как никому не интересные неандертальцы, а так обзавелись солидным рейтингом и к скучноватому зоологическому «homo» сделали довольно принципиальное биолого-технологическое уточнение – «sapiens». 

Алексей Мельников, Калуга.

Фото автора.

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован