О развитии и совершенствовании системы государственных заказов области в 2008 году. Начало года - традиционное время для подведения итогов и определения направлений развития. Итоги своей работы за год подвели и в Комитете государственного заказа области. Что нового удалось сделать в 2008 году для развития системы государственных закупок области? Об этом наш сегодняшний разговор с председателем Комитета государственного заказа области Александром ТОРОПОВЫМ.
- Александр Александрович, чем знаменателен 2008 год в сфере размещения государственных закупок Вологодской области?
- Важным событием стало развитие информационного обеспечения системы госзакупок, в частности внедрение автоматизированной информационной системы "Государственный заказ Вологодской области", которая обеспечила открытый доступ к процессу планирования, формирования, размещения, исполнения заказов в Интернет-пространстве и внедрение электронного документооборота между всеми участниками процесса закупок.
Автоматизированная система позволяет оперативно обрабатывать документы, создаваемые в процессе размещения государственных заказов области, и успешно эксплуатируется в органах государственной власти области. В 2008 году установлено более 400 автоматизированных рабочих мест.
Кроме того, в рамках внедрения автоматизированной системы создан специализированный официальный сайт Вологодской области в сети Интернет для размещения информации о размещении государственных заказов области - www.gz.gov35.ru. О популярности сайта можно судить по цифрам: его посещают более 500 пользователей в сутки.
- Какие преимущества появились у участников процесса закупок в связи с внедрением автоматизированной информационной системы "Госзаказ"?
- Прежде всего это возможность быстрого обмена электронными документами, что в отличие от бумажного варианта экономит время и снижает затраты на проведение процедур размещения государственного заказа. Например, применение автоматизированной системы позволяет государственным заказчикам создавать документы и оперативно, в течение нескольких минут, направлять их для опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте.
Автоматизированный обмен осуществляется на всех стадиях размещения государственного заказа: планирование, формирование, размещение, исполнение - и стал возможен благодаря внедрению электронно-цифровой подписи, которая придает электронным документам юридическую значимость и тем самым защищает участников процесса закупок от обманных и противоправных действий (подделка, искажение информации).
Все документы, создаваемые в автоматизированной системе, проходят обязательные проверки на соответствие требованиям законодательства о размещении заказов. Таким образом, снижена вероятность ошибок в объявлениях государственных заказчиков и, как следствие, риск проведения с нарушениями процедур размещения государственного заказа области.
Что же касается поставщиков, то в их пользование предоставлен удобный и интуитивно понятный сайт, на котором в открытом доступе находятся сведения о запланированных, текущих и завершенных государственных закупках, а также информация о государственных контрактах, заключенных по итогам проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок.
Все это делает систему государственного заказа области открытой, прозрачной и доступной для общественного контроля, способствует созданию единого экономического пространства на территории области, устранению причин и условий, порождающих коррупцию.
- Некоторые регионы при проведении закупок для государственных нужд применяют электронные процедуры. Как обстоят дела в Вологодской области?
- Комитетом государственного заказа области проведен ряд подготовительных мероприятий организационного, технического и правового характера в целях создания необходимых условий для введения в практику электронных закупок, в частности аукционов в электронной форме.
Создана электронная торговая площадка, на которой будут проводиться электронные аукционы, проведены семинары для поставщиков области по разъяснению правил участия в электронных процедурах, началась работа по аккредитации поставщиков, проведены тестовые процедуры с целью устранения возможных сбоев в работе.
С 2009 года комитет начинает проведение аукционов в электронной форме, в которых поставщики смогут принять участие, не покидая свое рабочее место. Для участия в электронных аукционах необходимы только компьютер и доступ к сети Интернет.
- Александр Александрович, как вы оцениваете состояние системы государственного заказа области в 2008 году?
- На мой взгляд, система государственного заказа области развивается динамично и отличается достаточно высокими темпами роста. Необходимо отметить не только постоянный рост объемов закупок по государственному заказу, но и растущий интерес к размещению государственного заказа со стороны поставщиков.
