Профессор Александр Гусев в интервью Наталье Дегтяревой, корреспонденту журнала «Международная жизнь» http://www.interaffairs.ru/ 20.02.2017 года, эфир в 13:00 мск.: повышенное внимание к Мюнхенской конференции по безопасности-2017 было обусловлено, прежде всего, невнятными перспективами будущего европейского, до и мирового порядка. Отсутствие у европейских лидеров конкретной информации о содержании будущей внешней политики США, ее евроатлантического вектора и перспектив развития Североатлантического блока, вот основные тревоги европейцев.
Конечно, это стало важным фактором роста неуверенности, уныния и растерянности столицах стран Евросоюза.
В силу этого Евросоюз сейчас находится в зоне, так называемого, турбулентного состояния и вынужден решать несколько основных задач: это и дальнейшее развитие единой европейской политики безопасности, и создание оборонной политики, вплоть до формирования собственной европейской армии.
И все это на фоне системного кризиса Евросоюза, включая Брекзит, невиданный доселе миграционный кризис, рост радикальных настроений во многих европейских странах.
Я бы охарактеризовал этот системный кризис в Европе как «цугцванг». Есть в шахматах такое понятие, при котором каждый следующий ход только осложняет ситуацию. Вот и Европа, а особенно ее лидеры находятся в состоянии цугцванга, ведь в этом году президентские выборы во Франции и парламентские в Голландии, и в Германии, а Германия и Франция – столпы Евросоюза.
Но вернемся в Мюнхен. На конференции прозвучали заверения американцев в преданности трансатлантической солидарности и совместным ценностям, однако ясности в содержание будущей американской внешней политики они не внесли.
Конечно, было бы куда интереснее и веселее, если бы среди более чем 500 участников на конференции появились Дональд Трамп и Владимир Путин, но ожидания не оправдались. Президенты России и США не стали торопить события и перенесли встречу на более дальнюю перспективу.
Майкл Пенс, при всем уважении к вице-президенту Америки, фигура менее значимая, вот он конференцию посетил, но ситуацию в целом не прояснил.
Кстати, накануне состоялась встреча министров обороны стран НАТО и заседание министров иностранных дел «Группы двадцати». Однако и от них ожидаемого «эффекта разогрева» не получилось.
В Мюнхене многие в кулуарах вспоминали, а некоторые даже отмечали десятилетие мюнхенской речи Владимира Путина. Вот, она действительно произвела в 2007 году «эффект бомбы». Но к сожалению, те мысли, озвученные российским президентом, не были осмыслены европейскими и мировыми лидерами, особенно в части предостережений.
Резюмируя результаты мюнхенской конференции этого года можно сказать так: она не оправдала наших ожиданий и по-прежнему остается лишь площадкой для обмена мнениями, причем не первых лиц в табели о рангах.
Уныние и неуверенность европейских лидеров и непредсказуемость внешней политики Соединенных Штатов - вот главные итоги Мюнхена…
Профессор Александр Гусев в интервью Наталье Дегтяревой, корреспонденту журнала «Международная жизнь» http://www.interaffairs.ru/ 20.02.2017 года, эфир в 13:00 мск.