Высокий уровень развития системы государственного заказа области также был отмечен на всероссийских выставках в Москве и Санкт-Петербурге, в которых Комитет госзаказа области принимал участие с целью обмена опытом в сфере размещения заказов и налаживания партнерских отношений с другими регионами РФ.
В 2008 году продолжилась передача полномочий по размещению государственных заказов Комитету госзаказа области от органов исполнительной государственной власти, государственных учреждений области. По состоянию на 1 января 2009 года комитет организует и проводит закупки всеми предусмотренными законодательством способами (конкурсы, аукционы, запросы котировок) для 173 государственных заказчиков.
В целом анализ показателей размещения государственного заказа области за 2008 год в сравнении с предыдущими периодами позволяет сделать вывод о том, что при размещении государственного заказа области произошли и продолжают происходить положительные структурные изменения: увеличение числа торгов (конкурсов и аукционов) и снижение закупок у единственного поставщика, а также рост экономии средств областного бюджета.
За счет проведения процедур по размещению государственного заказа на территории области сокращение средств областного бюджета по поставкам товаров, работ и услуг для государственных нужд составило более 260 млн. руб. В результате в 2008 году проведено более 3 тыс. закупок и заключено контрактов на сумму более 4,2 млрд. руб.
- От чего зависит эффективность государственных закупок? Какие меры для ее повышения были предприняты в 2008 году?
- Эффективность проведения закупок для государственных нужд зависит от многих факторов, в числе которых - уровень развития конкуренции на рынке товаров, работ и услуг, а также правильное определение заказчиком начальной (максимальной) цены контракта.
С целью повышения эффективности государственных закупок Комитетом госзаказа области проделана большая работа по привлечению поставщиков к участию в закупках: проводились семинары для поставщиков, были созданы новые информационные каналы для привлечения организаций малого бизнеса к участию в закупках для государственных и муниципальных нужд.
Следует отметить, что с целью развития добросовестной конкуренции, стимулирования поставщиков, работающих с государственными заказчиками области, комитет проводит ежегодный конкурс "Лучший поставщик года". По итогам 2008 года дипломами в 9 номинациях награжден 21 поставщик продукции для государственных нужд области.
Кроме того, специалистами комитета проводились маркетинговые исследования рынка, мониторинг цен. В результате создан информационный справочник цен с целью оказания помощи государственным заказчикам области при определении начальной цены закупки.
- А как в 2008 году обстояли дела с подготовкой кадров в сфере закупок?
- Комитет госзаказа области проводит постоянную работу по обучению специалистов органов исполнительной государственной власти области, органов муниципальных образований, специалистов государственных и муниципальных учреждений, занимающихся вопросами размещения заказа.
2008 год не стал исключением: в течение года проведено 13 семинаров, в том числе три выездных для муниципальных районов области, в которых приняло участие более 500 человек.
Кроме того, по инициативе Комитета госзаказа в филиале Северо-Западной академии государственной службы в Вологде открыты курсы повышения квалификации по теме "Управление государственными и муниципальными закупками". В 2008 году на курсах прошли обучение 45 человек.
- Александр Александрович, каковы планы дальнейшего развития системы государственного заказа области?
- В планах продолжить работу по развитию и совершенствованию системы государственного заказа области, в том числе нормативной правовой базы, методического, информационного, кадрового обеспечения государственных закупок, а также введение в практику биржевых закупок товаров. Размещение заказов на товарных биржах будет способствовать дальнейшему развитию добросовестной конкуренции, прозрачности и эффективности государственных закупок.
Я убежден, что государственные расходы должны быть прозрачны и понятны каждому гражданину России. Система государственного заказа призвана обеспечить открытость и эффективность госзакупок. Это главная цель нашей работы.
Александр ИВАНОВ
krassever.ru